» » » Леонардо да Винчи и Всемирный Потоп

Леонардо да Винчи и Всемирный Потоп

24-04-2012, 08:55 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 129)

Геологические и палеонтологические наблюдения великого художника стали предвестниками многих более поздних открытий.

Может показаться необычным утверждение о том, что Леонардо да Винчи следует включить в список палеонтологов и биологов-эволюционистов. Но на днях с таким предложением выступили историки Калифорнийского университета в Беркли, США.

Леонардо да Винчи – создатель таких шедевров живописи, как «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Тайная Вечеря». Тем не менее, он был не только великим художником – он был одним из лучших ученых своего времени. Он обладал даром зоркого наблюдателя и проводил исследования во многих областях – от архитектуры и гражданского строительства, до астрономии, анатомии, зоологии, географии, геологии и палеонтологии.

По словам его биографа Джорджо Вазари, «…вряд ли найдется кто-то еще, осыпанный столь щедро небесными дарами. Обычно каждому достаются дарования в определенной области. Кажется сверхъестественным и удивительным, что многие из них проявились в одном человеке…. Несомненно, была неописуемая благодать во всем, что создавал Леонардо да Винчи. Его талант был настолько редким, что он осваивал любую область знаний, которая привлекала его внимание…. Он мог бы стать ученым, если бы не был таким универсальным».

Научно-технические наблюдения Леонардо да Винчи – в его рукописях, из которых до нашего времени сохранилось более 4000 страниц. Похоже, что Леонардо планировал издать их в виде большой научной энциклопедии, но, как и многие из его проектов, он не был осуществлен. Рукописи Леонардо трудно читать: не только потому, что он писал зеркально левой рукой справа налево (хотя прекрасно мог писать и правой рукой слева направо), но он использовал своеобразные приемы написания и систему сокращений. Кроме того, он не располагал свои заметки в логическом порядке. После его смерти эти записи широко разошлись по библиотекам и частным коллекциям Европы. В то время как технические трактаты Леонардо да Винчи частично были опубликованы еще в 1651 году, его научные исследования большей частью оставались неизвестными вплоть до XIX века. Тем не менее, его геологические и палеонтологические наблюдения и теории стали предвестниками многих более поздних открытий.

Леонардо хорошо знал горные породы и окаменелости (в основном, кайнозойских моллюсков), найденные в его родной северной Италии. Без сомнения, он имел возможность изучать их, когда служил в качестве инженера и художника при дворе Лодовико Сфорца, герцога Миланского в период с 1482 по 1499 год. Вазари писал, что «Леонардо часто был занят в подготовке карт для прокладывания туннелей в горах от долины к долине». Он оставил много записей о горах и реках; понял, что камни могут образовываться в результате отложения осадков в воде, и в то же самое время, реки разрушают скалы и несут эти отложения к морю, поддерживая непрерывный круговорот минеральных веществ. Он писал: «стратифицированные горные породы представляют собой слои глины, последовательно нанесенные водами рек... В каждой лунке на вершине горы мы всегда обнаружим эти слои». Похоже, что Леонардо понял закон суперпозиции, который потом, позже, в 1669 году, был сформулирован полностью датским ученым Николасом Стено: ненарушенные осадочные породы располагаются в порядке их образования – наиболее древние находятся у основания. Кроме того, Леонардо да Винчи заметил, что различные слои горных пород и окаменелостей могут простираться на большие расстояния, и что эти слои были образованы в разное время: «...Ракушечные грунты в Ломбардии находятся на четырех различных уровнях, и, следовательно, они образованы в разное время». Почти триста лет спустя данное открытие легло в основу принципов современной стратиграфии и геологического картирования.

Во времена Леонардо существовало несколько гипотез о том, почему на вершинах гор обнаруживаются остатки раковинных моллюсков и других морских обитателей. Одни люди считали, что раковинные моллюски оказались там в результате библейского потопа, другие полагали, что эти моллюски жили в скалах. Леонардо не хватило аргументов, чтобы опровергнуть первое предположение. Что касается второй гипотезы, он писал, что такое мнение не может быть справедливым по многим причинам. «Эти раковины когда-то принадлежали живым организмам. Среди них встречаются и крупные, и мелкие; это значит, что они росли, но они не могли бы вырасти без пищи, и не могли бы прокормиться без движения, а в данном случае эти организмы не могли двигаться».

Что можно сказать о Всемирном Потопе, упоминаемом в Библии? Леонардо сомневается в существовании единого Всемирного Потопа, отмечая, что не было бы места для движения воды, когда она отступала. Он также писал, что «если бы раковинные моллюски были перенесены в горы Всемирным Потопом, они бы перемешались и не образовали отдельных слоев, которые мы наблюдаем сейчас, в наше время». Он отметил, что вода в горах течет вниз, а не вверх, и предположил, что любой потоп смыл бы ископаемые остатки, а не нанес бы их в гору. Он увидел и описал окаменелые остатки прикрепленных к субстрату двустворчатых моллюсков и кораллов. Леонардо считал невозможным, что одно наводнение смогло бы перенеси этих морских обитателей на 500 км от берега моря в горы, или что они смогли бы преодолеть это расстояние самостоятельно за сорок дней и ночей библейского потопа.

Как же остатки этих раковин и кораллов оказались на вершинах гор? Ответ Леонардо был удивительно близок к современному: окаменелости были когда-то живыми организмами, которые погибли до того, как в этих местах образовались горы. «Надо полагать, что в тех местах были когда-то морские побережья, куда водой выносились обломки кораллов и раковин моллюсков... Там, где теперь земля, когда-то был океан». Леонардо считал, что, возможно, некоторые ископаемые остатки были образованы в результате наводнений. Такая идея, вероятно, возникла из наблюдений за наводнениями реки Арно и других рек северной Италии. Но эти наводнения повторялись лишь как катастрофы местного масштаба.

Для Леонардо да Винчи, как и для современных палеонтологов, окаменелости стали частичками истории Земли, которая простирается далеко-далеко за пределы того, что люди могли бы описать как свидетели событий. Как писал сам Леонардо: «Поскольку все эти ископаемые остатки появились гораздо раньше, чем буквы, не удивительно, что в наши дни не существует описаний этих морей, ранее простиравшихся на территориях многих стран.…Но достаточным для нас доказательством этого являются организмы, возникшие в соленых водах, и обнаруженные вновь высоко в горах на большом расстоянии от моря».

Рис. 1. Леонардо да Винчи. Автопортрет