Лондон, 1 марта – британская группа изучения этики запустила дебаты об этических дилеммах, которые возникают при использовании современных технологий, взаимодействующих с мозгом человека, и которые могут привести к появлению сверх-человеческих сил, чрезвычайного усиления возможностей концентрации или появлению оружия, основанного на контроле сознания.
Учитывая перспективу возникновения в будущем конфликтов между армиями, контролирующими своё оружие силой мысли, Наффилдский Совет по биоэтике запустил консультативную программу, призванную оценить риск размытия грани между людьми и машинами.
«Вмешательство в человеческий мозг всегда возбуждает в людях в равной мере надежды и страхи. Надежды на исцеление ужасных болезней, и страхи того, что может случиться при усилении человеческих возможностей за пределы того, что обычно возможно», говорит Томас Болдуин, профессор философии Йоркского университета, возглавляющий данное исследование.
«И это заставляет нас тщательно задуматься о фундаментальных вопросах, касающихся мозга: Что делает нас людьми? Что делает нас индивидуальными? И как и почему мы мыслим и действуем именно так, как мы это делаем?»
Совет по биоэтике – это независимая организация, которая исследует этические вопросы, возникающие в связи с появлением новых технологий в биологии и медицине, и она предлагает нам обратить внимание на три ключевые области нейротехнологии, которые изменяют мозг: нейро-компьютерные интерфейсы, техники нейростимуляции, такие как глубокая мозговая стимуляция или транскраниальная магнитная стимуляция, и терапия с применением нейронных стволовых клеток.
Эти технологии уже сейчас находятся в разных стадиях развития для лечения различных заболеваний, включая болезнь Паркинсона, хронические депрессии и инсульты, и эксперты считают, что они могут принести весьма значительные выгоды, особенно для пациентов с тяжёлыми заболеваниями или поражениями мозга.
Быстро растёт
Но они также имеют огромный потенциал за рамками контекста здравоохранения. В военных разработках, нейро-компьютерные интерфейсы используются для создания оружия и техники, удалённо управляемой сигналами мозга, и у данной технологии существует большой коммерческий потенциал в игровой индустрии, для создания компьютерных игр, управляемых сигналами мозга игрока.
Выступая на предваряющем дебаты брифинге, Болдуин заявил, что оценка глобального рынка для всех нейротехнологий – включая фармацевтические средства для лечения болезней мозга – составляет около 150 миллиардов долларов.
«Оставив в стороне вопрос о лекарствах, оценка рынка для различных устройств и технологий, с которыми мы имеем дело, составляет порядка восьми миллиардов долларов и быстро растёт», сказал он.
Кевин Уорвик, профессор кибернетики из Университера Рединга, выступает за ещё большее число нейротехнологических исследований, и говорит, что некоторые экспериментальные нейротехнологии имеют огромный потенциал для применения в медицине.
«Считывая сигналы мозга, нейро-компьютерный интерфейс может транслировать желание человека совершить определённое движение и затем использовать эти сигналы для управления креслом-каталкой или другим техническим устройством», говорит он. «Для некоторых парализованных людей, которые не могут разговаривать, подобный интерфейс может изменить всё их существование».
Но и он и Болдуин отмечают, что существуют серьёзные опасения относительно безопасности некоторых экспериментальных техник, которые включают в себя внедрение в мозг имплантатов, и относительно этики использования подобной технологии в медицине и других сферах.
«Если нейро-компьютерные интерфейсы будут использованы, чтобы контролировать военный самолёт или какое-нибудь оружие с большого расстояния, то кто будет нести окончательную ответственность за подобное действие? Может ли это размыть грань между человеком и машиной?», спрашивает профессор Болдуин. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|