Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » IT-байки: 10 советов по персональному улучшению мирового климата

IT-байки: 10 советов по персональному улучшению мирового климата


13-07-2009, 16:19 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 034)

IT-байки: 10 советов по персональному улучшению мирового климата

Автор: Владимир Романченко
Дата: 10.08.2008


10 советов для персонального улучшения мирового климата

Экология. Хм. Порой, бывает, часами едешь в поезде, глядишь в окно, а вокруг – леса, поля, реки, озёра, и лишь изредка на глаза попадаются здания, транспорт и другие признаки людской деятельности. Ещё более грандиозные и величественные виды природы открываются из иллюминатора самолёта, особенно над сибирской тайгой – представляете, сколько там чистейшего замечательного воздуха!

Именно в такие минуты в душу закрадывается сомнение, неужели мы, особенно крохотные с высоты птичьего полёта, со своими крохотными автомобильчиками, неужели мы в состоянии изгадить такую огромную планету? Может быть, привирают экологи, просто припугивают при отсутствии реальной проблемы?

Увы, стоя в центре большого города в час пик и задыхаясь от смога, ловишь себя на совершенно противоположной мысли и соглашаешься с "зелёными": вполне возможно, что даже небольшой "ложкой дёгтя" можно испортить не одну планету.

Возможно, истина где-то посередине?

 


Осмелюсь обвинить в глобальном потеплении каждого из нас. Да, каждого, вне зависимости, пользуетесь ли вы газовой плитой или электрической, ездите на бензиновом автомобиле или трамвае. Обвинение в загрязнении атмосферы парниковыми газами, адресованное исключительно крупным компаниям, добывающим и производящим – крупнейшее на свете лукавство. Обвиняя, мы как-то стараемся не вспоминать, что всё это делается ради нас: ради обогрева жилищ, получения пищи, одежды, работы, развлечений и отдыха. Если фабрика или завод "коптят небо", всё это не по вине какого-то абстрактного правительства или злой прихоти обособленной группы людей, всё это делается именно ради вас.

Возможно, выше сказанное прозвучало слишком вызывающе и даже неприятно, но, видимо, только так можно объяснить, что глобальное потепление – это дело рук каждого из нас. Безусловно, борьбу с вредными привычками и глобальными угрозами должны возглавлять и направлять руководители стран и правительства под постоянным контролем профильных специалистов - на то их выбирают, за то им и деньги платят. И всё же есть в этом мире ряд достаточно простых, понятных любому вещей, осознание которых и хотя бы малейшее следование их логичным требованиям может сделать нашу планету чище.

Что же может сделать отдельный человек, или, в конечном итоге, нация экологически-сознательных людей, для нормализации или даже улучшения климата? На днях мне удалось ознакомиться с работами учёных из Принстонского университета (Princeton University) – эколог Стивен Пакала (Stephen Pacala) и физик Роберт Соколов (Robert Socolow).

 

Прогноз загрязнения атмосферы

Они считают, что если совсем ничего не делать в плане улучшения экологии планеты, количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов (в первую очередь углекислого газа) удвоится в последующие 50 лет. Учёные посчитали, что сейчас в атмосфере планеты содержится порядка 800 млрд. тонн углерода в виде CO2, и сжигание органического топлива природного происхождения увеличивает это число на 7 млрд. тонн ежегодно.

 

Парниковые газы

Если схематически представить атмосферу в виде ванны, "наполняемой" углеродными отходами, можно отметить две естественных "сливных трубы" у такой ванны: из 7 млрд. тонн, "наливаемых" в эту ванну ежегодно, порядка двух миллиардов тонн "сливается" посредством поглощения мировым океаном, и около миллиарда тонн растворяет земная биосфера.

 

Парниковые газы

В итоге получается, что накопление 4 млрд. тонн ежегодно всего лишь через 50 лет приведёт к удвоению концентрации рассеянного в атмосфере углерода: если в XIX веке, в пред-индустриальную эпоху, концентрация углерода в атмосфере составляла всего лишь 285 PPM (part per million, единиц на миллион), то совсем скоро этот параметр грозит удвоиться. Да что там далеко ходить: даже нынешний уровень, 380 PPM, является удвоенным показателем по сравнению с атмосферой Ледникового периода.

Впрочем, даже такой мрачный сценарий актуален только в случае удержания атмосферных выбросов на сегодняшнем уровне. Если ничего не делать, выбросы углерода в атмосферу, согласно множественным прогнозам индустриального развития планеты, скорее всего, удвоятся в те же ближайшие 50 лет. Вычитать 3 млрд. тонн, поглощаемых усилиями самой Земли, придётся уже из 14 млрд. тонн.

 

Загрязнение атмосферы

Последствия такого бестолкового захламления атмосферы будут ещё более трагичны и проявятся ещё быстрее. Удвоение скорости загрязнения атмосферы приведёт к значительному изменению мирового климата. Не очень приятно напоминать все эти "пугалки", и всё же – это сокращение урожайности и перспектива глобального голода; это безудержная миграция населения "мёртвых" регионов, увеличение количества эпидемий и резкое снижение здоровья даже у жителей относительно благоприятных мест; это таяние ледников Гренландии и западного ледяного щита Антарктиды, заболачивание регионов, ныне схваченных вечной мерзлотой, значительное повышение уровня Мирового океана, затопление ряда областей планеты, ныне пригодных для жилья; наконец, это засухи, ураганы, тайфуны и наводнения там, где их отродясь не было, в умеренных широтах.

Надо что-то делать.

 


Что делать? Какое отношение ко всему этому имеет высказанная в заголовке материала мысль о "персональном улучшении мирового климата"? Давайте попробуем пройтись по собранным ниже пунктам, подобранным не без помощи компиляции идей из Scientific American, и оценить, имеют ли они какое-нибудь отношение к вам персонально.

 

Жгите как можно меньше минерального топлива

Самый первый пункт – пожалуй, самый сложный. Уголь, нефть, газ и другие виды и разновидности минерального топлива – это то, без чего совершенно немыслима современная цивилизация. Продукты питания, одежда, жильё, транспорт, развлечения и комфорт – всё это "оплачено" тем или иным количеством сожжённого топлива, эпохи назад минерализованного солнцем из живой органики.

Сложнее всего, увы обойтись без нефти. Если даже вы не являетесь владельцем бензинового/дизельного автомобиля и не являетесь "прямым" участником загрязнения атмосферы, всё равно: продукты, произведённые из нефти, окружают ваш быт постоянно. Пластиковые пакеты, бутылки и другая упаковка, изоляция проводов, краска, косметика, бытовая химия и тысячи других наименований – всё это нефть, в процессе переработки которой в атмосферу было выброшено немало грязи, плюс, неизвестно в какой сток ушли жидкие и твёрдые отходы. Сюда же добавим сгорание продуктов переработки нефти для приведения в движение многочисленной армии транспортных устройств – грузовиков, тепловозов, самолётов. Чтобы доставить произведённые для нас из нефти товары в любую точку мира. Почти всё выше сказанное также справедливо и в адрес природного газа.

Ископаемый уголь, благодаря своей относительной дешевизне и широкой распространённости, представляет собой топливо для производства практически половины электроэнергии, вырабатываемой на Земле. Более того, согласно данным International Energy Agency, потребление угля промышленностью и энергетикой год от года только увеличивается.

 

Энергия солнца

Увы, идеальных альтернатив на замену минеральному топливу пока не придумано. И промышленность, и энергетика, и каждый из нас в настоящее время практически полностью зависим от невозобновляемых природных источников энергии. Пресловутое производство биотоплива пока что остаётся менее выгодным занятием, чем транспортировка и перегонка нефти, к тому же чрезмерное увлечение посевами сельскохозяйственных культур ради производства горючего может привести к росту цен на продукты питания и к дальнейшей вырубке лесов. Атомная энергия, при всей своей привлекательности, также требует энергично растущего в цене топлива, не говоря уж о проблемах с утилизацией радиоактивных отходов и высоких требованиях безопасности.

 

Энергия ветра

Безусловно, каждая компания, инвестирующая в биодизели, производство энергии с помощью солнечных батарей и ветряков; уловители, утилизаторы и переработку производственных отходов, сделает гораздо больше, чем любой из нас. И всё же стоит помнить, что приобретая экономичную технику и транспорт, а также заменив в перспективе личный транспорт с "генератором" выхлопных газов на автомобили с альтернативными источниками энергии, мы тем самым инвестируем в своё будущее.

 

Современное жильё не должно обогревать улицу

Не знаю, удивит вас эта информация или нет, но факт остаётся фактом: до трети всего парникового газа во всём мире генерируется в процессе получения энергии для отопления домов. В США, например, этот показатель ещё выше и составляет примерно 43%. Подобной статистики по России мне найти не удалось, но, полагаю, в российских широтах, да с традиционным отношением к наступлению зимних холодов, цифры могут быть гораздо выше.

Каждый может вспомнить открытую настежь форточку в морозный день при круглосуточно горячих батареях. Или многочисленные электрические обогреватели в межсезонье, когда батареи ещё не включены, а также при особо низких температурах за окном. Многие миллионы квадратных метров российских квартир, круглосуточно обогреваемые на протяжении полугода и более, дают нам гигантские цифры расхода энергии лишь на обогрев воздуха. Которые запросто можно уменьшить чуть ли не на порядок, озаботившись рациональным утеплением и отоплением жилища. Как плохие дороги снижают эффективность расхода топлива, так и плохо утеплённые жилища с нерациональным обогревом (и охлаждением) пожирают бесчисленное множество мегаватт впустую растрачиваемой энергии.

Безусловно, некоторые дома, особенно построенные в эпоху ускоренного строительства коммунизма, проще пристрелить, то есть, снести и построить на их месте новое, чем сделать из них что-то энергетически-эффективное. И всё же, наряду со строительством современных, экономящих тепло домов и офисов стоит призадуматься об улучшении уже построенных квадратных метров. Стеклопакеты, тёплые полы, дополнительная изоляция стен и множество других "утеплительных" расходов вполне способны окупить себя даже в кратчайшие сроки.

К сожалению, и здесь – палка о двух концах. То же производство цемента, потребности в котором лишь возрастают при строительстве сберегающих тепло домов, требуют по условиям техпроцесса нагрева известняка и других ингредиентов до температуры порядка 1450°C, в результате чего в атмосферу выбрасывается приличное количество углекислого и других вредных газов. Замена традиционной электрической проводки из сплавов алюминия на более эффективную медную также стоит немалых денег и обходится в приличное загрязнение атмосферы при производстве. И так – по многим пунктам производства современных строительных материалов. И всё же строительство энергоэффективных домов при любом раскладе является более выгодным вложением на длительную перспективу. К тому же, производители строительных и отделочных материалов, инвестируя сегодня в экологически чистое производство и безвредные технологии, могут надеяться на значительные дивиденды в будущем, когда эти технологии станут единственно приемлемым стандартом.

 

На работу – как на праздник. Пешком

Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей – одна из крупнейших проблем современной цивилизации. По некоторым данным, транспорт занимает вторую строчку среди источников парниковых газов в США.

Использование городского транспорта для передвижения на работу – один из наиболее простых способов снижения загрязнения воздуха в городах. Кстати говоря, неумолимая статистика всё чаще говорит о том, что в развитых странах общественный транспорт становится всё более и более востребован – по мере роста цен на бензин. Если же офис находится недалеко, гораздо полезнее пройтись пешком или проехаться на велосипеде.

Выбирая новый автомобиль, в первую очередь стоит оценить не только его имиджевые и скоростные характеристики - оцените, сколько он спалит бензина (а также ваших денег) в ближайший год. И если ещё рановато говорить о реальной альтернативе в виде гибридных, биодизельных и электрических автомобилей (дороговаты они, увы), то выбрать современную машину с минимальным расходом топлива в ваших силах. Разумеется, в нашем мире пока не возможна оценка вещей лишь по критерию практичности – положение (а зачастую обычные "понты"), престиж и комфорт обязывают многих делать выбор отнюдь не из соображений рациональности. Остаётся только надеяться, что катание собственного седалища в булочную на 5-литровом монстре со временем станет столь же безнравственным явлением, как публичное ковыряние в носу и плевки на пол.

 

Prius

Ещё один замечательный способ избежать стояния в пробках, толкотни в общественном транспорте и вдыхания городского смога по пути на работу – найти удалённую работу, работать дома. Кстати, в некоторых случаях это замечательная альтернатива просиживанию штанов в офисе, поскольку множество дел в нашем современном полувиртуальном мире с успехом можно делать удалённо. Плюсов у такой работы множество – нервы целее, график свободный, многое другое. Но есть и серьёзный минус, совершенно перечёркивающий радужные перспективы: несобранность и неспособность продуктивно работать без сторонних подсказок и помощи. Впрочем, это уже другая история, а сейчас в мире насчитываются миллионы предпринимателей с офисом дома, так называемых "фрилансеров", то есть, "свободных художников", нанимающихся на разовую работу, а также офисных работников, проводящих удалённо полностью или частично рабочую неделю.

Вернёмся к транспортным проблемам. Особое место среди загрязнителей атмосферы сразу по нескольким параметрам занимают самолёты. Они умудряются заносить вредные газы непосредственно в верхние слои атмосферы, они используют топливо, на производство тонны которого уходит до десяти тонн нефти, и так далее. В перспективе неплохо бы оставить авиатранспорт как средство передвижения лишь для дальних рейсов, которым нет альтернативы ни по времени, ни по скорости, ни по досягаемости. На ближних и средних дистанциях с гораздо меньшим ущербом для окружающей среды справятся электрички и скоростные поезда.

 

Авиатранспорт

 

Каждый из нас – генератор тонн мусора

Попытайтесь посчитать, какое количество пластика проходит ежемесячно через ваши руки и буквально через несколько часов/дней заканчивает свой путь в мусорке. Многие полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и другие виды упаковки из минеральной органики, ради производства которых уже сожжено топливо, будут безуспешно разлагаться сотни и тысячи лет, скапливаясь в мегатонны отходов человечества.

Посмотрите, есть ли у вас возможность "производить" поменьше пластмассового хлама. Элементарным примером может служить покупка продуктов и напитков в наиболее крупных упаковках, таким образом можно снять со своей совести расход топлива на производство множества пластиковых упаковок и картонных коробок. Увы, время, когда весь пластик будет вырабатываться из растительного сырья и станет быстро разлагаемым, ещё не наступило. В наших силах хотя бы ненамного снизить генерирование хлама.

 

Уходя, гасите свет!

Ночной вид города с высоты заходящего на посадку самолёта всегда живо напоминает мне о неуёмной расточительности горожан. Красиво жить, разумеется, не запретишь, и только значительное удорожание электроэнергии способно излечить от дурной привычки (и то не всех) оставлять включенным свет по всей квартире, даже в комнатах, где никого нет часами.

Пожалуй, это единственный пункт, напрямую относящийся к основной тематике нашего 3DNews, и он очень прост: покупайте современное энергосберегающее оборудование – компьютеры, телевизоры, лампочки, холодильники, кондиционеры. Помимо значительной экономии на счетах за электричество, вы также сможете гордиться собственным персональным вкладом в дело охраны окружающей среды. Впрочем, надеюсь, что как раз эта тема наиболее понятна нашим читателям и без дополнительных комментариев.

 

О вкусной и здоровой пище

Нет смысла в этой части поднимать тему отходов продовольствия, не съеденных и попадающих на свалки лишь по причине привычки покупать всё впрок и с запасом. Не будем сегодня теребить традиционный для таких случаев образ голодающих детей Африки, хотя, порой сдаётся, что одними только отходами со стола средней городской семьи можно было бы запросто откармливать, например, свинью. И не одну.

Между тем, производство любой сельскохозяйственной продукции – всегда дело энергоёмкое. Растениеводство требует немалых затрат энергии на производство удобрений, на топливо для обработки земли, уборки урожая и его транспортировки к перерабатывающим комплексам; на дальнейшее хранение, переработку, упаковку и доставку потребителю. "Энергоёмкость" животноводства ещё выше, поскольку цикл выращивания животных и птиц требует дополнительных затрат на "сырьё" для их прокорма, плюс, вся остальная традиционная цепочка – транспортировка, охлаждение, переработка, консервирование, упаковка, хранение, доставка. Учёные из Университета Чикаго даже подсчитали, что в процессе производства продуктов питания для среднего американца, включающего в свой рацион мясо, в атмосферу планеты выбрасывается парниковых газов на 1,5 тонны больше, нежели на производство продуктов питания для такого же "усреднённого" вегетарианца.

Кстати, коровки, бычки и свинки самостоятельно, вполне естественным образом генерируют парниковые газы. По данным канадских учёных, среднестатистическая корова производит столько же парниковых газов, сколько автомобиль на дистанции 3,2 км, а в масштабах той же Канады это ежегодно выливается в 19 миллионов тонн метана только "благодаря животноводству". В Новой Зеландии, с её 45 млн. поголовьем овец и примерно 8 млн. коров, на выбросы в атмосферу метана 90% приходится на животноводство, в суммарном выхлопе парниковых газов этой страны доля метана достигает 43%. Наконец, новые стада животных – это новые пастбища и пашни для выращивания кормовых культур, то есть, ещё одна дырка в лёгких планеты в связи дальнейшей вырубкой лесов.

Совершенно не собираюсь тут проводить агитацию в пользу вегетарианства, поскольку, во-первых, таковым не являюсь, а во-вторых, совершенно согласен с учёными, настаивающими о недостаточности набора питательных веществ из растительных источников для полноценного развития человеческого организма.

Поэтому буду краток: питание со сбалансированной пользой и минимальным ущербом для экологии возможно, хотя задача эта не из простых. Опять же, не стоит забывать, что наши предки ещё совсем недавно обходились без ежедневного поглощения мяса и были куда как здоровее. Ещё у меня нет полной уверенности в том, что аргентинская вырезка или уругвайские бананы усваиваются прожившим всю жизнь на Среднерусской возвышенности человеком с той же пользой, как, скажем, липецкие куриные окорочка или воронежские яблоки. Теории, да, но как говорится, сказка ложь, да в ней намёк.

 

Лес рубят – щепки летят

Ежегодно на поверхности планеты Земля количество лесов уменьшается на сотни тысяч квадратных километров. Это – пожалуй, наиболее страшная трагедия, разворачивающаяся на наших глазах, поскольку кроме Мирового Океана, поглощающего атмосферную углекислоту да "зелёных лёгких планеты", питающихся этой самой углекислотой, бороться с парниковыми газами, по большому счёту, некому. Опять же, сам по себе процесс вырубки лесов требует немалых затрат топлива, и в конечном итоге часть лесоматериалов также попадает в топку и коптит небо.

Хорошо хоть в этой области своей жизнедеятельности человечество добилось некоторых успехов в некоторых странах. Современное высокоэффективное земледелие в совокупности с переработкой бумажных отходов и рачительным управлением лесным хозяйством с выращиванием новых лесов может значительным образом сократить ущерб от вырубки.

Согласитесь, покупая новую деревянную мебель, было бы приятно прочесть на её этикетке что-нибудь вроде "на месте вырубки деревьев, пошедших на изготовление этой чудесной кровати, посажены новые деревья". Или "чиновник, разрешивший вырубку деревьев для изготовления вашего шкафа и не посадивший взамен ничего, публично освистан, люстрирован и провёл 3 года на принудительных работах по благоустройству родного края". Неплохо ведь? Увы, пока это лишь мечты.

 

Плодитесь и… размножайтесь?

Совсем недавно мне довелось просмотреть фильм-катастрофу, где, в результате резкого похолодания, вымерзло почти всё население Земли вплоть до субтропиков. Суть не в этом, больше всего в этом фильме меня поразили финальные кадры ленты, когда космонавты, находящиеся на борту орбитальной станции, встречают утро нового дня и, глядя вниз, с восхищением говорят что-то вроде: "какая небывало чистая и прозрачная атмосфера!"

Да, есть такая проблема – перенаселённость планеты. Сейчас на Земле проживает примерно 6,6 миллиардов людей, а к середине XXI столетия, по прогнозам ООН, мы дорастём до девяти миллиардов.

И всё бы ничего, только по прогнозам той же ООН для нормального жизнеобеспечения современного цивилизованного человека всем необходимым – едой, одеждой и прочими ресурсами, требуется в среднем 54 акра поверхности земли, то есть, чуть больше 20 гектаров на каждого землянина. Девять миллиардов душ, да помножить на 20 гектаров, да ещё вычесть пустыни, ледники и голые скалы… Не тесновато ли будет?

К сожалению, в настоящее время нет каких-либо более-менее достоверных данных о том, сколько же людей в состоянии прокормить наша планета. Одно лишь ясно без всяких подсчётов: если безумное энергопотребление будет продолжать расти вместе с ростом населения Земли, экологическая катастрофа наступит гораздо раньше.

Увы, взглянуть на вопросы контроля или урегулирования численности человеческого населения "с высоты птичьего полёта" не получится, всюду лезет политика. Мы с удовольствием найдём кому посоветовать сократить прирост населения, при этом всегда соглашаемся, что нам неплохо бы увеличить наше население, хотя, всё чаще многие совсем не занимаются этим "увеличением" на практике. Порой кажется, что снижение рождаемости в развитых и быстро развивающихся странах – это такая хитрая уловка Природы, самостоятельно уменьшающей количество землян в зависимости от их склонности к комфорту, роскоши и пресыщениям.

В этом месте, при всей своей любви к чистому воздуху, автор, не являющийся сторонником программы "Одна семья – один ребёнок" и давно и с гордостью её перевыполнивший, благоразумно умолкает, оставив читателя наедине с собственными думками.

 

Энергетика будущего

Надеюсь, всем уже понятно, что значительное или даже полное замещение минеральных видов топлива другими альтернативами произойдёт ещё до конца XXI века, вполне возможно, уже на памяти кого-то из ныне живущих. С точки зрения Бесконечно Равнодушной Вселенной совсем неважно, задохнёмся ли мы до того, как кончится нефть и газ, или уже после, но всё же хотелось бы, чтобы нашим детям и внукам осталось что-то, чем можно дышать без противогаза.

Впрочем, вполне вероятно, что универсальный двигатель нашей цивилизации – деньги, по мере исчерпания мировых запасов природной органики и роста цен на топливо так или иначе заставит нас энергичнее исследовать возможные альтернативы. В сущности, совсем неважно, на каком топливе будет ездить подавляющее число автомобилей во всём мире к 2100 году – это может быть этанол из опилок, водород из воды, биотопливо из водорослей, ёмкие электрические аккумуляторы или что-то иное, пока не придуманное. Лишь бы поменьше загрязняло атмосферу.

Топливо будущего – тема, которой мы уже посвятили ряд публикаций (см. список в конце); изучением и освещением которой намерены заниматься самым внимательным образом. Рано или поздно вопрос перехода на потребление новых видов энергии коснётся каждого из нас: кто-то завтра поставит ветрячок на собственном загородном участке, кто-то в следующем году пересядет на велосипед, а кто-то через пять лет на электромобиль… Время покажет.

 

Эксперименты с глобальным климатом

В мире есть немало горячих голов, предлагающих решить вопросы энергетики или парниковых газов в планетном масштабе одним махом, одним глобальным экспериментом. Как утопающий хватается за соломинку, так человечество в поисках спасения от экологической катастрофы пытается рассматривать даже такие радикальные теории. Видимо поэтому глобальный экологический экстремизм нынче кличут политкорректным словом "гео-инжиниринг".

Свежие безумные идеи "гео-инжинеров": распылить частицы сульфатов над всей землёй, в результате чего, по аналогии с эффектом от действующих вулканов, образуется некоторый охлаждающий эффект. Или расположить на орбите Земли миллионы микрозеркал и линз для отклонения части солнечной радиации и снижения парникового эффекта. Или покрытие части поверхности планеты светоотражающей плёнкой для возвращения в космос избытков солнечной энергии. Или насыщение океанов железом и другими "пищевыми добавками" для планктона, чтобы тот, в свою очередь, активнее поглощал углекислоту из морской воды.

Да уж. Читая такое, поневоле вспоминаешь бессмертный афоризм из Эйнштейна: "Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной я не уверен". Впрочем, как знать, возможно, когда-нибудь будет толк и от гео-инжиниринга. В своё время смеялись и над более фундаментальными идеями.

 


 

Шаги для улучшения климата

Всего лишь какие-то пять сотен лет назад самым обычным делом было отправить на костёр еретика или выжечь несколько гектаров леса ради новой пашни. Ещё не прошла сотня лет с тех пор, как публичные казни были вполне привычной практикой в цивилизованной Европе, а ядерные испытания проводились на земной поверхности и даже в атмосфере. Нынче геноцид и терроризм признаны величайшими преступлениями против человечества, а само человечество в это время, наконец привыкнув к урнам, понемногу отучается бросать окурки на пол.

Верю, настанут однажды времена, когда вести энергетически-безалаберный, убивающий вокруг всё живое образ жизни станет немодным и даже постыдным. Когда прокатиться за рулём рыдвана с 5-литровым бензиновым двигателем будет столь же постыдно, как мочиться на центральной площади города, а выбросить в мусор "нахапанные впрок", но заведомо излишние, и потому попусту испорченные продукты – как поджечь сиротский приют.

Я знаю, что есть места на земном шаре, где до сих пор плюют под ноги и обедают людьми. Солянка из выше приведённых примеров всё же позволяет надеяться, что раз уж люди (хотя бы в отдельно взятых регионах планеты) смогли за последние столетия научиться ценить чужую жизнь и не разбрасывать мусор в общественных местах; может, со временем они поймут, что превращение планеты Земля в космическую помойку, непригодную для жизни – это не столько проблема крупных корпораций, сколько персональная ответственность каждого из нас?

 

Москва

 


 



Источник: www.3dnews.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится4



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map