Макеты корабля «Федерация». Слева изделие из углепластика
В 2009 г. ракетно-космическая корпорация «Энергия» получила заказ на проведение опытно-конструкторских работ по теме «Перспективный транспортный корабль нового поколения»; впоследствии этот проект получил название «Федерация». Работы продолжаются более десяти лет, но космический корабль все еще не готов, хотя последние новости располагают к сдержанному оптимизму.
Долго и дорого
В первые годы работы по будущей «Федерации» (название используется с 2016 г.) шли с достаточно высокими темпами и позволяли делать самые смелые прогнозы. В тот период считалось, что летные испытания, а затем и эксплуатация корабля могут начаться уже в конце десятых годов. Тем не менее, уже к середине десятилетия начались переносы сроков и изменения бюджета, а также зазвучала критика.
Уже в 2011-13 гг. РКК «Энергия» и субподрядчики завершили основную массу проектных работ, а также показали общественности несколько макетов будущего корабля. Тогда же началось производство и испытание отдельных компонентов. Одним из самых интересных этапов работы стало производство и испытания углепластикового корпуса для командного отсека.
Отработка эргономики органов управления
С 2016 г. регулярно поступали новости о производстве и тестировании тех или иных компонентов. Стартовала подготовка к строительству опытного корабля для наземных и летных испытаний. Проводились работы по скафандрам и креслам для экипажа и т.д.
Возникли существенные проблемы по линии ракеты-носителя. На ранних этапах в этом качестве рассматривалось изделие «Русь-М», но затем такой проект закрыли. Впоследствии прорабатывалось еще несколько вариантов носителей, пока не выбрали ряд проектов семейства «Ангара». Конкретную ракету будут выбирать, исходя из параметров миссии.
Впрочем, несмотря на определенные успехи, общее состояние проекта не вызывало особого оптимизма. Имели место многочисленные организационные и технические проблемы, приводившие к корректировкам графика. Из этого следовало изменение бюджета. Уже к середине десятых годов стало ясно, что летные испытания и пилотируемые пуски начнутся не ранее начала двадцатых.
Становится поводом для критики и высокая стоимость проекта. Так, согласно актуальным планам, с 2016 по 2025 г. на «Федерацию» уйдет 57,5 млрд. руб. В прошлом высказывались опасения о невозможности успешного завершения проекта при сохранении имеющихся негативных тенденций.
Актуальный график
График работ по теме «Федерация» неоднократно корректировался, причем сроки выполнения тех или иных этапов сдвигались исключительно вправо. В результате нынешние планы по проекту заметно отличаются от называвшихся ранее. В частности, корабль не совершил ни одного полета до начала двадцатых годов – его попросту не успели построить к этому времени.
Согласно прошлогодним сообщениям, в 2020 г. должно завершиться строительство первого образца «Федерации», который затем задействуют в наземных испытаниях. Летные испытания без экипажа пройдут в 2023 г.; первый автоматический полет к МКС – в 2024-м. Годом позже «Федерация» полетит с космонавтами на борту. Одной из главных целей проекта является выполнение полетов к Луне. Этот этап планируется начать в 2027 г. с беспилотного полета. Высадка космонавтов ожидается в 2031 г.
Последние успехи
Некоторые из известных планов все еще могут оставаться под вопросом, тогда как другие выглядят вполне реалистичными. Повод для сдержанного оптимизма дают новости последнего времени – РКК «Энергия» уже начала строительство первых кораблей, и они будут готовы в ближайшем будущем. Впрочем, ОКР «Федерация» вновь сталкивается с техническими и иными проблемами, способными ударить и по срокам, и по бюджетам.
Год назад, в мае 2019-го стало известно о начале строительства нового корабля. Процесс начинается с изготовления корпусов для агрегатного отсека и возвращаемого аппарата. Заказчиком изделий выступает РКК «Энергия», исполнителем работ – самарский завод «Арконик-СМЗ».
По данным отечественных СМИ, речь шла о новом варианте «Федерации». В отличие от ранее демонстрировавшихся разработок, реальный корабль должен иметь алюминиевые корпуса. От использования углепластика, как на ранее демонстрировавшихся макетах, отказались по организационным и технологическим причинам.
В сентябре 2019 г. «Роскосмос» объявил, что готовые корабли проекта «Федерация» получат новое имя — «Орел», в честь первого российского фрегата. Вскоре РКК «Энергия» сообщила о строительстве уже двух кораблей нового типа. Первый предназначен для испытаний и отработки критических этапов полета, его запустят в 2023 г. Годом позже в космос отправят второй корабль, многоразовый. Именно ему в дальнейшем предстоит отправлять к МКС и в дальний космос.
Новые проблемы
Однако в декабре вновь появились негативные новости. Отечественные СМИ узнали, что «Орел» не соответствует части технических требований. Корабль в «лунной» конфигурации весит 22 343 кг, на 2,3 т больше заданного предела. Перевес наблюдается на ряде основных систем и компонентов корабля. В связи с этим приняты меры по сокращению массы, однако и после этого она составляет 21,3 т, т.е. больше допустимой.
Через несколько дней СМИ сообщили, что РКК «Энергия» запросила у «Роскосмоса» дополнительное финансирование в размере 18 млрд. руб. для завершения работ по «Орлам». Эти средства планировалось потратить на доработку всех основных систем корабля, в т. ч. критически важных. Вскоре эту информацию прокомментировал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Он уточнил, что дополнительные средства будут потрачены на создание инфраструктуры на космодроме Восточный.
Затем поступила еще одна негативная новость. Оказалось, что ресурс «Орла» для полета к Луне ниже требуемого. В соответствии с техзаданием корабль должен выполнить 10 полетов. По расчетам РКК «Энергия», фактически он сможет сделать не более трех. При этом возможно 10 полетов на орбиту Земли.
5 мая 2020 г. ушел из жизни генеральный конструктор пилотируемых программ РКК «Энергия» Евгений Микрин. В его ведении находилось несколько проектов, в т.ч. перспективная «Федерация». Смена руководства программ может привести к тем или иным последствиям организационного характера, вплоть до самых серьезных и негативных. Однако пока не ясно, как именно эти события скажутся на работах по «Орлу» / «Федерации».
Оптимизм против пессимизма
В целом вокруг ОКР «Федерация» достаточно давно наблюдается весьма сложная ситуация. Проект оказался непростым во всех отношения, что неоднократно приводило к пересмотру конструкции, стоимости и сроков завершения тех или иных этапов. Кроме того, все эти изменения нередко приводили к самым пессимистичным оценкам – хотя разработчики проекта и другие ответственные лица продолжали проявлять оптимизм.
В последние месяцы вновь появились поводы для положительных оценок. После долгих лет ожидания, несмотря на все трудности, РКК «Энергия» и ее субподрядчики начали строительство сразу двух космических кораблей нового типа. Работы как минимум по одному из них завершатся в ближайшее время, что позволит приступить к новым долгожданным мероприятиям.
Однако на все последующие мероприятия уйдет еще несколько лет, и полет «Орла» в автоматическом режиме удастся провести только в 2024 г. Пилотируемый старт состоится еще позже. Для получения таких результатов космической отрасли необходимо продолжать работу и вовремя решать поставленные задачи. Если на новых этапах возникнут какие-либо проблемы, возможны очередные изменения графика.
Тем не менее, постепенно ситуация изменяется. Проект «Федерация» удалось довести до строительства техники. Это говорит о том, что от работ не отказываются, и в будущем удастся получить желаемый результат. Но под вопросом пока остаются реальные сроки пилотируемых полетов на орбиту и на Луну, а также общая стоимость программы. Перерастет ли нынешний сдержанный оптимизм в нечто большее?..