» » » Тау Кита имеет систему планет, на одной из которых, возможно, есть жизнь

Тау Кита имеет систему планет, на одной из которых, возможно, есть жизнь

20-12-2012, 08:19 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 845)

Тау Кита имеет вокруг себя пять планет и по крайней мере одна из них является «обитаемой зоной». Таковы данные новейшего исследования международной группы астрономов.

По своим параметрам главная основная звезда Кита очень похожа на Солнце. Она находится на расстоянии 11,9 световых лет от Земли.

Международная группа ученых под руководством Микко Туоми из университета Хэртфордшира при наблюдении за ней решила испытать новый высокоточный метод измерения лучевых скоростей.

Астрономы использовали данные сразу трех спектрографов, установленных в Чили, в Австралии и на Гавайях.

При анализе информации они обнаружили колебания лучевой скорости, которые обычно свидетельствуют о наличии планетной системы.

Если данные подтвердятся, звезда Тау Кита окажется второй ближайшей к нам планетной системой после Альфа Центавра.

Одна из пяти планет Тау Кита с периодом обращения 168 дней оказалась в так называемой «зоне жизни» - области, где вода может существовать в жидком состоянии. Обычно это создает условия для зарождения живых организмов.

Так же, как и в случае с Альфа Центавра, планетная система была обнаружена не путем прямого наблюдения через телескоп, а благодаря анализу эффектов, которые возникают при свете звезд.
Основные движения планет представляют собой гравитационный «танец» вокруг главной звезды. Сама звезда также немного колеблется, что воспринимается с Земли как «мерцание».

Изменения цвета звезды могут быть вызваны разными причинами, а не только влиянием планетарных обрит. Астрономы разработали новый высокоточный метод «очистки» данных от помех и искажений. Вычитание смоделированного шума позволяет находить очень легкие планеты путем фиксации лучевых скоростей ниже одного метра в секунду.

«Мы выбрали Тау Кита для исследования, потому что думали, что от нее не будет никакого сигнала», — признается один из авторов исследования Хью Джонс из Хэртфордшира.

Но опыт подтвердил обратное. Планета, которой дали порядковый номер HD 10700e, расположена примерно на таком же расстоянии от звезды, как Земля от Солнца (с учетом разницы в размере звезд). Это позволяет отнести планету к так называемой «зоне жизни».

Новый астрономический метод может привести к открытию огромного числа новых небесных тел, в том числе обитаемых.

Планета рядом с ближайшей к Земле звездой может быть обитаема

Фото: iga-press.ru

МОСКВА, 19 декабря. Группа астрономов предполагает, что вокруг одной из ближайших к Земле звезд, Тау Кита, могут вращаться пять экзопланет, одна из которых относится к потенциально обитаемым. Работа принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Вокруг Тау Кита вращаются пять экзопланет с массой в 2, 3,1, 3,6, 4,3 и 6,6 масс Земли. Их орбитальные периоды составляют 13,9, 35,4, 94, 168 и 640 дней соответственно. Предпоследняя из них, Тау Кита-е, расположена в области, где возможно существование жидкой воды, а значит, относится к классу потенциально обитаемых.

Для наблюдения за Тау Кита ученые использовали несколько телескопов, расположенных в Чили, Австралии и на Гавайях. Кроме того, они разработали сложный метод статистической обработки данных для удаления систематического шума, который еще ни разу не использовался для поиска экзопланет. Из-за применения нового метода, полученные результаты, по словам самих ученых, нуждаются в дополнительной проверке, которая может занять до 10 лет.

Звезда Тау Кита расположена в 12 световых годах от Земли, что в три раза дальше, чем расстояние до ближайшей к нам Альфы Центавра. Тау Кита известна тем, что очень похожа на Солнце — и по спектральному классу, и по возрасту, пишет Lenta.ru.

В своей работе ученые использовали допплеровский способ обнаружения экзопланет. Он основан на том, что планета, вращаясь вокруг звезды, заставляет ее немного покачиваться (пара звезда-планета вращается вокруг общего центра масс).

Скорость этого периодического покачивания обычно невелика и составляет несколько метров или десятков метров в секунду. Однако, наблюдая за светом звезды, периодическое изменение скорости можно измерить благодаря эффекту Допплера. Из-за него излучение звезды периодически смещается то в длинноволновую, то в коротковолновую область. Чем больше масса планеты и меньше масса звезды, тем сильнее наблюдаемое смещение и тем легче обнаружить экзопланету.

Альтернативным способом обнаружения экзопланет является транзитный метод — изучение периодического затмевания планетами света звезды. Таким способом планеты ищет телескоп Кеплера, благодаря которому недавно обнаружены ближайшие к Земле экзопланеты у Альфы Центавра.

Как писал «Росбалт», недавно на орбите звезды Альфа Центавра была обнаружена экзопланета с массой Земли, но, к сожалению, эта планета находится не в обитаемой зоне, поэтому искать на ней какие-либо формы жизни бессмысленно. Эта планета была обнаружена с помощью 3,6-метрового телескопа, расположенного в Ля Силья в Чили. По словам ученых, это самая легкая по массе экзопланета, когда-либо обнаруженная вокруг такой же звезды, как наше Солнце.

В звездную систему Альфа Центавра входит три составляющих: двойная система α Центавра А и α Центавра B и невидимый невооруженным глазом красный карлик Проксима Центавра.

Источник: russian.rt.com.