Время альтернативной энергетики
На протяжении последних лет мир борется с глобальным потеплением, которое, как утверждается, вызвано увеличением выбросов углекислого газа в результате деятельности человека. А ведь еще совсем недавно – в 1970-х – начале 1980 годов – большинство ученых считали, что грядет глобальное похолодание. В последнее время число сторонников глобального похолодания вновь увеличилось. Но большинство стран Евросоюза по-прежнему борются против роста выбросов углекислого газа и активно стимулируют использование альтернативных источников энергии: солнца и ветра.
В частности, Германия в минувшем году направила на дотации альтернативной энергетики 22 млрд евро. Часть этой суммы оплачивают потребители, покупая энергию по высоким «зеленым» тарифам, а часть субсидируется из государственного бюджета. При этом снизить выбросы углекислого газа в Европе можно гораздо дешевле – за счет перевода угольных электростанций на более экологичный природный газ. Кстати, на закупку российского газа в минувшем году Германия потратила 9,2 млрд евро, то есть существенно меньше, чем на поддержку альтернативной энергетики.
Несмотря на активную борьбу европейцев за снижение выбросов углекислого газа во всем мире они продолжают увеличиваться. По сравнению с 1990 годом они выросли на 45%. В этом нет ничего удивительного, ведь лидерами по этому показателю являются США и Китай, а они отказались бороться за снижение выбросов. Кроме того, мировой океан выбрасывает в атмосферу огромное количество углекислого газа, и повлиять на это человечество не в силах.
Возникает вопрос: почему европейские чиновники так держатся за ветряную и солнечную энергетику? Ответ, видимо, звучит так: они надеются на этом заработать. Дело в том, что в Европе стремительно сокращается добыча нефти и газа. ЕС очень сильно зависит от импорта энергоносителей, и эта зависимость будет только усиливаться. Именно поэтому европейцы пытаются развивать альтернативную энергетику, рассчитывая, что они смогут улучшить собственный энергобаланс и начать экспорт ветряков и солнечных батарей в другие страны.
Однако энергия, полученная с помощью ветряков и солнечных батарей, оказывается очень дорогой. Европейцы, видимо, рассчитывали на то, что если производителей энергии из нефти и газа обложить специальным налогом, то альтернативная энергетика станет рентабельной. Но пока традиционная энергетика все равно выигрывает у альтернативной состязание в эффективности. В условиях бюджетного дефицита и экономического кризиса дотации альтернативной энергетике сокращаются. В ближайшие годы европейские страны столкнутся с необходимостью значительного увеличения пенсионных выплат. С 2010 по 2020 год число европейцев, получающих государственные пенсии и услуги, будет увеличиваться почти на 3% в год, а количество трудоспособного населения, наоборот, уменьшаться на 1% ежегодно. В условиях растущего бюджетного дефицита политикам будет очень трудно убедить население в необходимости тратить средства на поддержку неэффективных проектов в сфере альтернативной энергетики.
Прозрение уже наступает. Фритц Варенхольт около тридцати лет занимается продвижением альтернативной энергетики. В последнее время он отвечал за это направление в германском энергетическом концерне RWE. В результате он начал сомневаться в правильности европейской энергетической политики, так как глобальное потепление может смениться глобальным похолоданием.
Предоставим ему слово: «Вот уже почти 14 лет земная атмосфера больше не прогревается – несмотря на продолжающийся рост выбросов диоксида углерода. И уважаемые ученые-климатологи должны этот факт объяснить. Сам по себе углекислый газ ни при каких обстоятельствах не приведет до конца столетия к повышению температуры более чем на 2 градуса. В последние 7 тыс. лет имело место цикличное потепление и похолодание климата, и случалось это задолго до того, как человек начал производить выбросы углекислого газа в атмосферу. Так, каждую тысячу лет наступал относительно теплый период: во времена Римской империи, в Средние века и сейчас. Все периоды потепления каждый раз приходились на то время, когда солнечная активность усиливалась. Кроме таких долгоиграющих колебаний солнечной активности существуют еще два естественных солнечных цикла, составляющих 210 лет и 87 лет соответственно. Во второй половине XX века активность Солнца достигла двухтысячелетнего максимума. «Великий солнечный максимум», как называют его астрономы, сыграл в глобальном потеплении по меньшей мере такую же роль, как и парниковый углекислый газ. Но с 2005 года солнечная активность ослабевает, и эта тенденция сохранится в ближайшие десятилетия.
Выходит, Солнце нам сулит разве что похолодание. Почему-то значение Солнца для изменения климата систематически недооценивается, а диоксида углерода – систематически переоценивается. Таким образом, все климатические прогнозы основываются на ошибочном фундаменте.
Мне действительно важна судьба возобновляемых источников энергии, за использование которых я борюсь больше тридцати лет. Но вот что меня беспокоит: если граждане узнают, что те, кто бил в климатический набат, говорили половину правды, то люди больше не захотят платить по более высоким тарифам за солнечную и ветровую электроэнергию. И перестройка нашей энергетической отрасли лишится необходимой поддержки среди населения».
Кроме высокой стоимости энергии, полученной из возобновляемых источников, Европа столкнулась еще с одной проблемой. Дело в том, что при изготовлении солнечных батарей и ветрогенераторов используется более двадцати редких и редкоземельных металлов (галлий, индий, селен, теллур, цинк, ванадий, литий, неодим и др.). Почти 90% мировых поставок редкоземельных металлов контролирует Китай.
Поскольку эта страна решила сама производить ветрогенераторы и солнечные батареи, экспорт редкоземельных металлов из КНР резко сократился. Теперь европейским производителям нужно искать альтернативного поставщика. Они уже начали прорабатывать проекты по добыче редких металлов на территории России. Таким образом, сложилась забавная ситуация. Для того чтобы снизить зависимость от поставок газа из России, Европа стала развивать альтернативную энергетику, но в итоге попала в зависимость от Китая. Теперь европейские фирмы пытаются наладить поставки редких металлов из России. То есть вернулись к тому, с чего начали. Правда, платить за альтернативную энергетику приходится дороже, чем за газовую.
Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики, специально для ТПП-Информ Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|