» » » Как защитить Землю от астероида?

Как защитить Землю от астероида?

1-03-2012, 15:49 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 971)

Российские ученые признали астероид 2012 DA14, обнаруженный испанскими астрономами 23 февраля, безопасным для Земли. В середине февраля 2013 года он пройдет на небольшой (по космическим меркам) дистанции в 26,9 тысячи километров от нашей планеты. Не исключена возможность столкновения объекта с Землей, но, по словам сотрудника Пулковской обсерватории Виктора Львова, это событие не несет глобальной угрозы.

2012 DA14 имеет 60 метров в диаметре. По словам ученых, падение такого небесного тела на Землю принесет не больше разрушений, чем Тунгусский метеорит. Lenta.ru со ссылкой на проект по вычислению последствий столкновений Земли с небесными телами EIEP сообщает, что падение астероида будет незаметно для наблюдателя, находящегося в ста километрах от места происшествия.

На этот раз человечеству ничего не угрожает: небесное тело, проходящее в опасной близости от нашей родной планеты, относительно невелико.

Большинство метеоритов, падающих на Землю (5-6 тонн в сутки), полностью сгорают в атмосфере. Человек вообще пострадал от метеорита лишь один раз за всю известную историю: американка Анна Элизабет Ходжес получила несколько ушибов. Метеорит размером с апельсин пробил крышу ее дома и, повредив часть мебели, срикошетил в хозяйку.

Чтобы представлять реальную угрозу жизни на Земле, небесное тело должно иметь в диаметре несколько километров уже после прохождения атмосферы.

Если такое тело в момент соприкосновения с поверхностью Земли будет иметь в диаметре десять километров, то удар вызовет землетрясение силой более 10 баллов по шкале Рихтера, взрывную волну, разрушающую здания, и тепловое излучение, которое будет приводить к ожогам третьей степени у людей, находящихся за тысячу километров от места падения. После себя такой астероид оставит кратер глубиной около шестидесяти километров. Также не стоит забывать о возможности «ядерной зимы»: в результате удара в небо поднимется такое количество пыли, что солнечные лучи не смогут пробиваться к поверхности планеты.

Согласно одной из теорий, столкновение Земли именно с таким астероидом привело к вымиранию динозавров, живших на планете 65 миллионов лет назад.

Некоторые ученые считают кратером, образовавшимся в результате этой катастрофы, Мексиканский залив.

Человеческие страхи по поводу возможности гибели всего живого в результате падения астероида нашли свое отражение в кинематографе: этой теме посвящены картины «Астероид», «Столкновение с бездной», «Меланхолия» и многие другие. Наиболее красочно подобная ситуация описана в фильме «Армагеддон». В нем человечество оказалось на грани уничтожения именно из-за перспективы столкновения Земли с большим небесным телом. Чтобы спасти мир, американцы направили на поверхность угрожающего планете астероида команду шахтеров, которые заложили ядерный заряд в центр небесного тела и взрывом раскололи его на две части, пролетевшие в результате мимо Земли.

Фильм получился интересным и зрелищным, но откровенно фантастическим: человечество с трудом прорвалось к Луне, а высадиться на движущийся с огромной скоростью небольшой объект, на изучение которого практически нет времени, на данный момент и вовсе невозможно.

В 2008 году глава научной группы ООН по околоземным объектам профессор Ричард Кроутер заявил о необходимости разработки программы противодействия возможной угрозе со стороны космических тел. Тогда специалисты выделили две опасных ситуации в обозримом будущем: астероиды пройдут на достаточно близком для столкновения с Землей расстоянии в 2019 и 2029 годах. На данный момент единой программы противодействия не разработано.

Мнения.ру спрашивают экспертов, могут ли жители Земли реально защитить ее от столкновения с небесным телом, достаточно крупным, чтобы поставить под угрозу возможность существования жизни на планете.

Дмитрий Совин

Мнение высказывает Дмитрий Совин, консультант в области военных аэрокосмических технологий

На мой взгляд, противопоставить астероиду, который может столкнуться с Землей, можно объединенную систему ПВО и ПРО. При помощи такого комплекса можно было бы попытаться разрушить астероид на много маленьких метеоритов. Не исключено, что в таком случае  далеко не все осколки достигнут Земли.

Но если реально возникнет такая ситуация, то реально все будут «молиться, поститься и слушать радио "Радонеж"» и ничего не предпримут. Люди будут предпринимать только пассивные действия: запрутся в бункере и будут сидеть и ждать, что будет.

Если же говорить о перспективе применения ядерного оружия, то тут есть две проблемы. Первая: баллистические ракеты запрограммированы на то, чтобы взлететь с Земли и потом на Землю же упасть. Перепрограммирование ее на другие действия может занять немало времени.

Второй вопрос: насколько подходит носитель. Чтобы оторваться от Земли и выйти на орбиту, нужно развить первую космическую скорость — 7,9 км/с для Земли. Ракеты, несущие ядерный заряд, на это способны. Но взрывать большой астероид нужно не на околоземной орбите, а несколько дальше. Для того, чтобы поразить небесное тело, находящееся на этом расстоянии, нужно достигнуть второй космической скорости (11,2 км/с), к чему современные боевые ракеты не приспособлены.

Таким образом, на данный момент гарантированного способа защитить Землю от столкновения с крупным астероидом нет.

Анатолий Вассерман

Мнение высказывает Анатолий Вассерман, журналист, политик, получил известность благодаря участию в интеллектуальных играх

Наша солнечная система изучена уже довольно подробно. Все объекты, способные при попадании на Землю причинить ей ущерб, достаточно велики, чтобы современные телескопы их четко различали. Естественно, идут непрерывные расчеты траекторий таких объектов, и совершенно точно известно, что по крайней мере ближайшие сто лет ни один астероид, опасный для Земли, не столкнется с ней. Соответственно, мы пока можем не сильно беспокоиться о космической угрозе.

Но необходимо отметить, что современные ядерные и ракетные технологии позволяют буквально расстрелять в небе любой такой астероид, если он пойдет на опасное сближение с Землей.

Уже сейчас это не только возможно, но и несложно.

Нет никаких оснований опасаться, что мы не сможем справиться с астероидом, даже когда он окажется в опасной близости от нас.

Алексей Конашенков

Мнение высказывает Алексей Конашенков, блогер

На мой взгляд, потенциала современных систем ПРО не хватит, чтобы как-то повлиять на траекторию полета крупного астероида, летящего к Земле. Люди просто пока не разработали подходящего оружия.

Ну а ни о каких «секретных лазерах» я ничего не слышал.

Источник: mnenia.ru.