» » » Каждой звезде по планете

Каждой звезде по планете

12-01-2012, 14:37 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (3 467)

Каждой звезде по планете

Планеты у звезд – это скорее правило, чем исключение

В среднем у каждой звезды в галактике Млечный Путь есть как минимум одна планета

ТЕКСТ: София Нескучная

ФОТО: physorg.com

Звезды, имеющие планеты, – это скорее правило, чем исключение. К такому выводу пришли астрономы, которые в течение шести лет выясняли, насколько распространены планеты в галактике Млечный Путь.

За последние 16 лет астрономы обнаружили и подтвердили существование порядка тысячи экзопланет (планет вне Солнечной системы), а также начали изучение их спектра и атмосфер. Хотя изучение свойств отдельных экзопланет представляет неоспоримую ценность, существует и более общий вопрос: насколько планеты типичны для Млечного Пути?

Большая часть известных на сегодня экзопланет были либо найдены по гравитационным эффектам, оказываемым планетой на «свою» звезду, либо «пойманы» так называемым методом транзитов (который использует, в частности, телескоп Kepler) – по отбрасываемой тени при прохождении непосредственно перед звездой. Обе методики более чувствительны к планетам, которые либо имеют большую массу, либо располагаются на близких к звезде орбитах (еще лучше, когда у них есть и то и другое). Не подходящие под эти критерии планеты вряд ли будут обнаружены этими методами.

Масштабные поиски, о которых рассказывает новая статья, опубликованная в последнем номере журнала Nature, проводились совершенно другим методом – гравитационным микролинзированием.

Этот метод позволяет искать планеты всего диапазона масс, а также находящиеся очень далеко от звезд.

Астрономы использовали наблюдения, сделанные проектами PLANET и OGLE. Гравитационное поле звезд-хозяек в сочетании с возможным гравитационным полем планет работает как линза, увеличивающая свет «фоновой» звезды. Если вокруг звезды, служащей линзой, вращается планета, последняя вносит заметный вклад в увеличение яркости фоновой звезды.

Впрочем, хотя микролинзирование и представляет собой очень мощный метод, потенциально позволяющий регистрировать экзопланеты, которые нельзя «видеть» никаким другим путем, шанс застать нужную ориентацию фоновой и линзирующей звезды не так велик, а без него искомый эффект не возникает. Кроме того, необходимо, чтобы совпала и особая ориентация планеты. В результате находка планеты с помощью микролинзирования оказывается непростой задачей.

За шесть лет в выборке из 500 звезд методами PLANET и OGLE удалось зафиксировать десять событий, свидетельствующих о наличии планет у этих звезд. Несмотря на такое маленькое число, для микролинзирования это впечатляющий успех.

Это означает одно из двух: или астрономам сопутствовала невероятная удача, или планеты в Млечном Пути так многочисленны, что где-нибудь да окажется удачное стечение обстоятельств для их наблюдения.

Обобщив полученные данные с вероятностью наблюдения событий микролинзирования, астрономы установили, что в среднем каждая шестая звезда имеет планету размером с Юпитер; половина звезд имеют планету с массой Нептуна и две трети звезд обладают «суперземлями». В исследовании «участвовали» планеты, находящиеся в 75 млн – 1,5 млрд км от своих звезд (в Солнечной системе этим условиям отвечают планеты от Венеры до Сатурна) и с массами от пяти масс Земли до десяти масс Юпитера. Полученные данные позволяют достаточно уверенно утверждать, что среднее число планет, вращающихся вокруг любой звезды, составляет больше единицы (в работе приводится коэффициент 1,6).

То есть планеты у звезд – это скорее правило, чем исключение.

«Мы привыкли считать, что Земля может быть единственной и неповторимой во всей нашей Галактике. Однако теперь мы видим, что в Млечном Пути вокруг звезд могут вращаться миллиарды сходных планет», – заключает Даниэль Кубас, соавтор работы.

«Мы искали свидетельства существования экзопланет в течение шести лет с помощью микролинзирующих наблюдений, – объясняет Арно Кассан, ведущий автор работы из Парижского института астрофизики. – Интересно, что наши данные показывают, что планеты – более многочисленное «население» нашей Галактики, чем звезды.

Мы также обнаружили, что более легкие планеты – так называемые «суперземли» – более распространены, чем их более тяжелые собратья».

Жан-Филипп Болю из того же института, лидер коллаборации PLANET, добавил, что она была создана для

«исследований событий микролинзирования, зарегистрированных телескопами, расположенными в южном полушарии Земли от Австралии и Южной Африки до Чили». Он также отметил, что огромный вклад в эти наблюдения внесли телескопы Европейской южной обсерватории (ESO).

gazeta.ru

Телескоп «Кеплер» обнаружил трио самых маленьких экзопланет

Текст: Дмитрий Сафин

Космический телескоп «Кеплер» отыскал экзопланеты, оценочные размеры которых позволяют считать их самыми маленькими из известных.

В декабре прошлого года участники проекта «Кеплер», напомним, уже выступали с аналогичными заявлениями, но тогда речь шла о других планетах — паре Kepler-20e и -20f, обращающейся вокруг звезды, которая напоминает Солнце и удалена на ~950 световых лет от нас. Радиусы Kepler-20e и -20f равны 0,87 и 1,03 земного.

Новое открытие «Кеплера» — трио KOI-961.01, .02 и .03 — оказалось ещё более интересным. Все эти планеты меньше нашей, и даже самая крупная уступает по размерам Kepler-20e: радиусы крошечных объектов составляют лишь 0,78, 0,73 и 0,57 земного. Полный оборот по орбите они совершают за 0,5–2 дня, причём самый маленький мир (KOI-961.03) находится на периферии системы, а ближе всех к своему светилу подходит KOI-961.02. «Эту уникальную миниатюрную систему удобно сравнивать с Юпитером и его спутниками», — замечает один из авторов исследования Джон Джонсон (John Johnson) из Калифорнийского технологического института.

Система KOI-961 в представлении художника. На переднем плане находится самая маленькая экзопланета — KOI-961.03. (Иллюстрация НАСА / JPL-Caltech.)

Красный карлик KOI-961 из созвездия Лебедя, отстоящий от нас на ~130 световых лет, также сильно (примерно в шесть раз) уступает Солнцу по диаметру. Исследованию его планетной системы способствовало близкое сходство этого светила с прекрасно изученной звездой Барнарда (Gliese 699), удалённой от Земли всего на шесть световых лет. Сравнивая результаты наблюдений «Кеплера» и дополнительных исследований KOI-961 на телескопах Паломарской обсерватории и Обсерватории им. Кека с архивными данными по Gliese 699, астрономы получили очень точные оценки размеров всех трёх экзопланет.

Малые размеры KOI-961.01, .02 и .03 обязывают их иметь довольно большую плотность и состав, близкий к составу Меркурия, Венеры, Марса и Земли. В группу потенциально обитаемых новые экзопланеты, к сожалению, определить нельзя, так как температура на их поверхности слишком высока.

Сравнение планетной системы KOI-961 с другими планетами и системой, образованной Юпитером и крупными его спутниками (иллюстрация НАСА / JPL-Caltech).

Подготовлено по материалам НАСА.

science.compulenta.ru

1. » #2 написал: Damkin (12 января 2012 18:36)

I Ио

Io highest resolution true color.jpg

3660,0×3637,4×3630,6 Галилеевы спутники 6 II Европа

Europa-moon.jpg

3121,6 7 III Ганимед

Ganymede g1 true.jpg

5262,4 8 IV Каллисто

Callisto.jpg

4820,6

Надо ведь приучить обывателя к тому, что и на таких по размерам планетах, существует жизнь разумных существ.

2. » #1 написал: discjockey1989 (12 января 2012 18:07)

А когда-то в древности было мнение о том, что Земля - центр мира.

Как все меняется с прогрессом науки.

Не удивлюсь, что вскоре скажут что Вселенная кишит жизнью, хотя может уже знают, но нам не говорят.

Самое непостижимое в мире - то, что он постижим.
    (Альберт Эйнштейн)