Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Борис Стругацкий: Наука должна ответить за все

Борис Стругацкий: Наука должна ответить за все


20-11-2012, 07:56 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: virginiya100 | комментариев: (1) | просмотров: (1 808)

  http://www.rg.ru/img/content/43/99/85/strugat250.jpg

Борис Стругацкий: Фэнтези пришло на смену научной фантастике, но ее нынешний читатель предпочитает незамысловатые чудеса.


Борис Стругацкий, создавший в соавторстве с братом десятки произведений, ставших классикой научной и социальной фантастики, рассказал о ее сегодняшнем состоянии и о том, чего не хватает его альманаху "Полдень. XXI век".

Российская газета: Как и когда в вашей жизни появилась фантастическая литература? Аркадий Натанович как-то повлиял?

Борис Стругацкий: Мы оба читали фантастику запоем. В семье было принято читать. Но он, разумеется, был всегда и во всем первым.

РГ: Кто предложил писать в соавторстве, вы или брат?

Стругацкий: Не помню. Никакой "исторической беседы" по этому поводу не было, все получилось как-то само собой. К середине 50-х Аркадий был уже довольно опытным автором - добрая дюжина разнообразной толщины рукописей в столе плюс настоящая книжка (публицистическая повесть "Пепел Бикини"), написанная в соавторстве с приятелем и опубликованная в Детгизе. У меня тоже в столе к этому времени кое-что образовалось, и все это активно обсуждалось - и мои тексты, и его, - так что идея работать вместе попросту напрашивалась. Точку поставила жена Аркадия - Ленка. "Что вы все всех ругаете? Никакие авторы, видите ли, им не нравятся. Раз вы так уж точно знаете, как надо писать, сели бы и написали роман. Слабо?" Соответствующее пари было тут же заключено, и первый наш совместный роман мы принялись писать в 1955 году.

РГ: Я слышал от сведущих людей, что научная фантастика сегодня невозможна. Наука стала настолько тонкой и сложной, что даже одного университетского образования по этой части не хватает. Что вы думаете об этом?

Стругацкий: Я думаю, что нынешний "обморок" научной фантастики - это прежде всего результат общего разочарования, поразившего науку в конце ХХ века. Со времен Жюля Верна наука обещала замечательные чудеса, но уже к середине ХХ века стало ясно, что чудеса эти главным образом малоприятные. Связаны они главным образом с совершенствованием способов уничтожения людей и разрушения городов. Да и полезные вроде бы чудеса сами по себе не радовали. Ильф об этом написал грустно, но точно: "Вот все говорили: радио, радио... И вот - радио есть, а счастья нет". ХХ век не подарил человечеству ни панацеи, ни бессмертия, ни скатерти-самобранки, ни тем более - неразменного рубля. Космос оказался безжизнен и пуст, искусственный интеллект - далек и страшноват, снежный человек, лох-несское чудовище, тайны телекинеза так и не перестали быть красивыми легендами. Самые лакомые порождения фантазии остались игрой воображения, а те "чудеса", которыми склонны так восхищаться высоколобые, на взгляд простого человека, никакими чудесами не являются вовсе, они слишком заумны и слишком далеки от "реальной жизни". Наука более не чревата чудом - она чревата опасностями, малопонятна (тут вы правы) и, видимо, должна ответить за все. И за призрак ядерного Апокалипсиса, и за тихое безудержное умирание природы, и даже за пресловутое глобальное потепление...

РГ: Вы согласны, что научная фантастика теряет просветительски-популяризаторский акцент? Она постепенно превращается в развлекательную литературу?

Стругацкий: Научная фантастика (литература, главным героем которой является научная идея) не способна превратиться в развлекательную литературу. Разве что в каких-то предельных своих вариантах вроде "Звездных дневников Ийона Тихого". НФ - литература мысли, требующая не только сопереживания, но и понимания, она если и развлекает, то делает это весьма специфическим образом. Мы ведь развлекаемся, когда беззаботны, когда нам весело и ни о чем не надо думать. Мы развлекаемся, глотая фэнтези. Фэнтези пришло на смену НФ, и нынешний читатель фантастики предпочитает именно фэнтези - незамысловатые чудеса.

РГ: А может быть, современной фантастической литературе чего-то не хватает?

Стругацкий: Представления не имею. А что, действительно не хватает чего-то важного? Я по роду своей деятельности (как член нескольких литературных жюри) ежегодно прочитываю практически все лучшее, что выходит из фантастики на русском языке. И с удовольствием свидетельствую: два-три десятка книг выходят ежегодно таких, что, появись они в печати в середине 80-х, каждая могла бы вызвать небольшую сенсацию. Как правило, впрочем, это не НФ, а фантастика реалистическая, изображающая вполне реальный мир, только лишь искаженный присутствием Чуда. Либо это антиутопии, либо - "альтернативки", фантастические варианты истории, "изменившей течение свое". Двадцать-тридцать авторов - это сегодня "золотой авангард" отечественной фантастики, и я отнюдь не считаю, что "им не хватает чего-то важного". Конечно, лучше было бы иметь их раз в десять больше. Но тут уж вступает в силу "закон Старджона" о десяти "добрых" процентах: ведь в России всех авторов, пишущих фантастику, как раз две-три-четыре сотни.

Полки книжных магазинов завалены различной фантастической литературой. Я знаю, что в альманах "Полдень. XXI век" любой желающий может отправить свой текст. Часто присылают что-то стоящее, что потом публикуется?

В печать идет примерно один текст из полученных ста. И, к сожалению, отнюдь не все из публикуемого действительно хорошо - без скидок, по гамбургскому счету. Кроме того, мы ведь сильно ограничены объемом: рассказ, небольшая повесть на два номера - вот на что только можем мы рассчитывать. Большинство же действительно сильных авторов склонны писать романы. Нехватка "знаменитостей", наверное, главная беда нашего альманаха. Тем приятнее бывает "открыть" вдруг новое, никому еще не известное имя.

РГ: Это в основном молодые авторы?

Стругацкий: Сравнительно. Двадцать пять - сорок лет. При прочих равных условиях- возраст зрелости.

РГ: Что вы сейчас читаете?

Стругацкий: Новую книжку Андрея Столярова "Звезды и полосы". Только начал и по обыкновению слегка нервничаю. Впрочем, Столяров автор сильный и ровный.

РГ: Где вы сегодня черпаете вдохновение для работы?

Стругацкий: Я ведь больше не пишу беллетристики - только публицистику разного рода. Здесь "потный вал вдохновения" никогда не накатывает - нужды нет. Впрочем, с вдохновением и раньше всегда была "затрудненка", но нас ведь было двое, так что хотя бы одному достаточно было быть в форме, чтобы телега сдвинулась с места, а там уж и второй оказывался на подхвате.

 



Источник: rg.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: virginiya100 (20 ноября 2012 19:33)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Журнал Еsquire в память о скончавшемся 19 ноября писателе Борисе Стругацком повторно опубликовал некоторые его "Правила жизни"
    Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнение.

    У культурных людей гораздо больше оснований напиваться, чем у некультурных. Человек пьет потому, что его желания не соответствуют его возможностям. Он никак не привыкнет к мысли, что жить должно трудно. А хочется — чтоб было просто и легко.

    Мы живем в цивилизации статуса: если ты занимаешь такое-то социальное положение — ты должен жить в таком-то районе, носить такую-то одежду, ходить в такие-то рестораны. Цивилизация статуса существовала всегда. Подростки моего времени щеголяли в немыслимых клешах, злоупотребляли блатным жаргоном — что тоже говорило об их статусе.

    Сам я вообще-то дикий. На свою свадьбу в ресторан «Метрополь» я пришел в спортивных тапочках, а галстук мне одолжил швейцар в гардеробе. Ненавижу одеваться по форме.

    Общий спад при наличии некоторых исключений — вот самое естественное и обыкновенное состояние искусства, литературы, в любое время и в любой стране.

    Мы с братом писали 40 лет назад: «Привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов». Так было — так будет. Это в России — наследственное. Все довольны. Мы умеем изменяться только в силу жестокой необходимости.

    Россия сейчас напоминает Веймарскую Германию конца 1920-х годов. Мы с Алексеем Германом занялись «Трудно быть богом» еще в середине 1960-х — начальство снять фильм не позволило. В 1990-х Герман снова о нем заговорил. Я тогда был уверен, что тема противостояния в России интеллигенции и власти уже не актуальна. Герман смотрел дальше меня и, похоже, оказался прав. Остается только надеяться, что всякая трагедия истории повторяется в виде фарса. Только фарс — это не обязательно смешно. Это еще и дико.

    Ничто так не взрослит, как предательство.

    Женщины не любят рассуждать. Но если начинают, то становятся крайне категоричны.

    XX век для меня — век ослепительных обещаний и кровавых разочарований. Ни панацеи от всех болезней не открыли, ни даже средства от кариеса, не говоря уж о раке. Бедность — не победили. Утопии — не построили. Полет на Марс Королев относил на 1990-е годы — не получилось. Разумной или даже самой примитивной жизни во Вселенной, видимо, нет. На носу — исчерпание запасов углеводородов, тотальный энергетический кризис, возвращение в начало прошлого века. Перефразируя Ильфа: мобильники есть, а счастья нет.

    Мужчина в сорок лет понимает, что жизнь сделана. Или не сделана. В шестьдесят он понимает, что жизнь кончена — остались пустяки.

    Умный, если действительно умен, не знает, что он умный.

    Надо смотреть на все с холодным вниманием. Страна, только-только вынырнувшая из трясины тоталитаризма, снова — и с удовольствием! — погружается в ту же трясину. Что может быть абсурднее, казалось бы? А на самом деле — естественный и закономерный процесс, движение вдоль равнодействующей миллионов воль.

    Будущее мира? Жить станет холоднее, голоднее, несвободнее.

    На самом деле мы c братом никогда не пытались предсказать будущее — мы всего лишь описывали Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map