Психологи из Университета Британской Колумбии установили, что аналитическое мышление снижает веру в бога. Статья исследователей появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.
Согласно одной из теорий, процесс мышления представляет собой взаимодействие между двумя принципиально разными "режимами" — так называемым интуитивным и аналитическим. Первое отличается относительной быстротой (например, глядя на лицо собеседника, человек способен быстро и без усилий понять, что тот злится), однако, в некотором смысле, случайным образом "срезает углы" с использованием некоторых уже существующих цепочек. Второе требует больше времени, однако, выдает результаты, основанные на логике и последовательности умозаключений.
Считается, что во время размышлений два типа взаимодействуют, а иногда и мешают друг другу. В сентябре 2011 года в Journal of Experimental Psychology появилась статья, авторы которой показали, что, чем больше человек полагается на интуитивное мышление, тем больше он религиозен. В этой работе ученые высказали гипотезу, что с аналитическим мышлением ситуация противоположная — чем больше человек на него полагается, тем слабее его вера.
В рамках опубликованной в Science работы ученые проверяли именно эту гипотезу. Для этого они отобрали некоторое количество добровольцев, которых случайным образом разделили на две группы. Членам первой группы давали смотреть картинки и решать задачи, активизирующие аналитическое мышление, в то время как во второй группе показывали картинки и задачи, активизирующие интуитивное мышление. После этого испытуемым предлагалось ответить на некоторый список вопросов, целью которого было выяснение уровня их религиозности.
Во второй части испытания ученые раздавали людям два вида вопросников. В первом текст был напечатан обычным шрифтом, а во втором — сложным для чтения (ранее психологи показали, что разбор написанного сложным шрифтом текста активизирует аналитическое мышление). Сравнив результаты разных исследований, психологи установили, что рациональное мышление действительно снижает уровень религиозности.
При этом сами ученые признают, что выводы их работы будут проверяться — они отмечают, например, что заявляемый людьми уровень религиозности и действительный могут отличаться. Также специалисты указывают, что изменения при включении аналитического мышления совсем небольшие. "Мы не превращаем людей в атеистов," — приводит ScienceNOW слова одного из авторов исследования.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: eliasg (30 апреля 2012 23:14) Статус: |
Аналитический ум на определенной стадии своей эволюции отвергает божественное, самоутверждаясь как подросток, это естественно, но, если его развитие на этом не останавливается, то он также приходит к выводу о существовании высшего начала, это тоже естественно. Совершенно не важно при этом через какую религию или течение человек находит для себя приемлемым выражать эту сторону своего существа. По большому счету религия тут вообще не причем, любая религия это всего лишь организация по существу призванная нести знание о Боге человеку, а на самом деле занимается тем, что отстаивает свою исключительную монополию на истинного Бога. Монополия на Бога :) Сегодня человек способен общаться с Богом без посредников и толкователей, я в это свято верю :)
"Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа. … Сей управляет всем не как душа мира, а как властитель вселенной, и по господству Своему должен именоваться Господь Бог Вседержитель". (Ньютон, "Начала". М.: "Наука", 1989. - С. 659).
"Размышляя над чудеснейшими вещами, которые человек познал, нашел и сделал, я всё более убеждаюсь, что человеческий разум есть творение Божье - более того, одно из величайших Его творений". (Галилей, цит. по: Caputo 2000, 85).
3. "Священное Писание никогда не ошибается; его установления абсолютно истинны и нерушимы. Однако его исследователи и толкователи часто допускают разнообразные ошибки". (Галилей, цит. по: Ross 1991, 20).
"Познавать великие дела Божьи, постигать Его премудрость, величие и силу, прикасаться к чудесам установленных Им законов - всё это, несомненно, богоугодные способы поклонения Всевышнему, Которому невежество не может быть приятнее знания". (Коперник, цит. по: Neff 1952, 191-192; и по Hubbard 1905, v).
"Мир Природы, Мир Человека, Мир Бога - все три сообразны друг другу. Мы видим, что Бог, как архитектор, заложил основания мира в согласно порядку и правилам и измерил всё точною мерою". (Кеплер, цит. по: Tiner 1977, 172).
"Немного философии склоняет ум к атеизму, глубины же философии приводят мысли к Богу. Ведь когда ум занят разрозненными вторичными причинами, он может остановить свой поиск на них; когда же он осмысляет всю взаимосвязанную последовательность причин, он неизбежно устремляется к Промыслу и Божеству". (Bacon 1875, 64).
"Итак, я вижу, что вся достоверность и истинность знания зависит исключительно от постижения истинного Бога, так что раньше, нежели я Его познал, я не мог иметь ни о какой другой вещи совершенного знания. А между тем мне доступно полное и достоверное знание как относительно Бога и других умопостигаемых вещей, так и относительно любой телесной природы". (Descartes 1901, Meditation V РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - основоположник аналитической геометрии и современной философии ).
В книге "Мысли" (1660) Блез Паскаль писал: "Иисус Христос - Бог, к Которому приближаются, не испытывая гордыни, пред Которым уничижаются, не испытывая отчаянья". (Паскаль, "Мысли", №678).
"Книга природы, которую мы должны читать, написана перстом Божьим". (Фарадей, цит. по: Seeger 1983, 101).
"Думаю, чем больше мы совместно участвуем в труде Христа, тем больше Он трудится в нас. Ибо Ему угодно, чтобы мы всегда были едины, потому что тогда Он сможет объединиться с нами. Наше поклонение должно быть совместным, и Христос всегда будет там, где двое или трое соберутся во имя Его". (Максвелл, цит. по: Campbell and Garnett 1882, 312).
"Не бойтесь дать свободу своей мысли. Если вы действительно человек думающий, то наука неизменно приведет вас к вере в Бога". (Кельвин, цит. по: Yahya 2002).
Отсюда вытекает также, что творения имеют свои совершенства от воздействия Бога, но что несовершенства свои они имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ. Ибо именно этим они и отличаются от Бога". (Лейбниц, "Монадология", №41-42).
"Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, - Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).
И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов". (Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990. - С. 35).
Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности. Подобно им, Богу нет места в пространственно-временной картине. Я не нахожу Бога нигде в пространстве и времени - так говорит честный натуралист. И за это он слышит обвинения в свой адрес от того, в чьем катехизисе записано: Бог есть дух". (Шрёдингер Э. Разум и материя. - Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая механика", 2000. - С. 64-65 - Перевод приведен с изменениями. - Прим. перев.).
"Где нет уже никаких путеводных ориентиров, там вместе с ценностной шкалой пропадает и смысл наших действий и нашего страдания, и в конечном счете остаются лишь отрицание и отчаяние. Религия есть, таким образом, фундамент этики, а этика - предпосылка нашей жизни". (Гейзенберг, 1987. - С. 333).
» #1 написал: olgiz (30 апреля 2012 18:39) Статус: |
Конечно, снижает, черт возьми. Непонятно, какое у этих психологов образование. Вероятно, школьное. Ибо известно, что аналитической работой занято левое полушарие мозга, а образной и воображением - правое. И очень редко встречаются люди, у которых оба полушария могут работать когерентно, т.к. эти режимы работы мозга существуют в разных диапазонах т.н. ритмов головного мозга. Впрочем, это поправимо: в режиме медитации мозг работатет, как накачанный лазер - работают согласованно оба полушария.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
"Размышляя над чудеснейшими вещами, которые человек познал, нашел и сделал, я всё более убеждаюсь, что человеческий разум есть творение Божье - более того, одно из величайших Его творений". (Галилей, цит. по: Caputo 2000, 85).
3. "Священное Писание никогда не ошибается; его установления абсолютно истинны и нерушимы. Однако его исследователи и толкователи часто допускают разнообразные ошибки". (Галилей, цит. по: Ross 1991, 20).
"Познавать великие дела Божьи, постигать Его премудрость, величие и силу, прикасаться к чудесам установленных Им законов - всё это, несомненно, богоугодные способы поклонения Всевышнему, Которому невежество не может быть приятнее знания". (Коперник, цит. по: Neff 1952, 191-192; и по Hubbard 1905, v).
"Мир Природы, Мир Человека, Мир Бога - все три сообразны друг другу. Мы видим, что Бог, как архитектор, заложил основания мира в согласно порядку и правилам и измерил всё точною мерою". (Кеплер, цит. по: Tiner 1977, 172).
"Немного философии склоняет ум к атеизму, глубины же философии приводят мысли к Богу. Ведь когда ум занят разрозненными вторичными причинами, он может остановить свой поиск на них; когда же он осмысляет всю взаимосвязанную последовательность причин, он неизбежно устремляется к Промыслу и Божеству". (Bacon 1875, 64).
"Итак, я вижу, что вся достоверность и истинность знания зависит исключительно от постижения истинного Бога, так что раньше, нежели я Его познал, я не мог иметь ни о какой другой вещи совершенного знания. А между тем мне доступно полное и достоверное знание как относительно Бога и других умопостигаемых вещей, так и относительно любой телесной природы". (Descartes 1901, Meditation V РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - основоположник аналитической геометрии и современной философии ).
В книге "Мысли" (1660) Блез Паскаль писал: "Иисус Христос - Бог, к Которому приближаются, не испытывая гордыни, пред Которым уничижаются, не испытывая отчаянья". (Паскаль, "Мысли", №678).
"Книга природы, которую мы должны читать, написана перстом Божьим". (Фарадей, цит. по: Seeger 1983, 101).
"Думаю, чем больше мы совместно участвуем в труде Христа, тем больше Он трудится в нас. Ибо Ему угодно, чтобы мы всегда были едины, потому что тогда Он сможет объединиться с нами. Наше поклонение должно быть совместным, и Христос всегда будет там, где двое или трое соберутся во имя Его". (Максвелл, цит. по: Campbell and Garnett 1882, 312).
"Не бойтесь дать свободу своей мысли. Если вы действительно человек думающий, то наука неизменно приведет вас к вере в Бога". (Кельвин, цит. по: Yahya 2002).
Отсюда вытекает также, что творения имеют свои совершенства от воздействия Бога, но что несовершенства свои они имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ. Ибо именно этим они и отличаются от Бога". (Лейбниц, "Монадология", №41-42).
"Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, - Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).
И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов". (Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990. - С. 35).
Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности. Подобно им, Богу нет места в пространственно-временной картине. Я не нахожу Бога нигде в пространстве и времени - так говорит честный натуралист. И за это он слышит обвинения в свой адрес от того, в чьем катехизисе записано: Бог есть дух". (Шрёдингер Э. Разум и материя. - Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая механика", 2000. - С. 64-65 - Перевод приведен с изменениями. - Прим. перев.).
"Где нет уже никаких путеводных ориентиров, там вместе с ценностной шкалой пропадает и смысл наших действий и нашего страдания, и в конечном счете остаются лишь отрицание и отчаяние. Религия есть, таким образом, фундамент этики, а этика - предпосылка нашей жизни". (Гейзенберг, 1987. - С. 333).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста: