“Судите сами: допустим, догонит Ахиллес черепаху. И что он с ней тогда сделает? Боюсь, ничего хорошего. Моральный облик Пелеева сына достаточно подробно дан в «Илиаде»: надругательство над трупом Гектора, припадки безудержного гнева, пренебрежение интересами Эллады ради личной выгоды, более чем подозрительные отношения с Патроклом… И вот наш разум, цепенея при одной только мысли о дальнейшей судьбе медлительной рептилии, судорожно отодвигает беззащитную зверушку всё дальше и дальше от преследующего её убийцы и извращенца.
Здравый смысл беспощаден. Логика гуманна”
Евгений Лукин «В защиту логики»
Позади очередной несостоявшийся апокалипсис, предсказанный то ли жрецами племени майя, то ли нашими современниками, столь экстравагантно трактовавшими их труды. Интерес к апокалиптической теме несколько уменьшился и настало время обратиться к вопросу о жизни, попытаться ответить на вопрос, сформулированный в заглавии данной статьи.
В одной из своих последних статей академик В.Л. Гинзбург [1] определил три великих проблемы, стоящих перед современной физикой. И в перечне этих великих проблем, был и вопрос, являющийся предметом обсуждения в этой статье. Ответ на него возможно искать только на стыке двух фундаментальных наук – физики и биологии, или иными словами, в биофизике. Многие известные ученые пытались тем или иным способом дать определение жизни.
В 1944 году в Кембридже вышла в свет книга Эрвина Шрёдингера “What is the Life? The Physycal Aspects of a Living Cell” (последнее издание в русском переводе: “Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки» [2]), в которой он выдвинул идею атомно-молекулярного подхода к изучению феномена жизни.
За прошедшие со времени появления этой замечательной книги 68 лет, воззрения на эту проблему достаточно сильно изменились, хотя метафора Шредингера – «Жизнь – это существование апериодических кристаллов» оказала довольно сильное воздействие на прогресс в этой области. В 1953 году появилась первая работа, посвященная двойной спирали ДНК, возникла новая наука - молекулярная генетика.
Начало ХХI века открыло новые, еще более фантастические направления исследований. Развитие нанотехнологий привело к созданию принципиально нового: нанобиопокрытия, нанобиоконтейнеры, нанобиодвигатели. Создаются биокомпьютеры на основе биочипной технологии. Медицина начала преобразовываться в биомедицину, в основе которой лежит восстановление функций каждого человека с учетом специфики индивидуального генетического портрета. Всё это позволяет посмотреть на проблему определения жизни с несколько иной точки зрения, тем точка зрения, которую изложил Эрвин Шредингер 68 лет назад. Попытаемся увидеть, как отвечает на вопрос «Что такое жизнь?» современная биофизика.
Вопрос этот достаточно сложен и включает в себя не только вопросы возникновения жизни, но и процессы, сопровождающие её эволюцию.
ХХI век начался с прорывных результатов в этом направлении. В 2004 году все средства массовой информации с ликованием сообщили о полной расшифровке генома человека, содержащего 3 миллиона нуклеотидных пар, природных соединений, из которых, как из звеньев, построены цепочки основ клетки – нуклеиновых кислот. За 12 лет, параллельно с расшифровкой генома человека, были расшифрованы геномы многих микроорганизмов и многоклеточных животных. Оказалось, что генетический код всех организмов един. Отличия содержались только в количестве генов, причем, и на этом уровне различия оказались не столь велики, как ожидалось. В ДНК человека оказалось всего 30 000 генов, а ожидалось, что их должно быть порядка 100 000! Более того. Количество генов мыши в точности совпало с количеством генов человека. Отличия содержатся в структуре всего 300 генов!
До сих пор непонятна роль обширных областей в ДНК, соединяющих собой гены. Непонятно, какую роль они играют в развитии организма. Удивительно, но в геноме человека задействовано только 0,0001 его нуклеотидного запаса.
С помощью построения филогенетических деревьев на молекулярном уровне (филогенетическое или эволюционное дерево - дерево, отражающее эволюционные взаимосвязи между различными видами или другими сущностями, имеющими общего предка) представляется возможным исследовать эволюционную историю живого.
Словом, не смотря на все успехи, современная наука только начинает прикасаться к этой интереснейшей проблеме, оставляя пока почву для сторонников креационизма (creation – сотворение).
Пытаясь дать определение живой материи, обычно начинают перечислять признаки, характерные для живого. Однако детальное рассмотрение этих признаков с неизбежностью приводит нас к выводу, что все эти признаки встречаются и в неживой природе. Перечисление наиболее часто используемых признаков можно найти в замечательной статье известного биофизика, доктора физико-математических наук, члена-корреспондента РАН, Генриха Романовича Иваницкого [3] До сих пор не удалось выявить ни одного признака, который был бы присущ только живой материи. Более того, сейчас стало понятно, что поиск такого признака является занятием малоперспективным.
В пользу последнего утверждения свидетельствует факт существования в природе таких образований, как вирус или бактериофаг (рис.1), которых нельзя назвать живыми в полном смысле этого слова.
Рис.1 Бактериофаг
Скорее всего, это сложные композитные материалы, биологические машины, способные решать задачи поиска, узнавания и размножения, уничтожая при этом клетки или бактерии, но при этом они не имеют внутренних биохимических процессов, не питаются и не размножаются самостоятельно. Вирусы и бактериофаги частично обладают свойствами, присущими, безусловно, живым организмам, но эти свойства настолько упрощены, что эти объекты можно с достаточной уверенностью отнести к неживым объектам. По всей видимости, эти образования находятся на границе, отделяющей живое от неживого. Для того, что бы это понять понадобилось почти 15 лет исследований, проведенных российскими биофизиками.
Из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что любые попытки дать определение феномена жизни бессмысленны. Но, к счастью это не так. Попробуем преодолеть эти трудности, но для этого нам придется разрешить ряд парадоксов и, следуя логике современных воззрений, сформулировать понятие игры живой и неживой материи.
Начнем с самого первого парадокса, возникающего уже при попытке дать определение жизни. Положим, такое определение мы исхитрились дать. В нашем внутреннем представлении это определение обогатило саму жизнь. Но вот в чем проблема. Мы никаким образом не сможем доказать, что данное нами определение является непротиворечивым, если мы будем оставаться в рамках сформулированной нами модели и будем оставаться в её рамках. Иными словами, истинность теории не может быть доказана в рамках этой же теории. Это утверждение, являющееся содержанием второй теоремы Гёделя, может быть доказано абсолютно строго. Пытаясь таким образом определить жизнь, мы будем всё время двигаться по кольцу, создавая тавтологию – «жизнь есть живое». Мы пришли к хорошо известному логическому парадоксу Платона и Сократа.
Этот парадокс может быть разрешен, но для этого мы должны выйти за рамки привычной для нас двоичной логики «живое» - «неживое». Мы должны будем включить в рассмотрение еще один элемент – «неопределено». Такой элемент в нашей системе действительно существует – это упомянутые выше бактериофаги и вирусы, которые нельзя отнести с достаточной уверенностью ни к живым организмам, ни к неживой материи. Следовательно, для того, что бы двигаться дальше мы должны в своих рассуждениях выйти за пределы привычной для нас двоичной логики и перейти на язык трехэлементной логики.
Заметим, что ситуация в этом случае очень сильно напоминает ситуацию, возникающую при описании квантового мира. И в этом случае двоичная логика остаётся бессильной.
Теперь о том, какими методами решается обсуждаемая проблема. Естественно, что основой метода является утверждение, что любые постулаты и скрытые параметры, следствия которых нельзя проверить экспериментально либо измерить полагаются ненаучными. Это положение является основой того, что мы называем научным познанием. Если это положение игнорируется – возникают парадоксы. Простейший пример такого парадокса – известная апория Зенона об Ахилле и черепахе. Как только мы вспоминаем, что в мире существует допустимый предел измерений, Ахилл догоняет животное. Дальнейшее рассмотрение этого парадокса в рамках присутствия неопределенности приводит к его противоречивости. Как следствие, это утверждение приводит нас к выводу о том, что мир, в котором мы живем, не является полностью детерминированным, как бы нам этого не хотелось, и содержит в себе неопределенности, которые порождаются имеющимся пределом измерений в том числе.
Об иных путях возникновения неопределенностей в классическом мире можно, например, посмотреть в статье, опубликованной на нашем портале.
Посмотрим на то, как можно убедиться в справедливости изложенных выше утверждений. Дело в том, что на самом деле очень маленькие пространственные интервалы ни в физике, а уж тем более в биологии измерить невозможно. Положим, что в качестве линейки мы используем электромагнитную волну очень малой длины. Но если вспомнить основы физики – несложно убедиться в том, что для создания такой волны нужно затратить очень большие энергии, причем, чем меньше длина волны, тем больше энергии, которые необходимо затратить на её создание. Рано или поздно возникнет ситуация, когда энергия волны, которую мы собирались использовать в качестве линейки, не только убьет все живое, но и начнет активно влиять на измеряемую систему, тем самым, сводя на нет саму задачу измерения. Следовательно, существует предел точности измерений, и этот предел создает неопределенность в значении измеряемого параметра. Заметим, что с этим фактом читатели хорошо знакомы. Ведь нет ни одного чертежа, например, в котором размеры детали, которую следует изготовить, указаны точно. Все размеры указаны с определенным допуском.
Более того, что произойдет, если мы в какой-то промежуточный момент времени заставим Ахиллеса и черепаху по команде бежать в обратную сторону. Привычная для нас бинарная логика будет шептать нам на ухо, что и Ахилл и черепаха в одно и тоже время прибегут к исходному положению. Но так ли это? На самом деле, неопределенность в определении расстояния между ними никуда не исчезла. При «повторном» забеге она может только увеличиться. В этом случае мы столкнулись с бичом всех экспериментаторов – накоплением ошибок при измерениях, эффектом, который имеет место быть даже в численном моделировании процессов, правда в этом случае он имеет несколько иную природу. Именно этот эффект и приведет нас к образованию неопределенности в рассматриваемой нами системе.
Теперь поговорим немного о тепловом движении. Факт движения микрочастиц в протоплазме клеток был открыт более 200 лет тому назад. Широко известен и факт теплового движения неживых микрочастиц, получивший название в честь ботаника Р.Броуна – броуновское движение. Исследование этих явлений показало, что живые и неживые частицы в этих случаях подчиняются одним и тем же законам движения. Этот факт не может не натолкнуть на мысль использовать науку о теплоте – термодинамику для определения отличия живых систем от неживых. В частности, этот подход к определению живого был великолепно освещен в книге Эрвина Шредингера [2]. Шредингер попытался найти отличие живого от неживого, переходя от общего к частному. В 6 главе, стр. 77, своей книги он писал:
- Как в терминах статистической теории выразить ту удивительную способность живого организма, с помощью которой он задерживает переход к термодинамическому равновесию (смерти)? Выше мы сказали, что он питается «отрицательной энтропией», как бы привлекая на себя ее поток, чтобы компенсировать этим увеличение энтропии, производимое им в процессе жизни, и таким образом поддерживать себя на постоянном и достаточно низком уровне энтропии.
Для своего времени Э.Шредингер был прав. Он просто изложил общепринятую 68 лет тому назад точку зрения. Сегодня эта точка зрения выглядит уже несколько иначе. Дело в том, что энтропия является слишком грубым, усредненным параметром, характеризующим термодинамически равновесное, усредненное состояние системы. И поэтому она просто не может быть использована для характеристики живых систем, в которых протекающие процессы имеют не термодинамическую, а кинетическую природу. Понимание природы этих процессов должно было привести к пониманию природы необратимости, возникающей при развитии живых систем. Оказалось, что термодинамический подход к описанию живых систем, включающий в себя процесс непрерывного обмена энергией с окружением живой системы, не позволил увидеть причины возникновения такой необратимости.
Первым выдающимся результатом в переходе от описания неживой системы к описанию живой стало разрешение энергетической проблемы. Оказалось, что для появления необратимости в развитии макросистем нет необходимости непрерывном обмене энергией с внешней для нее системы. Необратимость возникает из-за кинетической природы процессов, происходящих в живой системе за счет их собственного аккумулированного запаса энергии и неравновесности самих этих систем. Подтверждением этого вывода является, например, существование ряда белков, способных поглощать кванты света одной частоты и испускать излучение другой частоты, используя разность энергий излучения на нужды живой материи. Хлорофиллы и родопсины являются настоящими аккумуляторами энергии в живой природе, обеспечивающими рост и развитие живой материи.
Следующим шагом в переходе от неживой материи к живой стал эффект структуризации живой материи, что с необходимостью привело к увеличению продолжительности её существования. Строго доказано, что преобразование однородной системы в систему, содержащую множественные кластеры (гетерогенность), приводит к увеличению продолжительности жизни системы. Хорошим примером такого кластера является, например, обычный мыльный пузырь, представляющий собой газовый кластер, окруженный оболочкой. И время жизни такого кластера является сугубо кинетической характеристикой.
Исследования, проводимые в последнее время, убедительно показали, что во всех этих задачах важен не столько термодинамический подход, являющийся, по сути, усредненным, не позволяющим отследить все детали процесса, сколько кинетика относительно движения частиц с учетом влияния окружающей их среды. Да и сам термодинамический подход имеет смысл только для состояния систем, близких к термодинамическому равновесию. В своей статье [3] Г.Р. Иваницкий отмечает :
- Все разговоры об “энтропийных тенденциях” биологической эволюции и живой материи основаны на недоразумении. Согласно термодинамическим критериям любая биологическая система упорядочена не больше, чем кусок горной породы того же веса. Их различие заключается в кинетике и способности запоминать удачные обстоятельства структурирования.
Вопросы, связанные с возможностью живой системы запоминать удачные обстоятельства структурирования будут обсуждаться в последующих статьях этого цикла.
В последнее время предпринимаются попытки описать живую материю на основе теории информации. В этом подходе к обсуждаемому вопросу есть один, но очень серьезный подводный камень. Проблема этого подхода заключается в том, что для живой материи важным оказывается не количество информации, а ее качество. Информация вообще для живой системы неважна, важна ее ценность. Вот тут и всплывает основная проблема. Дело в том, что для оценки качества информации, ее ценности нужно ответить на главный вопрос – в чем цель живого? Если ответ на этот вопрос известен, то и сформулировать критерий ценности информации не составит особого труда. Для этого в теории информации существует множество методик. Вся проблема упирается в одно – как определить цели живых организмов и вообще, существуют ли эти цели? Каковы цели у травы, водорослей, деревьев, кроме как их существования. Иными словами, их целью является последовательность: рождение – питание – рост – размножение – смерть? Ведь если допустить, что у живого таковая цель имеется это будет означать, что эту цель кто-то поставил, сформулировал, создавая этот вид живой материи. Или она возникла случайно из ничего. Первое утверждение с необходимостью приводит нас к Создателю, а вторая будет свидетельствовать о том, что неупорядоченность или хаос является источником всякого порядка и несет в себе организующее начало. Во втором случае необходимо понять, каким образом из случайности может возникнуть упорядоченность.
К ответу на этот вопрос мы обратимся в последующих статьях этого цикла.
Литература
В.Л. Гинзбург, Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными.- Успехи физических наук, Т.169, №4, 1999, с. 419 – 441.
Э.Шредингер, Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. – R&C Dynamics, Москва-Ижевск, 2002.
Г.Р.Иваницкий, XX1 век: что такое жизнь с точки зрения физики, - Успехи физических наук, т. 180, №4, 2010, с. 337 - 369
* При цитировании и копировании ссылка на ОКО ПЛАНЕТЫ обязательна
Рейтинг публикации:
60
Комментарий от Gopman:
Редакция портала ОКО ПЛАНЕТЫ начинает публикацию серии статей, объединенных под одним названием "Что такое жизнь? Как отвечает на этот вопрос современная наука". Недеемся, что эти статьи будут интересны читателю. Статьи этой серии будут публиковаться по мере поступления их в редакцию.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #7 написал: gopman (3 января 2013 00:32) Статус: |
Просьба воспринимать это как конструктивную критику. А Вам, товарищ Гопман, отдельное спасибо, так как не будь Вашей статьи - не было бы и возможности сформировать мою "конструктивную критику" в логически последовательную стркуткру, удобную для восприятия
За статью пожалуйста. Это только начало. Что будет дальше - увидим. И картинка, приведенная Вами не в обиду. Нормально. Но все-таки давайте разберемся.
Цитата: donadell
Что толку в такой смене разрядности системы исчисления? Если наше восприятие мира остается в дуальности? Причем это дуальность иного порядка. Я не просто так привел это изображение. Оно очень ярко отображает то обывательское понятие дуальности, которую так легко прерватить в триаду просто увеличив разрядность всей системы.
Замечу сразу, что о смене разрядности исчисления речь не идет вообще. Это просто не причем. Речь идет о построении формальной логики. А вот с ней обстоятелства иные. Несложно увидеть, что даже обывательская логика не всегда бывает дуальной. Ну, в самом деле, Вы же не всегда живете в системе "так это" или "не так". Иногда проскакивает и "Возможно так, а возможно и не так". Так что даже, как Вы говорите, обывательская логика не всегда дуальна. А, впрочем, речь в статье идет не о ней. Речь идет о научном познании окружающего мира. И, могу заметить, что уже не первый раз я показываю, что временами бинарной логики недостаточно.
Цитата: donadell
Действительная дуальность нашего восприятия мира отражает относительность существования тех или иных качеств мира. Другими словами: все познается в сравнении
К сожалению, не все и не всегда. И это тоже Вам прекрасно известно. Да и относительность тех или иных качеств или свойств мира зависит от точки зрения. Например, Свойства пространства и времени в классической физике абсолютны. А вот в ОТО они становятся относительными. Все определяет тот круг проблем, которые мы хотим решить.
Цитата: donadell
свойства эти познаются путем сравнения таковых у двух "случайно" выбранных объектов, один из которых нам удобнее принимать за эталон. Кто не догадался, последнее мое предложение отражает суть научного познания мира. Реально ли при таком "рандомном" выборе эталонов найти мельчайшее "нечто" или вывести универсальную "формулу всего"? Вопрос риторический. Что уж говорить, когда с таким орудием мы попытаемся докопаться до истины в вопросе "что же такое жизнь?"
Вывести универсальную формулу всего - голубая мечта, пока не достижимая. Да и такой задачи, по крайней мере в рамках этой статьи, не стоит. Напомню. Речь идет о попытке ответить на очень серьезный вопрос, который не претендует на всеобщность. Не о формуле всего и вся речь, а "всего лишь" попытаться понять что есть живое. И о "рандомном" наборе. Если Вы заметили, то большая часть статьи как раз и посвящена разбору парадоксов, которые и возникают при, как Вы говорите, "рандомном" наборе. И перечень парадоксов еще не исчерпан. Впереди еще некая толика оных.
» #6 написал: Romario (3 января 2013 00:14) Статус: |
Так и хочется процитировать Фредерика Пола "Дитя Звезд":
Гарри Хиксон кивнул золотокожей головой. - Сообщите вашей Машине, - сказал он, - что существует следующая физическая система. Она получает лучевые сигналы и накапливает их в виде зарядов. Она состоит из заряженных частиц, электронов и других, каждая из которых имеет два стабильных состояния. В одном состоянии спин электрона параллелен вращению ядра. В другом - не параллелен. Такой электрон является ячейкой памяти. Связь-куб заворчал. - Машине известны эти элементарные факты, - пропела Дельта Четыре. - Дополните эти факты новыми, - серьезно сказал Гарри Хиксон. - Добавьте сюда сеть фузоритов, более древнюю, чем сама Галактика, более мощную, чем любая машина. Прибавьте массы сверхэнергетического газа, родственные этой сети. Добавьте также, что в этих газовых массах электроны способны функционировать как накопители информации. Девушка склонилась над связь-кубом, потом подняла голову. - Машина считает, что вы описываете звезды, - мелодично пропела она. И Гарри Хиксон медленно кивнул. Его сверкающая золотистая рука поднялась и совершила волнообразное плавное движение - знак Лебедя. - Звезду, которой я служу.
Связь-куб зафыркал. - В таком случае, - пропела Дельта Четыре, - Машина считает, что эти газовые массы в соединении с фузоритной сетью, как ее описываете вы, могут легко стать физическими носителями разума. Она подняла глаза на Хиксона. Он еще раз кивнул и торжественно сказал: - Как мы видим, любая материя может быть носителем разума. Вся масса Вселенной, находящейся в процессе динамического равновесия, является базой для разума. Вся масса Вселенной, бесконечной в пространстве и времени, предстает теперь перед нами как носитель разума Бога.
Что-то в этом есть?
--------------------
Правда: и щит и меч!
» #5 написал: donadell (3 января 2013 00:08) Статус: |
Выход из дуадной парадигмы в триадную конструкцию универсальный механизм позволяющий найти и осознать законы природы, в том числе и в приложении к осознанию загадки природы жизни.
Особенно в контексте фразы из статьи:
Этот парадокс может быть разрешен, но для этого мы должны выйти за рамки привычной для нас двоичной логики «живое» - «неживое». Мы должны будем включить в рассмотрение еще один элемент – «неопределено».
Что толку в такой смене разрядности системы исчисления? Если наше восприятие мира остается в дуальности? Причем это дуальность иного порядка. Я не просто так привел это изображение. Оно очень ярко отображает то обывательское понятие дуальности, которую так легко прерватить в триаду просто увеличив разрядность всей системы. Действительная дуальность нашего восприятия мира отражает относительность существования тех или иных качеств мира. Другими словами: все познается в сравнении, что и символизирует принцип Инь-Ян. Наши суждения о свойствах объектов и явлений окружающего мира являются иллюзией, так как свойства эти познаются путем сравнения таковых у двух "случайно" выбранных объектов, один из которых нам удобнее принимать за эталон. Кто не догадался, последнее мое предложение отражает суть научного познания мира. Реально ли при таком "рандомном" выборе эталонов найти мельчайшее "нечто" или вывести универсальную "формулу всего"? Вопрос риторический. Что уж говорить, когда с таким орудием мы попытаемся докопаться до истины в вопросе "что же такое жизнь?"
Потому нужно не переводить существующие базы данных знаний об окружающем мире в другую разрядность, а искать новые способы познания, исключающие само понятие "сравнение", искать новый способ восприятия мира.
P.S. Просьба воспринимать это как конструктивную критику. А Вам, товарищ Гопман, отдельное спасибо, так как не будь Вашей статьи - не было бы и повода сформировать мою "конструктивную критику" в логически последовательную структуру, удобную для восприятия
» #4 написал: terrim (2 января 2013 23:24) Статус: |
По информационному подходу: излучение кристаллической структуры неживого вещества имеет вибрационную форму информации, сопоставимую с вибрационной формой информации, излучаемой живыми существами. С точки зрения теории информации, "неживого" нет. Есть просто другой способ организации информации и другая форма реакции на окружающую среду.
» #2 написал: Шанти (2 января 2013 20:28) Статус: |
Махарадж: Есть тело. В теле есть наблюдатель, а вне его – наблюдаемый им мир. Наблюдатель и его наблюдение, как и наблюдаемый мир, появляются и исчезают вместе. Вне всего этого находится пустота. Эта пустота едина для всех. Вопрос: Ваши слова кажутся простыми, но мало кто мог бы сказать то же самое. Вы и только вы говорите о трёх и о пустоте за их пределами. Я вижу только мир, включающий в себя всё. М: Даже «я есть»? В: Даже «я есть». «Я есть» существует, потому что существует мир. М: А мир существует, потому что существует «я есть». В: Да, это верно в обоих направлениях. Я не могу их разделить и не могу выйти за их пределы, я не могу утверждать, что что то есть , пока не испытаю это сам, и не могу утверждать, что чего то нет , потому что не испытываю этого. Что вы такое испытываете, что позволяет вам говорить с такой убеждённостью? М: Я знаю себя таким, какой я есть, – вне времени, вне пространства, без причины. Так случилось, что вы этого не знаете, потому что поглощены другими вещами. В: Почему я так поглощён ими? М: Потому что вас это интересует. В: Почему меня это интересует? М: Из за страха боли и желания удовольствия. Наслаждение – это конец боли, а боль – конец наслаждения. Они сменяют друг друга в бесконечной череде. Исследуйте этот порочный круг, пока не найдёте себя за его пределами. В: Разве я не нуждаюсь в вашей милости, чтобы выйти за пределы? М: Милость вашей внутренней Реальности всегда с вами. Сама ваша просьба о милости – её признак. Не беспокойтесь о моей милости, делайте, что я вам говорю. Действие – доказательство искренней устремлённости, а не ожидание милости. В: По отношению к чему я должен быть искренне устремлённым? М: Настойчиво исследуйте всё, что попадает в поле вашего восприятия. С практикой это поле расширится и исследование углубится, пока не станет спонтанным, а поле – безграничным. В: Разве вы таким образом не делаете реализацию результатом практики? Практика происходит в пределах физического существования. Как она может дать рождение безграничному? М: Конечно, между практикой и мудростью не может быть причинной связи. Но практика может глубоко повлиять на препятствия к мудрости. В: Какие препятствия? М: Неправильные представления, вызывающие слабость и распад тела и ума. Обнаружение и отбрасывание ложного избавляет от того, что мешает реальному войти в ум. В: Я могу различить два состояния ума: «я есть» и «мир есть». Они появляются и исчезают вместе. Люди говорят: «Я есть, потому что мир есть». Вы, по видимому, говорите: «Мир есть, потому что «я есть»». Какое из них истинно? М: Ни то, ни другое. Они являются одним и тем же состоянием во времени и пространстве. За их пределами находится безвременное. В: Какова связь между временем и безвременным? М: Безвременное знает время, время не знает безвременного. Всё сознание существует во времени, и для него безвременное кажется бессознательным. Однако оно является тем, что делает сознание возможным. Свет светит в темноте. В свете темнота невидима. Или можно сказать по другому: в бесконечном океане света появляется облако сознания – тёмное и ограниченное, воспринимаемое лишь по контрасту. Это просто попытки выразить словами нечто очень простое, однако совершенно невыразимое. В: Слова должны служить мостом. М: Слова относятся к состоянию ума, а не к реальности. Река, два берега, мост между ними – они все находятся в уме. Одни слова не могут помочь вам выйти за пределы. Должна быть ещё неутолимая жажда истины или абсолютная вера в Гуру. Поверьте мне, нет ни цели, ни пути, ведущего к ней. Вы сами и путь, и цель. Вам нечего достигать, кроме вас самих. Всё, что вам нужно, – это понимание, а понимание – это расцвет ума. Дерево постоянно, но цветы и плоды появляются только в сезон. Времена года сменяют друг друга, но дерево не меняется. Вы и есть дерево. Вы отрастили множество ветвей и листьев в прошлом и можете вырастить их также и в будущем, но вы всё равно останетесь собой. Не тем, что было, не тем, что будет, заметьте, а тем, что есть . Ваше желание создаёт вселенную. Познайте мир как своё собственное творение и будьте свободны. В: Вы говорили, что мир – это дитя любви. Зная обо всех ужасах, наполняющих мир, о войнах, концентрационных лагерях, бесчеловечной эксплуатации, как я могу считать его своим собственным творением? Каким бы ограниченным я ни был, я не мог создать такой жестокий мир. М: Выясните, кому является этот жестокий мир, и вы поймёте, почему он кажется таким жестоким. Ваши вопросы вполне оправданны, но на них нельзя ответить, пока вы не узнаете, чей это мир. Чтобы выяснить значение вещи, вы должны задать вопрос её создателю. Я говорю вам: «Вы сами создали мир, в котором живёте, и только вы можете изменить его или разрушить». В: Как вы можете говорить, что я создал мир? Я едва знаю его. М: В мире нет ничего, чего бы вы не могли знать, если вы знаете себя. Думая, что вы тело, вы считаете мир собранием материальных вещей. Если вы знаете себя как центр сознания, мир кажется вам океаном ума. Если вы знаете себя таким, какой вы есть в действительности, вы знаете мир как себя. В: Всё это звучит очень красиво, но не отвечает на мой вопрос. Почему в мире столько страдания? М: Если вы будете стоять в стороне как простой наблюдатель, вы не будете страдать. Вы будете видеть мир как спектакль, весьма интересный спектакль. В: О нет! Не надо мне этой теории лилы . Страдание слишком остро и всепроникающе. Какое извращение – наблюдать с интересом за спектаклем страдания! Какого жестокого Бога вы мне предлагаете! М: Причина страдания в отождествлении воспринимающего с воспринимаемым. Из этого рождаются желания, с желаниями – слепые действия, не видящие последствий. Оглянитесь вокруг и увидите – страдания созданы самими людьми. В: Если бы человек создал только свою собственную печаль, я бы согласился с вами. Но в своём безумии он заставляет страдать других. Спящий видит свой собственный кошмар, в котором страдает он один. Но что это за сон, который опустошает жизни других? М: Описаний много и они противоречивы. Реальность проста – всё есть одно, гармония представляет собой вечный закон, ничто не приводит к страданию. Только когда вы пытаетесь описывать и объяснять, слова подводят вас. В: Я помню, как Гангаджи однажды сказала мне, что Я не связано законом ненасилия (ахимса ). Я свободно заставлять страдать свои проявления, чтобы помочь им. М: На уровне двойственности это может быть так, но в реальности есть только источник, сам тёмный, но заставляющий сиять всё. Сам невоспринимаемый, он является причиной восприятия. Его нельзя почувствовать, но благодаря ему возможны чувства. О нём нельзя думать, но благодаря ему возможны мысли. Представляющий собой небытие, он даёт рождение бытию. Это неподвижная основа движения. Попав в него, вы везде дома. В: Если я есть то, что тогда заставляет меня рождаться? М: Память о прошлых неисполненных желаниях захватывает энергию в ловушку, что проявляется как личность. Когда её запас истощается, личность умирает. Неисполненные желания переносятся в следующее рождение. Самоотождествление с телом создаёт всё новые и новые желания, которым нет конца, пока этот механизм не увидится со всей ясностью. Ясность освобождает, потому что вы не можете избавиться от желаний, если их причины и следствия не будут для вас очевидными. Я не говорю, что рождается одна и та же личность. Она умирает, и умирает навсегда. Но её воспоминания остаются, как и желания и страхи. Они составляют энергию для новой личности. Реальность не участвует в этом, но делает это возможным, даруя ей свет. В: Разрешите мою трудность. Насколько я понимаю, любое переживание является своей собственной реальностью. Оно здесь, пережитое. В тот момент, когда я ставлю его под сомнение и спрашиваю, кто его испытывает, кто наблюдатель и так далее, переживание исчезает, и я могу только исследовать воспоминание о нём. Я просто не могу исследовать текущий момент – сейчас . Я осознаю прошлое, но не настоящее. Когда я осознаю, я не живу по настоящему в сейчас , а только в прошлом. Можно ли по настоящему осознавать настоящее? М: То, что вы описываете, это совсем не осознание, а только думание о пережитом. Настоящее осознание (самдив ) – это состояние чистого свидетельствования без малейшей попытки сделать что либо с наблюдаемым событием. Ваши мысли и чувства, слова и действия могут также быть частью события, вы наблюдаете всё это, не заботясь ни о чём, в безграничном свете ясности и понимания. Вы точно понимаете всё, что происходит, потому что это не затрагивает вас. Это может показаться состоянием холодной отчуждённости, но на самом деле это не так. Находясь в нём, вы обнаруживаете, что любите всё, что видите, какова бы ни была природа этого. Эта неизбирательная любовь – истинный критерий осознания. Если её нет, значит вы просто заинтересованы – по каким то личным соображениям. В: Пока есть боль и удовольствия, не остаётся ничего другого, как быть заинтересованным. М: А пока вы сознательны, будут и боль, и удовольствия. Вы не можете бороться с болью и удовольствием на уровне сознания. Чтобы выйти за их пределы, вам надо выйти за пределы сознания, что возможно только когда вы видите сознание как нечто, происходящее с вами, но не в вас, как нечто внешнее, чуждое, навязанное извне. Затем, неожиданно, вы вдруг освобождаетесь от сознания и остаетесь один, ничто больше не мешает вам. Это ваше истинное состояние. Сознание – это зудящая сыпь, заставляющая вас чесаться. Конечно, вы не можете выйти из сознания, поскольку сама идея выхода из сознания находится в сознании. Но если вы научитесь смотреть на своё сознание как на разновидность лихорадки, личную и частную, в которую вы заключены как цыпленок в скорлупу, то из самого этого отношения придёт кризис, который разрушит скорлупу. В: Будда говорил, что жизнь есть страдание. М: Он, должно быть, имел в виду, что всё сознание приносит боль, что и так очевидно. В: А смерть предлагает облегчение? М: Тот, кто считает себя рождённым, очень сильно боится смерти. И наоборот, для того, кто знает себя, смерть – счастливое событие. В: Индуистская традиция утверждает, что страдание – следствие судьбы, а судьба заслужена. Взгляните на ужасные бедствия, природные или вызванные людьми, наводнения и землетрясения, войны и революции. Смеем ли мы думать, что каждый страдает за свои собственные грехи, о которых он не имеет ни малейшего понятия? Разве все миллиарды страдающих – это преступники, несущие справедливое наказание? М: Неужели страдать можно только за свои собственные грехи? Разве мы действительно разделены? В этом безбрежном океане жизни мы страдаем за грехи других и заставляем других страдать за наши собственные грехи. Конечно, закон равновесия правит всем, и в конце все получат то, что им причитается. Но пока жизнь продолжается, мы воздействуем друг на друга очень глубоко. В: Да, как сказал поэт: «Человек – не остров». М: На заднем плане любого переживания находится Я и его интерес в данном переживании. Называйте это желанием, называйте это любовью – слова не имеют значения. В: Как я могу желать страдания? Как я могу намеренно просить боли? Разве я не похож на человека, который постелил себе пуховую постель в надежде на хороший сон, но вместо этого увидел кошмар и теперь мечется и кричит во сне? Очевидно, не любовь вызывает кошмары. М: Все страдания вызываются эгоистичным обособлением, ограниченностью и жадностью. Когда причина страдания найдена и удалена, страдание прекращается. В: Я могу убрать причины своей печали, но другие будут продолжать страдать. М: Чтобы понять страдание, вы должны выйти за пределы боли и удовольствия. Ваши собственные желания и страхи мешают вашему пониманию и, соответственно, помощи другим. В действительности никаких других нет, и, помогая себе, вы помогаете всем. Если вы серьёзно относитесь к страданиям человечества, вы должны усовершенствовать единственное средство помощи, которое у вас есть, – себя самого. В: Вы всё время говорите, что я творец, хранитель и разрушитель мира, вездесущий, всеведущий, всемогущий. Когда я размышляю над вашими словами, я спрашиваю себя: «Как случилось, что в моём мире так много зла?» М: Нет никакого зла, нет никакого страдания, радость жизни первостепенна. Посмотрите, как все держатся за жизнь, как всем дорого существование. В: На экране моего ума образы сменяют друг друга бесконечной чередой. Во мне нет ничего постоянного. М: Посмотрите на себя повнимательнее. Экран остаётся – он никогда не меняется. Свет светит неизменно. Только плёнка с кадрами движется, вызывая к жизни картины. Вы можете называть эту плёнку судьбой (прарабдха ). В: Что создаёт судьбу? М: Незнание – причина неизбежности. В: Незнание чего? М: В первую очередь незнание себя. А также незнание истинной природы вещей, их причин и следствий. Вы смотрите вокруг не понимая и принимаете видимость за реальность. Вы верите, что знаете себя и мир, но только ваше незнание заставляет вас говорить: «Я знаю». Начните с признания, что вы не знаете, и двигайтесь от этой точки. Ничто не может помочь миру больше, чем окончание вашего незнания. После этого вам не нужно делать ничего конкретного, чтобы помогать миру. Само ваше бытие будет помощью, независимо от того, делаете вы что нибудь или не делаете. В: Как можно знать незнание? Чтобы знать незнание, нужно знание. М: Правильно. Само признание «я не знаю» является расцветом знания. Незнающий человек не знает о своём незнании. Вы можете сказать, что незнание не существует, поскольку исчезает в тот момент, когда его видят. Поэтому вы можете называть это бессознательностью или слепотой. Всё, что вы видите вокруг и внутри вас, – это то, что вы не знаете и не понимаете, даже не подозревая о том, что вы не знаете и не понимаете. Знать, что вы не знаете и не понимаете, – это истинное знание, знание смиренного сердца. В: Да, Иисус говорил: «Блаженны нищие духом...» М: Выражайте это как хотите, факт таков, что может быть только знание незнания. Вы знаете, что вы не знаете. В: Незнание когда нибудь закончится? М: А что плохого в незнании? Вы не обязаны знать всё. Достаточно знать то, что вам необходимо знать. Остальное само присмотрит за собой без вашего знания о том, как это происходит. Важно, чтобы ваше бессознательное не мешало вашему сознательному, чтобы на всех уровнях было единство. Знать не так уж важно. В: То, что вы говорите, психологически правильно. Но когда надо знать других, знать мир, моё знание того, что я не знаю, не очень то мне поможет. М: Если вы внутренне целостны, внешнее знание приходит к вам спонтанно. В каждый миг вашей жизни вы знаете то, что вам нужно знать. В океане универсального ума содержится всё знание, оно ваше, стоит только попросить. Большая его часть может вам никогда не понадобиться – но всё равно оно всё ваше. С энергией дело обстоит так же, как и со знанием. Всё, что, по вашему, должно быть сделано, обязательно происходит. Несомненно, Бог присматривает за управлением вселенной, но он всегда рад получить помощь. Если помощник неэгоистичен и мудр, все силы вселенной послушны его команде. В: Даже слепые силы природы? М: Слепых сил не существует. Сознание – это сила. Осознавайте то, что должно быть сделано, и оно будет сделано. Только будьте бдительны – и спокойны. Когда вы достигнете своей цели и познаете свою истинную природу, ваше существование станет благословением для всех. Вы можете этого не знать, этого может не узнать и мир, но помощь лучится повсюду. В мире есть люди, которые делают больше добра, чем все государственные деятели и филантропы вместе взятые. Они излучают свет и покой без малейшего намерения или знания. Когда другие говорят им о производимых ими чудесах, они бывают крайне удивлены. Тем не менее, не принимая ничто за своё собственное, они не гордятся и не стремятся сделать себе репутацию. Они просто не способны желать чего либо для самих себя, даже радости от помощи другим. Зная, что Бог хороший, они пребывают в покое.
От gopman:Спасибо за притчу. Действительно, знать то, что не знаешь много стоит.
Группа: Главные редакторы публикации 32764 комментариев 24112 Рейтинг поста:
0
Очень интересная статья. Подход к осознанию жизни через науку о природе- физику сам по себе интересен, обобщение подходов сделанное автором дает отличную пищу для ума. Выход из дуадной парадигмы в триадную конструкцию универсальный механизм позволяющий найти и осознать законы природы, в том числе и в приложении к осознанию загадки природы жизни. Мы совершенно очевидно часть природы, ее естественное проявление. Очень интересно как автор будет решать проблему постановки целей. Я лично склоняюсь в признании целей как обьективного явления существующего в рамках природного процесса, некий аналог первого решения автора. Мы лишь можем осознать их в меру своего развития, но сами цели обьективное проявление природы (см. Триада Управления) Думаю что здесь развернется крайне полезная и интересная дискуссия, поэтому с вниманием буду ждать продолжения публикаций автора. Классическое определение Ф. Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ, с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка" явно нуждается в современном осмыслении. Кроме того есть подозрение что белковость жизни не есть необходимость. Например известны кремневые структуры. Вот почему поиски автора крайне интересны как поиски универсального физического, читай природного, закона определения жизни.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
За статью пожалуйста. Это только начало. Что будет дальше - увидим. И картинка, приведенная Вами не в обиду. Нормально. Но все-таки давайте разберемся.
Причем это дуальность иного порядка. Я не просто так привел это изображение. Оно очень ярко отображает то обывательское понятие дуальности, которую так легко прерватить в триаду просто увеличив разрядность всей системы.
Замечу сразу, что о смене разрядности исчисления речь не идет вообще. Это просто не причем. Речь идет о построении формальной логики. А вот с ней обстоятелства иные. Несложно увидеть, что даже обывательская логика не всегда бывает дуальной. Ну, в самом деле, Вы же не всегда живете в системе "так это" или "не так". Иногда проскакивает и "Возможно так, а возможно и не так". Так что даже, как Вы говорите, обывательская логика не всегда дуальна. А, впрочем, речь в статье идет не о ней. Речь идет о научном познании окружающего мира. И, могу заметить, что уже не первый раз я показываю, что временами бинарной логики недостаточно.
К сожалению, не все и не всегда. И это тоже Вам прекрасно известно. Да и относительность тех или иных качеств или свойств мира зависит от точки зрения. Например, Свойства пространства и времени в классической физике абсолютны. А вот в ОТО они становятся относительными. Все определяет тот круг проблем, которые мы хотим решить.
Реально ли при таком "рандомном" выборе эталонов найти мельчайшее "нечто" или вывести универсальную "формулу всего"?
Вопрос риторический. Что уж говорить, когда с таким орудием мы попытаемся докопаться до истины в вопросе "что же такое жизнь?"
Вывести универсальную формулу всего - голубая мечта, пока не достижимая. Да и такой задачи, по крайней мере в рамках этой статьи, не стоит. Напомню. Речь идет о попытке ответить на очень серьезный вопрос, который не претендует на всеобщность. Не о формуле всего и вся речь, а "всего лишь" попытаться понять что есть живое. И о "рандомном" наборе. Если Вы заметили, то большая часть статьи как раз и посвящена разбору парадоксов, которые и возникают при, как Вы говорите, "рандомном" наборе. И перечень парадоксов еще не исчерпан. Впереди еще некая толика оных.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1236
Рейтинг поста:
- Сообщите вашей Машине, - сказал он, - что существует следующая
физическая система. Она получает лучевые сигналы и накапливает их в виде
зарядов. Она состоит из заряженных частиц, электронов и других, каждая из
которых имеет два стабильных состояния. В одном состоянии спин электрона
параллелен вращению ядра. В другом - не параллелен. Такой электрон
является ячейкой памяти.
Связь-куб заворчал.
- Машине известны эти элементарные факты, - пропела Дельта Четыре.
- Дополните эти факты новыми, - серьезно сказал Гарри Хиксон. -
Добавьте сюда сеть фузоритов, более древнюю, чем сама Галактика, более
мощную, чем любая машина. Прибавьте массы сверхэнергетического газа,
родственные этой сети. Добавьте также, что в этих газовых массах электроны
способны функционировать как накопители информации.
Девушка склонилась над связь-кубом, потом подняла голову.
- Машина считает, что вы описываете звезды, - мелодично пропела она.
И Гарри Хиксон медленно кивнул. Его сверкающая золотистая рука
поднялась и совершила волнообразное плавное движение - знак Лебедя.
- Звезду, которой я служу.
Связь-куб зафыркал.
- В таком случае, - пропела Дельта Четыре, - Машина считает, что эти
газовые массы в соединении с фузоритной сетью, как ее описываете вы, могут
легко стать физическими носителями разума.
Она подняла глаза на Хиксона.
Он еще раз кивнул и торжественно сказал:
- Как мы видим, любая материя может быть носителем разума. Вся масса
Вселенной, находящейся в процессе динамического равновесия, является базой
для разума. Вся масса Вселенной, бесконечной в пространстве и времени,
предстает теперь перед нами как носитель разума Бога.
Что-то в этом есть?
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Особенно в контексте фразы из статьи:
Что толку в такой смене разрядности системы исчисления? Если наше восприятие мира остается в дуальности?
Причем это дуальность иного порядка. Я не просто так привел это изображение. Оно очень ярко отображает то обывательское понятие дуальности, которую так легко прерватить в триаду просто увеличив разрядность всей системы.
Действительная дуальность нашего восприятия мира отражает относительность существования тех или иных качеств мира. Другими словами: все познается в сравнении, что и символизирует принцип Инь-Ян. Наши суждения о свойствах объектов и явлений окружающего мира являются иллюзией, так как свойства эти познаются путем сравнения таковых у двух "случайно" выбранных объектов, один из которых нам удобнее принимать за эталон. Кто не догадался, последнее мое предложение отражает суть научного познания мира.
Реально ли при таком "рандомном" выборе эталонов найти мельчайшее "нечто" или вывести универсальную "формулу всего"?
Вопрос риторический. Что уж говорить, когда с таким орудием мы попытаемся докопаться до истины в вопросе "что же такое жизнь?"
Потому нужно не переводить существующие базы данных знаний об окружающем мире в другую разрядность, а искать новые способы познания, исключающие само понятие "сравнение", искать новый способ восприятия мира.
P.S. Просьба воспринимать это как конструктивную критику. А Вам, товарищ Гопман, отдельное спасибо, так как не будь Вашей статьи - не было бы и повода сформировать мою "конструктивную критику" в логически последовательную структуру, удобную для восприятия
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 203
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 173
Рейтинг поста:
Махарадж: Есть тело. В теле есть наблюдатель, а вне его – наблюдаемый им мир. Наблюдатель и его наблюдение, как и наблюдаемый мир, появляются и исчезают вместе. Вне всего этого находится пустота. Эта пустота едина для всех.
Вопрос: Ваши слова кажутся простыми, но мало кто мог бы сказать то же самое. Вы и только вы говорите о трёх и о пустоте за их пределами. Я вижу только мир, включающий в себя всё.
М: Даже «я есть»?
В: Даже «я есть». «Я есть» существует, потому что существует мир.
М: А мир существует, потому что существует «я есть».
В: Да, это верно в обоих направлениях. Я не могу их разделить и не могу выйти за их пределы, я не могу утверждать, что что то есть , пока не испытаю это сам, и не могу утверждать, что чего то нет , потому что не испытываю этого. Что вы такое испытываете, что позволяет вам говорить с такой убеждённостью?
М: Я знаю себя таким, какой я есть, – вне времени, вне пространства, без причины. Так случилось, что вы этого не знаете, потому что поглощены другими вещами.
В: Почему я так поглощён ими?
М: Потому что вас это интересует.
В: Почему меня это интересует?
М: Из за страха боли и желания удовольствия. Наслаждение – это конец боли, а боль – конец наслаждения. Они сменяют друг друга в бесконечной череде. Исследуйте этот порочный круг, пока не найдёте себя за его пределами.
В: Разве я не нуждаюсь в вашей милости, чтобы выйти за пределы?
М: Милость вашей внутренней Реальности всегда с вами. Сама ваша просьба о милости – её признак. Не беспокойтесь о моей милости, делайте, что я вам говорю. Действие – доказательство искренней устремлённости, а не ожидание милости.
В: По отношению к чему я должен быть искренне устремлённым?
М: Настойчиво исследуйте всё, что попадает в поле вашего восприятия. С практикой это поле расширится и исследование углубится, пока не станет спонтанным, а поле – безграничным.
В: Разве вы таким образом не делаете реализацию результатом практики? Практика происходит в пределах физического существования. Как она может дать рождение безграничному?
М: Конечно, между практикой и мудростью не может быть причинной связи. Но практика может глубоко повлиять на препятствия к мудрости.
В: Какие препятствия?
М: Неправильные представления, вызывающие слабость и распад тела и ума. Обнаружение и отбрасывание ложного избавляет от того, что мешает реальному войти в ум.
В: Я могу различить два состояния ума: «я есть» и «мир есть». Они появляются и исчезают вместе. Люди говорят: «Я есть, потому что мир есть». Вы, по видимому, говорите: «Мир есть, потому что «я есть»». Какое из них истинно?
М: Ни то, ни другое. Они являются одним и тем же состоянием во времени и пространстве. За их пределами находится безвременное.
В: Какова связь между временем и безвременным?
М: Безвременное знает время, время не знает безвременного. Всё сознание существует во времени, и для него безвременное кажется бессознательным. Однако оно является тем, что делает сознание возможным. Свет светит в темноте. В свете темнота невидима. Или можно сказать по другому: в бесконечном океане света появляется облако сознания – тёмное и ограниченное, воспринимаемое лишь по контрасту. Это просто попытки выразить словами нечто очень простое, однако совершенно невыразимое.
В: Слова должны служить мостом.
М: Слова относятся к состоянию ума, а не к реальности. Река, два берега, мост между ними – они все находятся в уме. Одни слова не могут помочь вам выйти за пределы. Должна быть ещё неутолимая жажда истины или абсолютная вера в Гуру. Поверьте мне, нет ни цели, ни пути, ведущего к ней. Вы сами и путь, и цель. Вам нечего достигать, кроме вас самих. Всё, что вам нужно, – это понимание, а понимание – это расцвет ума. Дерево постоянно, но цветы и плоды появляются только в сезон. Времена года сменяют друг друга, но дерево не меняется. Вы и есть дерево. Вы отрастили множество ветвей и листьев в прошлом и можете вырастить их также и в будущем, но вы всё равно останетесь собой. Не тем, что было, не тем, что будет, заметьте, а тем, что есть . Ваше желание создаёт вселенную. Познайте мир как своё собственное творение и будьте свободны.
В: Вы говорили, что мир – это дитя любви. Зная обо всех ужасах, наполняющих мир, о войнах, концентрационных лагерях, бесчеловечной эксплуатации, как я могу считать его своим собственным творением? Каким бы ограниченным я ни был, я не мог создать такой жестокий мир.
М: Выясните, кому является этот жестокий мир, и вы поймёте, почему он кажется таким жестоким. Ваши вопросы вполне оправданны, но на них нельзя ответить, пока вы не узнаете, чей это мир. Чтобы выяснить значение вещи, вы должны задать вопрос её создателю. Я говорю вам: «Вы сами создали мир, в котором живёте, и только вы можете изменить его или разрушить».
В: Как вы можете говорить, что я создал мир? Я едва знаю его.
М: В мире нет ничего, чего бы вы не могли знать, если вы знаете себя. Думая, что вы тело, вы считаете мир собранием материальных вещей. Если вы знаете себя как центр сознания, мир кажется вам океаном ума. Если вы знаете себя таким, какой вы есть в действительности, вы знаете мир как себя.
В: Всё это звучит очень красиво, но не отвечает на мой вопрос. Почему в мире столько страдания?
М: Если вы будете стоять в стороне как простой наблюдатель, вы не будете страдать. Вы будете видеть мир как спектакль, весьма интересный спектакль.
В: О нет! Не надо мне этой теории лилы . Страдание слишком остро и всепроникающе. Какое извращение – наблюдать с интересом за спектаклем страдания! Какого жестокого Бога вы мне предлагаете!
М: Причина страдания в отождествлении воспринимающего с воспринимаемым. Из этого рождаются желания, с желаниями – слепые действия, не видящие последствий. Оглянитесь вокруг и увидите – страдания созданы самими людьми.
В: Если бы человек создал только свою собственную печаль, я бы согласился с вами. Но в своём безумии он заставляет страдать других. Спящий видит свой собственный кошмар, в котором страдает он один. Но что это за сон, который опустошает жизни других?
М: Описаний много и они противоречивы. Реальность проста – всё есть одно, гармония представляет собой вечный закон, ничто не приводит к страданию. Только когда вы пытаетесь описывать и объяснять, слова подводят вас.
В: Я помню, как Гангаджи однажды сказала мне, что Я не связано законом ненасилия (ахимса ). Я свободно заставлять страдать свои проявления, чтобы помочь им.
М: На уровне двойственности это может быть так, но в реальности есть только источник, сам тёмный, но заставляющий сиять всё. Сам невоспринимаемый, он является причиной восприятия. Его нельзя почувствовать, но благодаря ему возможны чувства. О нём нельзя думать, но благодаря ему возможны мысли. Представляющий собой небытие, он даёт рождение бытию. Это неподвижная основа движения. Попав в него, вы везде дома.
В: Если я есть то, что тогда заставляет меня рождаться?
М: Память о прошлых неисполненных желаниях захватывает энергию в ловушку, что проявляется как личность. Когда её запас истощается, личность умирает. Неисполненные желания переносятся в следующее рождение. Самоотождествление с телом создаёт всё новые и новые желания, которым нет конца, пока этот механизм не увидится со всей ясностью. Ясность освобождает, потому что вы не можете избавиться от желаний, если их причины и следствия не будут для вас очевидными. Я не говорю, что рождается одна и та же личность. Она умирает, и умирает навсегда. Но её воспоминания остаются, как и желания и страхи. Они составляют энергию для новой личности. Реальность не участвует в этом, но делает это возможным, даруя ей свет.
В: Разрешите мою трудность. Насколько я понимаю, любое переживание является своей собственной реальностью. Оно здесь, пережитое. В тот момент, когда я ставлю его под сомнение и спрашиваю, кто его испытывает, кто наблюдатель и так далее, переживание исчезает, и я могу только исследовать воспоминание о нём. Я просто не могу исследовать текущий момент – сейчас . Я осознаю прошлое, но не настоящее. Когда я осознаю, я не живу по настоящему в сейчас , а только в прошлом. Можно ли по настоящему осознавать настоящее?
М: То, что вы описываете, это совсем не осознание, а только думание о пережитом. Настоящее осознание (самдив ) – это состояние чистого свидетельствования без малейшей попытки сделать что либо с наблюдаемым событием. Ваши мысли и чувства, слова и действия могут также быть частью события, вы наблюдаете всё это, не заботясь ни о чём, в безграничном свете ясности и понимания. Вы точно понимаете всё, что происходит, потому что это не затрагивает вас. Это может показаться состоянием холодной отчуждённости, но на самом деле это не так. Находясь в нём, вы обнаруживаете, что любите всё, что видите, какова бы ни была природа этого. Эта неизбирательная любовь – истинный критерий осознания. Если её нет, значит вы просто заинтересованы – по каким то личным соображениям.
В: Пока есть боль и удовольствия, не остаётся ничего другого, как быть заинтересованным.
М: А пока вы сознательны, будут и боль, и удовольствия. Вы не можете бороться с болью и удовольствием на уровне сознания. Чтобы выйти за их пределы, вам надо выйти за пределы сознания, что возможно только когда вы видите сознание как нечто, происходящее с вами, но не в вас, как нечто внешнее, чуждое, навязанное извне. Затем, неожиданно, вы вдруг освобождаетесь от сознания и остаетесь один, ничто больше не мешает вам. Это ваше истинное состояние. Сознание – это зудящая сыпь, заставляющая вас чесаться. Конечно, вы не можете выйти из сознания, поскольку сама идея выхода из сознания находится в сознании. Но если вы научитесь смотреть на своё сознание как на разновидность лихорадки, личную и частную, в которую вы заключены как цыпленок в скорлупу, то из самого этого отношения придёт кризис, который разрушит скорлупу.
В: Будда говорил, что жизнь есть страдание.
М: Он, должно быть, имел в виду, что всё сознание приносит боль, что и так очевидно.
В: А смерть предлагает облегчение?
М: Тот, кто считает себя рождённым, очень сильно боится смерти. И наоборот, для того, кто знает себя, смерть – счастливое событие.
В: Индуистская традиция утверждает, что страдание – следствие судьбы, а судьба заслужена. Взгляните на ужасные бедствия, природные или вызванные людьми, наводнения и землетрясения, войны и революции. Смеем ли мы думать, что каждый страдает за свои собственные грехи, о которых он не имеет ни малейшего понятия? Разве все миллиарды страдающих – это преступники, несущие справедливое наказание?
М: Неужели страдать можно только за свои собственные грехи? Разве мы действительно разделены? В этом безбрежном океане жизни мы страдаем за грехи других и заставляем других страдать за наши собственные грехи. Конечно, закон равновесия правит всем, и в конце все получат то, что им причитается. Но пока жизнь продолжается, мы воздействуем друг на друга очень глубоко.
В: Да, как сказал поэт: «Человек – не остров».
М: На заднем плане любого переживания находится Я и его интерес в данном переживании. Называйте это желанием, называйте это любовью – слова не имеют значения.
В: Как я могу желать страдания? Как я могу намеренно просить боли? Разве я не похож на человека, который постелил себе пуховую постель в надежде на хороший сон, но вместо этого увидел кошмар и теперь мечется и кричит во сне? Очевидно, не любовь вызывает кошмары.
М: Все страдания вызываются эгоистичным обособлением, ограниченностью и жадностью. Когда причина страдания найдена и удалена, страдание прекращается.
В: Я могу убрать причины своей печали, но другие будут продолжать страдать.
М: Чтобы понять страдание, вы должны выйти за пределы боли и удовольствия. Ваши собственные желания и страхи мешают вашему пониманию и, соответственно, помощи другим. В действительности никаких других нет, и, помогая себе, вы помогаете всем. Если вы серьёзно относитесь к страданиям человечества, вы должны усовершенствовать единственное средство помощи, которое у вас есть, – себя самого.
В: Вы всё время говорите, что я творец, хранитель и разрушитель мира, вездесущий, всеведущий, всемогущий. Когда я размышляю над вашими словами, я спрашиваю себя: «Как случилось, что в моём мире так много зла?»
М: Нет никакого зла, нет никакого страдания, радость жизни первостепенна. Посмотрите, как все держатся за жизнь, как всем дорого существование.
В: На экране моего ума образы сменяют друг друга бесконечной чередой. Во мне нет ничего постоянного.
М: Посмотрите на себя повнимательнее. Экран остаётся – он никогда не меняется. Свет светит неизменно. Только плёнка с кадрами движется, вызывая к жизни картины. Вы можете называть эту плёнку судьбой (прарабдха ).
В: Что создаёт судьбу?
М: Незнание – причина неизбежности.
В: Незнание чего?
М: В первую очередь незнание себя. А также незнание истинной природы вещей, их причин и следствий. Вы смотрите вокруг не понимая и принимаете видимость за реальность. Вы верите, что знаете себя и мир, но только ваше незнание заставляет вас говорить: «Я знаю». Начните с признания, что вы не знаете, и двигайтесь от этой точки.
Ничто не может помочь миру больше, чем окончание вашего незнания. После этого вам не нужно делать ничего конкретного, чтобы помогать миру. Само ваше бытие будет помощью, независимо от того, делаете вы что нибудь или не делаете.
В: Как можно знать незнание? Чтобы знать незнание, нужно знание.
М: Правильно. Само признание «я не знаю» является расцветом знания. Незнающий человек не знает о своём незнании. Вы можете сказать, что незнание не существует, поскольку исчезает в тот момент, когда его видят. Поэтому вы можете называть это бессознательностью или слепотой. Всё, что вы видите вокруг и внутри вас, – это то, что вы не знаете и не понимаете, даже не подозревая о том, что вы не знаете и не понимаете. Знать, что вы не знаете и не понимаете, – это истинное знание, знание смиренного сердца.
В: Да, Иисус говорил: «Блаженны нищие духом...»
М: Выражайте это как хотите, факт таков, что может быть только знание незнания. Вы знаете, что вы не знаете.
В: Незнание когда нибудь закончится?
М: А что плохого в незнании? Вы не обязаны знать всё. Достаточно знать то, что вам необходимо знать. Остальное само присмотрит за собой без вашего знания о том, как это происходит. Важно, чтобы ваше бессознательное не мешало вашему сознательному, чтобы на всех уровнях было единство. Знать не так уж важно.
В: То, что вы говорите, психологически правильно. Но когда надо знать других, знать мир, моё знание того, что я не знаю, не очень то мне поможет.
М: Если вы внутренне целостны, внешнее знание приходит к вам спонтанно. В каждый миг вашей жизни вы знаете то, что вам нужно знать. В океане универсального ума содержится всё знание, оно ваше, стоит только попросить. Большая его часть может вам никогда не понадобиться – но всё равно оно всё ваше.
С энергией дело обстоит так же, как и со знанием.
Всё, что, по вашему, должно быть сделано, обязательно происходит. Несомненно, Бог присматривает за управлением вселенной, но он всегда рад получить помощь. Если помощник неэгоистичен и мудр, все силы вселенной послушны его команде.
В: Даже слепые силы природы?
М: Слепых сил не существует. Сознание – это сила. Осознавайте то, что должно быть сделано, и оно будет сделано. Только будьте бдительны – и спокойны. Когда вы достигнете своей цели и познаете свою истинную природу, ваше существование станет благословением для всех. Вы можете этого не знать, этого может не узнать и мир, но помощь лучится повсюду. В мире есть люди, которые делают больше добра, чем все государственные деятели и филантропы вместе взятые. Они излучают свет и покой без малейшего намерения или знания. Когда другие говорят им о производимых ими чудесах, они бывают крайне удивлены. Тем не менее, не принимая ничто за своё собственное, они не гордятся и не стремятся сделать себе репутацию. Они просто не способны желать чего либо для самих себя, даже радости от помощи другим. Зная, что Бог хороший, они пребывают в покое.
От gopman: Спасибо за притчу. Действительно, знать то, что не знаешь много стоит.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Классическое определение Ф. Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ, с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка" явно нуждается в современном осмыслении. Кроме того есть подозрение что белковость жизни не есть необходимость. Например известны кремневые структуры. Вот почему поиски автора крайне интересны как поиски универсального физического, читай природного, закона определения жизни.