Многоразовый челнок X-37B, впервые стартовавший в апреле 2010 года, до сих пор не раскрыл перед широкой публикой все стороны своего таланта. Ещё загадочнее выглядят производные этого проекта (фото Boeing, USAF).
Американцы обнародовали планы превращения единственного в мире шаттла-робота в линейку беспилотных и пилотируемых машин. Авторы этой концепции полагают, что новые аппараты могли бы поднимать научные грузы и астронавтов в космос, в том числе – доставлять их на МКС и возвращать на Землю.
Свыше семи месяцев провёл в 2010 году на орбите «секретный» миниатюрный пятитонный шаттл X-37B. Относительная секретность его обусловлена тем фактом, что запускали эту машину и управляли челноком ВВС США (USAF). А они не особо откровенничали о нагрузке и целях миссии, за исключением общих фраз об испытании техники.
По схеме полёта (вертикальный старт, горизонтальное приземление), аэродинамике и использованным теплозащитным материалам X-37B во многом напоминает обычный шаттл, но всё же не копирует его (иллюстрации Boeing, USAF, uaff.us).
Испытание прошло успешно. X-37B (экземпляр OTV-1) поставил рекорд длительности пребывания в космосе для многоразового космического аппарата, выполнив в ходе полёта несколько орбитальных манёвров. И ещё он стал первым в США и вторым в мире (после канувшего в Лету «Бурана») кораблём, совершившим полностью автоматические спуск в атмосфере и самолётную посадку на полосу.
Сразу после старта первого X-37B конспирологи предсказуемо заговорили о «мировой угрозе», высказывая самые невероятные предположения о нагрузке челнока, вплоть до климатического оружия, которое вообще-то никто в глаза не видел. Споры вокруг назначения новинки растянулись на месяцы, а военные тем временем без особой шумихи отправили на околоземную орбиту второй X-37B.
5 марта 2011 года в космос был запущен второй экземпляр шаттла X-37B — OTV-2 (миссия USA-226). О полезной нагрузке ВВС США опять не говорят ничего конкретного, помимо того что в ходе рейса должны быть проверены «различные эксперименты и спутниковые датчики, подсистемы, компоненты и связанные с ними технологии, которые будут перевозиться в космос и обратно».
Аппарат до сих пор находится на орбите высотой примерно 320-340 км. Дата приземления пока не назначена (X-37B может оставаться в космосе до 270 дней). На снимках — OTV-2 незадолго до закрытия обтекателя ракеты-носителя и её старт (фотографии US Air Force, Boeing, Pat Corkery/ United Launch Alliance).
Слухи о космическом оружии на борту «таинственного» корабля так и остаются слухами, нам же интересно другое: хотя проект шаттла-робота развивается под крылом военных, не использовать новый аппарат в гражданских целях было бы глупо и нерационально. И действительно, на днях появились подробности этой стороны эволюции X-37B.
О них поведал Артур Гранц (Arthur Grantz), главный инженер группы экспериментальных систем космического отделения компании Boeing — создателя X-37B. Артур выступил на конференции Space 2011, проведённой Американским институтом аэронавтики и астронавтики в конце сентября в Лонг-Бич.
По информации Space.com, американские специалисты изучили возможность превращения X-37B в целый ряд расширенных версий, в том числе – пилотируемых.
Продвинутый аппарат получил наименование X-37C. По внешнему облику и конструкции он будет повторять X-37B, но окажется в 1,6-1,8 раза крупнее. То есть вариант «С» будет насчитывать в длину примерно 15 метров против 8,8 м у исходной модели, а размах крыльев составит 7,5 м против 4,5 у модификации «В».
Запускать X-37C предполагается на вершине ракеты Atlas V EELV.
Сравнение размеров X-37B, X-37C и «классического» шаттла. Справа два челнока-собрата на ракетах-носителях Atlas V и Atlas V EELV (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).
В грузовом отсеке X-37C должна располагаться герметичная капсула, рассчитанная на 5-6 астронавтов, в том числе на одного «травмированного или заболевшего», нуждающегося в носилках.
Заметим, такой же подход, то есть вставку «пассажирского пенала» внутрь изначально грузового корабля решили применить и британцы, когда задумались об обитаемом варианте перспективного челнока Skylon.
Конструкторы рассматривают несколько вариантов компоновки X-37C. Они отличаются не только размещением пассажирского отсека, но и расположением и числом иллюминаторов, а также – камер, необходимых там, где нельзя получить прямой обзор. Кресла будут расположены с одной стороны неширокого жилого модуля, а с другой останется свободный проход (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).
Как и его собрат X-37B, более крупный X-37C сможет летать полностью автономно. Но в нём предусмотрят и ручное пилотирование.
Помимо этой модификации шаттл «C» может быть выполнен и в чисто грузовой версии, причём последняя возможна как с герметичным грузовым отсеком, так и с негерметичным.
Интересно, что и «малыш» X-37B тоже рассматривается боинговцами в качестве возможного грузовика. Он мог бы доставлять на МКС оборудование и возвращать результаты экспериментов на Землю.
И такая работа необязательно будет связана с МКС. X-37B способен выводить на орбиту небольшие исследовательские спутники, а по истечении заданного времени забирать их и привозить домой. Тут учёные могли бы извлекать из аппаратов образцы материалов, подвергшихся воздействию космоса.
Визит X-37B на МКС: захват челнока станционным манипулятором, стыковка, перенос грузов, уход от станции, сброс небольшого сервисного модуля (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).
Компания Boeing утверждает также, что X-37B пригодится для слежения за околоземными астероидами, представляющим опасность для нашей планеты (иллюстрация Boeing).
Ещё Гранц подчёркивает бережное обращение X-37B с хрупкими грузами, например с биологическими образцами, кристаллами. Перегрузки при приземлении мини-шаттла составляют всего порядка 1,5 g.
А мягкая посадка пилотируемой модификации должна понравиться компаниям, развивающим космический туризм. Новый шаттл мог бы летать к орбитальному отелю мистера Бигелоу или к другим частным объектам на околоземной орбите, рассуждает Артур.
Если пилотируемый вариант X-37 получит развитие и будет сертифицирован для полётов, он пополнит семью новых космических кораблей. Так вместо одного отправленного в отставку шаттла американцы получат ещё и космические капсулы Orion, CST-100 и Dragon, а позже крылатый челнок Dream Chaser.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 8
Рейтинг поста:
Будущее за многоразовыми носителями, а у нас в роскосмосе попрежнему молятся на старые союзы и протоны. Давно пора сделать к ним многоразовую первую ступень или создать новый носитель с ней же. Чето в сми приткнулись про клипер, молчат про ангару, хотя вроде у неё как раз проектировалась такая первая ступень.