» » » Российские ученые сделают реалити-шоу с крысами и ГМО

Российские ученые сделают реалити-шоу с крысами и ГМО

21-09-2012, 08:27 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 624)

В ответ на европейские секретные опыты с ГМО в России проведут публичный эксперимент с веб-камерами и независимыми экспертами

Российские ученые сделают реалити-шоу с крысами и ГМО

Фото: ИЗВЕСТИЯ/ Замир Усманов

По информации «Известий», российские противники использования генно-модифицированных продуктов (ГМО) поставят публичный эксперимент, который должен безапелляционно доказать вред или подтвердить безопасность использования продуктов с измененными генами. За подопытными крысами, которых будут кормить соей, кукурузой и картофелем с вставками чужеродного ДНК, можно будет следить в интернете. Ставить опыты будут как противники ГМО, так и сторонники этой технологии. Об этом рассказал автор проекта — директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Елена Шаройкина.

Запретить ГМО в детском питании

Опубликованные 19 сентября европейскими таблоидами фотографии «тайного» эксперимента над крысами, которых два года кормили генетически модифицированной кукурузой, от чего у них выросли огромные опухоли, не убедят общественность в опасности ГМО, считают в ОАГБ.

— Нужен не секретный эксперимент, а наоборот — открытый: секретность ставит под сомнение результаты. С помощью веб-камер можно будет наблюдать за животными онлайн. Несколько ученых — наших оппонентов, сторонников ГМО — подтвердили готовность участвовать в постановке эксперимента. В итоге не возникнет вопросов к его корректности и чистоте, — говорит Шаройкина. — Только после этого общество сможет принимать какие-либо решения о ГМО. Пока не доказана безопасность, нужно запретить реализацию всех утвержденных Институтом питания 17 линий продуктов с ГМО. И срочно нужно запретить их использовать хотя бы в детском питании.

Для эксперимента несколько группы крыс будут кормить по-разному: картошкой, соей и кукурузой с большим содержанием ГМО, то же самое с малой концетрацией ГМО, то же самое без ГМО — и простым кормом для крыс. При этом сотрудники, которые будут кормить крыс, для чистоты эксперимента не будут знать, какое именно дают питание какой группе. В клетках с животными установят веб-камеры для трансляций в интернете. Наблюдать ученые рассчитывают за нескольким поколением крыс — «пять поколений, если животные выживут», говорит Шаройкина. Эксперимент, окончательные параметры которого еще предстоит утвердить, займет около года.

Если позволит финансирование, часть опытов проведут еще и на свиньях. Результаты опытов оценят по биохимическим, генетическим, физиологическим, морфологическим и другим важным показателям.

Хомяки теряют способность размножаться

ОАГБ планировала провести подобный эксперимент еще в 2006 году, но не позволил бюджет. Тогда было заказано скромное исследование в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (ИПЭиЭ). Результаты к 2010 году получились пугающими: третье поколение хомяков, которых кормили соей с ГМО, оказалось нежизнеспособным — они развивались медленнее предков, а часть из них потеряла способность к размножению. Правда, возникли вопросы к чистоте эксперимента.

— У меня не было четкого сертификата о том, сколько и каких веществ содержится в корме, как корма были обработаны. Если бы нам предоставили сертифицированные образцы корма, мы могли бы сделать более серьезное заключение, — сказал «Известиям» замдиректора ИПЭиЭ РАН Алексей Суров. — Мы показали, что тот корм, который нам предоставили, имеет негативное влияние на животных. Причины этого мы не можем обсуждать: может быть, из-за ГМО, может быть, из-за пестицидов или неправильного хранения. Я не утверждаю, что это влияние какого-либо фактора, но понятно, что нужно делать более серьезное исследование. Ведь риски, которые мы выявили, гарантированно распространяются на человека.

Начало трансляции — март 2013 года

В ОАГБ говорят, что учли претензии к тому эксперименту и надеются в новом избавиться от всех упреков благодаря лучшему финансированию. По словам Шаройкиной, один важный спонсор уже есть — крупный поставщик зерна обещал предоставить корм с ГМО. Всего исследователям нужен $1 млн. Они рассчитывают найти коммерческих спонсоров, получить государственные гранты и собрать часть средств через какую-либо систему народного финансирования. С площадкой определятся до конца года, а сам эксперимент запланирован на начало весны 2013 года.

Нужно поспешить с проведением такого исследования — риски того, что в России станет больше продуктов с ГМО, повысились из-за вступления страны в ВТО, указывает старший научный сотрудник Института биологии развития им. Н.К. Кольцова Александр Баранов. Он в 2004 году основал ОАГБ.

— Россия в 2006 году взяла на себя обязательства в связи с вступлением в ВТО: мы снимаем запрет на выращивание ГМО в РФ и снимаем требование маркировать продукты с ГМО, — говорит Баранов. — Сейчас, спустя 120 дней после вступления в эту организацию, можно без зазрения совести выращивать продукты с ГМО, причем, согласно обязательствам, России покупать семена и технологию нужно у американского производителя.

Только спокойствие

Коллега Баранова по институту, доктор биологических наук Алексей Куликов считает, что позиция противников ГМО зачастую неоправданно резкая, а развитие современных биотехнологий имеет стратегическое значение для государства.

— Риски в очень значительной степени можно контролировать. Риск запуска процессов, о которых мы не знаем, конечно, существует. Но он такой же, как при обычной селекции. Кроме того, процессы горизонтального переноса ДНК как раньше шли, так и сейчас идут. Для этого есть бактерии и вирусы. При этом за массовые фенотипические нарушения скорее в последнее время ответственны колебания температуры, а не искусственные факторы, — успокаивает Куликов.

При этом и сторонники, и противники ГМО, а также независимые эксперты сходятся во мнении, что исследования в этом направлении необходимы, так как проводятся редко и не имеют серьезного научного статуса.

— Все организмы модифицированы, но когда, например, в геном картофеля вносят что-то от бациллы, которые помогают противостоять колорадскому жуку, то это несколько ненормально. Если картофель при этом выделяет специфический белок, то просто необходимо изучать, как он будет воздействовать на организм. Но относиться к этому нужно спокойно, — предлагает директор Института микробиологии имени Виноградского Валерий Гальченко.

В НИИ питания РАМН прокомментировать инициативу и возможное участие в проекте не смогли.

Источник: izvestia.ru.

1. » #1 написал: farizkpe (21 сентября 2012 15:40)

До чего дошло - уже не верят учёным и приходится делать публичный эксперимент. А слухам и дезе о пользе красного вина верят.
    Хотя дело не в фактах, а в тех, кто эти факты интерпретирует и оглашает. Т.е. в СМИ. Пока у нас СМИ являются агентами влияния госдепа, будет продолжаться травля россиян и разложение населения ГМО, алкоголем, никотином, порнухой, ужастиками.