источник
Глава Индийской организации космических исследований Кайласавадиву Сиван сообщил, что на последнем этапе операции по посадке на поверхность Луны была потеряна связь с посадочным модулем "Викрам".
Входивший в состав автоматической станции "Чандраян-2" лунный посадочный модуль "Викрам" должен был доставить на поверхность спутника Земли луноход "Прагьян", предназначенный для исследования района Южного полюса Луны, напоминает ТАСС.
Индийский лунный проект закончился без России провалом
Очередной громкий космический проект закончился провалом - Индии так и не удалось посадить свой аппарат на поверхность Луны. Возможно, одной из причин неудачи стал отказ Индии от сотрудничества с российскими специалистами. По крайней мере, именно они предупреждали Индию о наиболее рискованных элементах полета.
В прошедшую пятницу Индия, к сожалению, не стала четвёртой страной, осуществившей посадку своих аппаратов на поверхность Луны. Лунный посадочный модуль «Викрам» («Доблесть»), названный в честь Викрама Сарабхая, индийского учёного и отца-основателя индийской космической программы, был потерян во время посадочных манёвров. На высоте 2,1 км с аппаратом пропала связь, которая так и не восстановилась.
Учитывая, что в этот момент посадочный модуль уже сошёл с устойчивой орбиты, это означает, что аппарат, скорее всего, разбился о поверхность Луны в районе Южного полюса. Орбитальный блок миссии «Чандраян-2» продолжит работу на орбите Луны и произведёт картографирование её поверхности с полярной орбиты высотой в 100 км, включая и до сих пор неизвестные площади в районе Южного и Северного полюса Луны.
Миссия длиной в 12 лет
Изначально проект «Чандраян-2», связанный с посадкой автоматического индийского аппарата на поверхность Луны и использование небольшого лунохода, планировался совместно с Российским космическим агентством. Соглашение между российским «Роскосмосом» и индийским космическим агентством ISRO касательно посадочной лунной миссии было подписано 12 ноября 2007 года.
Проект был готов уже через полтора года - в августе 2009 года ISRO совместно с российскими специалистами завершила проект конструкции станции. Надо сказать, что вся индийская миссия была спланирована, исходя из достаточно ограниченных возможностей страны по выводу полезной нагрузки в космос - самый мощный индийский носитель, ракета GSLV Mk.III, может вывести на низкую околоземную орбиту лишь около 10000 кг груза. Это чуть больше, чем полезная нагрузка российской ракеты-носителя «Союз», чьи ранние модификации использовались для первых запусков автоматических станций к Луне, но вдвое меньше, чем полезная нагрузка ракеты-носителя «Протон», который использовался в СССР на завершающем этапе советской лунной программы автоматических станций.
Как следствие, индийская миссия изначально была очень «зажата» в части своих возможностей. Например, для достижения Луны орбитальному модулю пришлось последовательно проделать пять последовательных орбитальных манёвров, очень экономно расходуя своё топливо для того, чтобы последовательно увеличивать апогей своей орбиты и приблизиться в итоге к Луне. Такая схема полёта позволяет использовать меньше топлива, однако платой становится длительный перелёт к Луне - запущенный ещё 22 июля 2019 года «Чандраян-2» смог достичь Луны только через месяц, 20 августа. Для сравнения, тот же путь советские и американские лунные станции проделывали за время 3-4 дня, так как использовали только одно включение двигателя на околоземной орбите, но тратили больше топлива.
Пришлось экономить и на массе индийского лунохода «Прагьям» («Мудрость») - в 27-килограммовый аппарат смогли поставить только две цифровые камеры и два научных прибора - лазерно-искровый и рентгеновский спектрометры. Питание луноход должен был получать от собственных аккумуляторов и небольшой солнечной батареи, но работал бы только до наступление лунной ночи, так как не был приспособлен к её низким температурам.
Вопросы надёжности миссии были понятны ещё на стадии проектирования - в 2011 году, после неудачи российской миссии «Фобос-Грунт», которая тоже использовала сложную схему полёта, «Роскосмос» сообщил индийскому агентству, что полностью пересмотрит технические аспекты, связанные с проектом «Чандраян-2». По мнению российских специалистов, наиболее уязвимым местом была бы именно посадка на Луну - так как в этом случае у аппарата бы не было «права на ошибку». В связи с этим «Роскосмос» предложил увеличить массу посадочного аппарата «Викрам», чтобы избежать риска. Российское агентство выдвинуло ряд дополнительных требований, в том числе по массе лунохода, а сроки выполнения миссии уже тогда были перенесены на 2015-2017 год. Однако уже в 2013 году Индия приняла решение запускать посадочный модуль и луноход к Луне самостоятельно, без помощи России.
Как оказалось, даже сроки в 2015-2017 годы оказались слишком оптимистичными - последние изменения в конструкцию посадочного модуля и лунохода индийские специалисты были вынуждены вносить ещё в феврале 2019 года. Не так быстро получилось и с носителем GSLV Mk.III, без которого индийская лунная программа была бы и вовсе невозможной: в первый раз эта ракета вывела на орбиту полезную нагрузку только в июне 2017 года, а пуск «Чандраян-2» стал третьим в её карьере.
Так что, провал?
Несмотря на то, что посадочный аппарат миссии «Чандраян-2» был безвозвратно потерян, индийская лунная программа получила ценный опыт.
Для начала, стоит сказать доброе слово о ракете-носителе GSLV Mk.III: она успешно вывела «Чандраян-2» на начальную орбиту с апогеем более 45000 км, что на 6000 км выше, чем планировалось. Это позволило «Чандраяну-2» использовать меньше топлива при полёте к Луне и продлит время его активной работы на окололунной орбите. Напомним, орбитальный блок миссии никак не затронут неудачей «Викрама», разбившегося при посадке - и его будущая работа обещает принести немало интересных научных данных. Кроме того, каждый успешный пуск GSLV Mk.III крайне важен для будущего индийской космонавтики - именно эту ракету Индия планирует в будущем использовать для пилотируемых космических полётов.
Кроме того, даже неудавшаяся посадка «Викрама» принесла неоценимый опыт индийским специалистам - посадочному модулю не удался лишь самый ответственный, завершающий манёвр в непосредственной близости от лунной поверхности.
Хочется верить, что эта неудача послужит хорошим уроком, на основе которого индийское космическое агентство проведёт «работу над ошибками» - и добьётся в будущем положительного результата.
Кстати, долго ждать нам не придётся - уже на 2024 год к Луне запланирован запуск миссии «Чандраян-3», которую ISRO намеревается осуществить совместно с японским космическим агентством JAXA. В миссии «Чандраян-3» также будут использоваться посадочный модуль и луноход, котрые создаются Индией совместно с Японией.
Так что, судя по всему, никто из новой лунной гонки выходить не собирается. Первый индийский «блин», разбившийся комом о поверхность Луны - всего лишь один из этапов покорения спутника нашей планеты, которое, вслед за СССР и США, проводят в XXI веке новые космические державы.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 28
Рейтинг поста:
Индийский орбитальный модуль работает успешно, у него хорошая оптика, науч приборы и проработает он там еще год.
Успешность миссии 80%!!!