В патриархальном стотысячном Тайлере (Техас, США), что чуть больше Урюпинска и чуть меньше Бобруйска, проходит судьбоносный процесс, который может положить начало бесконечной череде судебных тяжб века. Ну а что? Ведь однажды истец такого пошиба вполне может заглянуть в дверь даже к «1С». Если, конечно, его заинтересует компания со столь скромным оборотом.
Всё началось с Microsoft. Читатель со стажем помнит, как некая Eolas подала в 1999 году в суд на «мелкомягкого» гиганта. И в 2003-м cуд отстегнул ей $521 млн. Тут г-н Гейтс вдруг решил, что дешевле будет договориться, но и в рамках «договорённости» в 2007 году ему всё равно пришлось расстаться со $120 млн (не считая судебных издержек).
За что же компания, имеющая менее десятка сотрудников, получила больше десяти миллионов на брата? Её основатель — Майкл Дойл, скромный чикагский биолог, который однажды заявил, что именно он в 1993 году «изобрёл» и запатентовал «интерактивный Веб».
Это эпическое «изобретение», сделанное им во время работы в Калифорнийском университете, позволяло докторам видеть с разных сторон изображение эмбриона — кроме шуток! Беда лишь в том, что эти «интерактивные изображения» были подсоединены к нарождавшемуся в ту пору Интернету. И парень действительно запатентовал свою «идею». Да, конечно, поначалу патентное бюро отклонило заявку, отметив, что не совсем понимает существо «изобретения». Но затем отчего-то сменило гнев на милость и выдало озарению гениального биолога патент.
Эх, тройка, птица-тройка, кто ж выпустил тебя на волю? (Изображение Wired.) |
А за детище Гейтса гений взялся первым лишь потому, что тогда это была самая богатая компания мира. Естественно, получив за восемь тяжболет всего по $10 млн «на рыло», Остап Ибраги... Майкл Дэвид Дойл только вошёл во вкус. А потому немедленно обратился к Forbes и другим ценным источникам, которые открыли ему главное знание — кому ещё отправлять телеграмму «грузите апельсины бочками» можно вчинить такой же вздорный, но деньгоносный иск.
Кроме компаний, перечисленных во врезе (см. главную «КЛ»-страницу), в 2009 году г-н Дойл подал в суд на Apple, Playboy, Perot Systems, Blockbuster, Citigroup, eBay и Frito-Lay... Никого не забыли? Нет, точно забыли, потому что в США бездна всяких корейко, и иск получили сразу двадцать с лишним контор. Конечно, не все они заплатят Eolas по 100 млн. Но курочка по зёрнышку клюёт: в мире ещё много ИТ-компаний, и почти каждая без устали пользуется «интерактивным Вебом», размещает видео на своих сайтах, оснащает их поисковыми системами и так далее. Иск можно было бы подать и к 20 тысячам фирм, но, как мы уже говорили, биолог Дойл — скромный человек.
Собственно говоря, бόльшая часть этих компаний тут же пошла на мировую и сейчас уговаривает Eolas взять именно столько «отступных», а не «ту хренову тучу бабла, что приснилась этому козлу Дойлу». Но восемь отчаянных, можно даже сказать, сорвиголов всё же на что-то надеются, и вот им-то и вчинили иск на $600 млн. Половину из этой суммы г-н Дойл надеется «отслюнить» от Google и Yahoo!.
На текущей неделе наш парень собирается добиться первых судебных решений по начатым процессам. Дюжины адвокатов, как мухи над тушей, уже вьются вокруг здания тайлерского суда.
Но почему подонок этот достойный гражданин выбрал именно Тайлер, именно Техас, один из самых «непродвинутых» штатов США, служащий в американском фольклоре аналогом Челябинской области? Ларчик открывается просто: в 2009 году Eolas, суперкомпания Дойла, переехала в Техас. Сам гениальный комбинатор селиться там, понятно, не захотел, а вот один-единственный постоянный работник его «Рогов и копыт» (специалист по патентному праву) переехал в Тайлер и нанял там роскошный офис в две комнаты. Он даже принял на неполный рабочий день нескольких студентов, чтобы проводить «бета-тестинг разрабатываемого продукта».
Вот только какого? Излишне говорить, что блистательная Eolas не выпустила ни одного браузера, не продала ни одной программы. Но штат Техас уже получил от неё солидные (миллионы!) налоги. И ещё получит десятки, а может, и сотни миллионов, если ковбойская Фемида окажется благосклонна к г-ну Дойлу. Да и сочувствие к калифорнийским гигантам в техасском захолустье вам по щиколотку: судья Леонард Дэвис, рассматривающий дело, уже отказал в передаче его в калифорнийский суд. Причины просты: шесть из восьми «обвиняемых компаний» имеют свои штаб-квартиры в Техасе, а в Калифорнии — только две; правда, это Google и Yahoo!. Несомненно, Техас ничего не потеряет от этого дела, ведь большинство техасских «подсудимых» — компании с капитализацией крупной лесопилки. Ну а городок Тайлер и вовсе бюджетно озолотится.
На встречный запрос Google разделить дело, с тем чтобы по калифорнийским компаниям судиться все же в их штате, судья Дэвис мудро заметил, что это не будет способствовать «экономии средств судебной системы».
Вот, собственно, и всё.
Можно лишь гадать о том, сколько конкретно миллионов состригут с той или иной полезшей в бутылку корпорации.
Но точно одно — заплатят все, а достославное патентное и авторское право наконец-то начало выполнять апокалиптические прогнозы иных копилефтеров об удушении новых информационных технологий мёртвой хваткой «интеллектуальной собственности».
Что сказать?
Нам остаётся лишь радоваться тому, что Майкл Дойл родился слишком поздно, чтобы запатентовать таблицу умножения.
Подготовлено по материалам Wired. Источник: science.compulenta.ru.
Рейтинг публикации:
|