Супертяж SLS. Американские астронавты рвутся к Марсу. Часть 1
Концепция SLS — не первая попытка американцев возобновить полеты астронавтов на собственной платформе после Space Shuttle. 14 января 2004 года была анонсирована программа Constellation («Созвездие»). Это была идея Джорджа Буша-младшего, которая должна была привести американцев во второй раз на Луну в период с 2015 по 2020 гг. Как видим, осуществить задумку у NASA не получилось. В основе Constellation были заложены две ракеты – одна тяжелого класса Ares I и одна сверхтяжелого Ares V, а также шла разработка лунного модуля LSAM (Lunar Surface Access Module).
LSAM (Lunar Surface Access Module) — лунный модуль для Ares V. Компьютерная модель
Ares I – это модифицированный твердотопливный ускоритель, позаимствованный у старичка Space Shuttle, к которому крепилась кислородно-водородная ступень. Сверху все венчал космический корабль CEV, оборудованный системой аварийного спасения. Фактически основное предназначение Ares I заключалось в доставке грузов и астронавтов на околоземную орбиту, преимущественно на МКС. Гораздо более амбициозен был «грузовик» Ares V, состоящий из центрального криогенного блока с подвешенными по бокам модифицированными «шаттловскими» ускорителями. К верхней части пристыковывалась космическая головная часть с разгонной ступенью и лунным модулем LSAM. Естественно, такая серьезная машина была нацелена как минимум на естественный спутник Земли, а в перспективе и на доставку американцев к Марсу. NASA пришлось делать из Ares V истинного монстра – твердотопливные ускорители стали самими мощными в мире, а пятерку криогенных маршевых двигателей SSME или RS-25 со стартовой тягой 181 тс сначала заменили на пять, а позже сразу на шесть RS-68 тягой по 295 тс.
Перспективное семейство Ares. В космос отправилась лишь одна ракета...
Наращивали и «толщину» центральной части ракеты – с первоначальных 8,4 м до 10,3 м. В финале американские инженеры немного заигрались с увеличением тяговых возможностей «супертяжа», и стандартный гусеничный транспортер космодрома оказался не в состоянии принимать на себя такую махину. Впрочем, одну задачу NASA всё-таки решила: Ares V смог брать с собой в космос 180 тонн полезной нагрузки. Непросто шли дела и у меньшего «брата» Ares I, который инженеры удлинили до 96 метров, не позаботившись о жесткости конструкции. В итоге нижняя ступень с работающим ускорителем генерировала колебания, которые могли бы стать фатальными для ракеты и экипажа. Кроме того, компьютерное моделирование 2009 года показало, что ветер силой всего 5-11 м/с будет кренить ракету Ares I на башню обслуживания космодрома, а это грозит если не катастрофой, то серьезными повреждениями стартового стола от сместившегося факела двигателя первой ступени. Подобные фундаментальные просчеты, конечно, можно было исправить, но цена превышала все разумные пределы. К тому же потери времени на доработку вообще ставили крест на лунно-марсианской миссии США. Очень точно заметил один из сотрудников, занятых в проекте: «Если NASA будет проталкивать программу достаточно упорно, ракета полетит, но при этом придется пойти на такое количество компромиссов, что она будет настолько дорогой и будет создана с таким опозданием, что лучше бы она не полетела вообще…» Барак Обама в мае 2009 года создал комиссию во главе с космическим бизнесменом Норманом Огастином, в задачи которой входила оценка проекта Constellation и выработка дальнейших действий. Спецы выяснили, что бюджет вырос с 27 до 44 млрд долларов, которых не хватит для удержания проекта в рамках графика, а суммарные траты на космические инициативы Джорджа Буша-младшего до 2025 года переваливали бы за 230 млрд! Норман Огастин, выступая перед членами Палаты представителей, отчитывался по итогам проверки: «Нынешняя программа в существующем виде не может быть выполнена из-за несоответствия выделенного финансирования выбранным способам реализации стоящих задачи». Он уточнил, что для запуска астронавтов за пределы околоземной орбиты США должны выделять на этот проект не менее 3 млрд долларов ежегодно. Огастин предложил также переориентировать всю миссию на высадку на астероиды, пролетающие около Земли в начале 2020-х годов, либо на Фобос с Деймосом. NASA, чувствуя, что под проектом Constellation буквально горит земля, 28 октября 2009 года запускает первую экспериментальную ракету Ares I-X с габаритно-весовым макетом корабля CEV.
Ares I-X через несколько секунд после старта
Первый запуск оказался и единственным – доводы комиссии Огастина оказали большее влияние на власти, нежели почти бутафорский запуск ракеты, и в феврале 2010 года «Созвездие» закрыли. Оказалось, что даже практичные и расчетливые американцы умеют неэффективно расходовать бюджетные ресурсы. По итогам неудачного опыта с Constellation у конгрессменов в июле 2010 года родилась идея выделить деньги на два аналогичных проекта: «Космической пусковой системы» SLS (Space Launch System) и «Многоцелевого пилотируемого корабля» «Орион» MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle).
Норман Огастин — человек, поставивший крест на проекте Constellation.
Чего же ждали от проекта американцы? Прежде всего SLS должен «открыть совершенно новые возможности для науки и освоения человеком космоса далее околоземной орбиты, включая полеты астронавтов-исследователей в различные районы Солнечной системы для поиска ресурсов, создания новых технологий и получения ответа на вопрос о нашем месте во Вселенной». Такая амбициозная миссия дополнялась не менее значимой разработкой «безопасного, доступного, рассчитанного на дальнюю перспективу средства для выхода за существующие ныне пределы и открытия путем для исследований отдаленных уникальных областей космического пространства». SLS будет запускать в дальний космос многоцелевой «Орион» и еще массу научного оборудования. Самым интересным было то, что финансы на SLS были выделены фактически только по инициативе Сената и вопреки воле президента Обамы. 15 апреля 2011 года он «через силу» подписал закон об установлении потолка финансирования проекта до 11,5 млрд для носителя и до 5,5 млрд для корабля.
Многоцелевой пилотируемый корабль «Орион» MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle). Компьютерная модель
Сенаторы выступили в несвойственной для себя роли инженеров и самостоятельно определили будущий облик американского «супертяжа». Предполагается, что это будет ракета с двумя пятисекционными твердотопливными ускорителями на основе, опять же, бустеров Space Shuttle, и с гигантской центральной криогенной частью с двигателями RS-25. Верхняя ступень также предполагается криогенной. Полезная масса выводимого в космос груза ограничивалась 130 тоннами, что было несколько скромнее параметров Ares V. Конгрессмены фактически решили заново строить свой Constellation в надежде, что в этот раз будет дешевле. Еженедельник Economist в этой связи писал: «Особенность этого проекта заключается в том, что ракета-носитель впервые создавалась под эгидой политиков, а не ученых и инженеров».
Перспективная ракета-носитель SLS в модификации Block 1 — детище Сената США. Компьютерная модель
Злые языки в Соединенных Штатах в связи с ситуацией со вмешательством законотворцев в сугубо технические вопросы космического проектирования, метко переименовали SLS в Senate Launch System («Сенатская пусковая система»). И действительно, многие решения были продиктованы исключительно политикой. В частности, программа сохраняла тысячи рабочих мест в компании Pratt&Whitney Rocketdyne, производившей двигатели DS-25, а также на заводе в Мичуде (Новый Орлеан), занятом на изготовлении топливных баков. Ангары в Мичуде вообще после закрытия программы «шаттлов» простаивали, изредка работая на нужды Голливуда – в их гигантских помещениях снимали эпизоды «Игры Эндера» и другой фантастики. В итоге NASA ничего не оставалось, как исполнить закон, достав с полки изрядно запылившийся проект Ares V и просто переклеить обложку на SLS. Конгрессмены вместе с космическим агентством уверили всех, что «проект станет самой мощной ракетой-носителем в истории человечества, при этом её конструкция будет легко адаптироваться под различные требования, касающиеся как пилотируемых полетов, так и вывода в космос различных полезных грузов».
По материалам издания "Взлет"
Супертяж SLS. Американские астронавты рвутся к Марсу. Часть 2
Похоже, в НАСА решили делать «марсианскую» суперракету всем миром: для этого привлекли сразу три подразделения агентства. Это Центр космических полетов имени Джорджа Маршалла, Космический центр имени Линдона Джонсона и снова Космический центр имени Джона Кеннеди, который обеспечивает всю историю своими стартовыми комплексами.
Макет SLS в исследовательской аэродинамической трубе NASA
Но и это не вся компания разработчиков. За фундаментальные физические проблемы проекта отвечает Исследовательский центр имени Эймса, за характер полезных грузов ответственен Центр космических полетов имени Годдарда, а также Центр имени Гленна, занимающийся новыми материалами и разработкой обтекателей полезного груза. Программы исследований в аэродинамических трубах возложены на центр имени Лэнги, а испытания двигателей RS-25 и J-2X — на Космический центр имени Стенниса. И наконец, сборка центрального блока с главной двигательной установкой происходит на заводе в Мичуде.
Вся программа SLS разделена на три этапа, объединяемые несколькими моментами: жидкими кислородом и водородом в маршевых двигателях, а также многосекционным твердотопливным ускорителем. Первая ступень центрального блока (Core Stage) длиной 64,7 м и диаметром 8,4 м также будет единой для всех модификаций. Итак, первенец SLS Block I обладает эквивалентной массой полезной нагрузки в 70 тонн – необходимую тягу для такой тяжести обеспечивают четыре двигателя RS-25D. Собственно, этот первый вариант SLS предназначен для сертификации центрального блока и выполнения опытно-экспериментальных миссий. Разгонный блок представлен «временной криогенной верхней ступенью» ICPS (Interim Cryogenic Propulsion Stage), построенной на основе второй ступени носителя Delta IV Heavy. Двигатель у ICPS один – RL-10B-2 с тягой в вакууме 11,21 тс. Даже в этом, самом «слабом» варианте Block I, ракета будет развивать стартовую тягу на 10% больше, чем легендарный Saturn V. Носитель второго типа получил имя SLS Block IA, а эквивалентная грузоподъемность этого гиганта должна быть уже под 105 тонн. Предусматривается два исполнения – грузовой и пилотируемый, которые должны вернуть американцев на сорок с лишним лет назад и наконец оправить человека снова за пределы низкой околоземной орбиты. Планы у NASA на эти аппараты самые скромные: в составе миссии EM-2 где-то в середине 2022 года облететь с экипажем Луну. Чуть раньше (середина 2020 года) планируется отправить астронавтов на окололунную орбиту на корабле Orion. Но это информация датируется летом 2018 года и до этого неоднократно корректировалась – так, по одному из проектов SLS должен был взмыть в небеса уже этой осенью.
SLS Block II – носитель с эквивалентной грузоподъемностью в 130 тонн, оснащен уже пятью двигателями RS-25D на центральном блоке, а также «исследовательской верхней ступенью» EUS (Exploration Upper Stage), которая, в свою очередь, имеет один-два двигателя J-2X тягой по 133,4 тс каждый. "Грузовик" на базе Block II отличается надкалиберным головным обтекателем диаметром сразу 10 метров. Это будут, если у США все сложится, истинные исполины: в финальном варианте ракеты стартовая тяга ракет будет на 1/5 превышать тягу Saturn V. И планы на серию Block II также крайне амбициозны — в 2033 году отправить на орбиту Марса пилотируемую миссию EM-11, которая будет странствовать по космосу не менее 2 лет. Но до этой знаменательной даты американцы планируют раз 7-8 слетать на лунную орбиту. Планирует ли NASA высадку астронавтов на Марс всерьез, никто не знает.
Испытания экспериментального криогенного ЖРД с регулируемой тягой CECE (Common Extensible Cryogenic Engine), который использовался по программе совершенствования RL-10, эксплуатировавшегося с 1962 года на ракетах Atlas, Delta iV, Titan и Saturn I. На верхней ступени SLS планируется использование модернизированных RL-10C-3.
История двигателей серии SLS как основных компонентов ракеты началась в 2015 году на стендах Центра имени Стенниса, когда прошли первые успешные огневые испытания продолжительность 500 секунд. С тех пор у американцев все идет как по маслу – серия полноценных испытаний на полный полетный ресурс вселяет уверенность в работоспособности и надежность двигателей. Первый заместитель главы Директората NASA по разработке пилотируемых исследовательских систем Уильям Хилл сказал по этому поводу:
«Мы утвердили проект SLS, успешно завершили первый раунд испытаний двигателей и ускорителей ракеты, а все основные компоненты системы для первого полета уже запущены в производство. Несмотря на возникавшие сложности, анализ результатов работ говорит об уверенности, что мы на верном пути к первому полету SLS и её использованию для расширения постоянного присутствия людей в дальнем космосе».
В ходе работ по двигателю были внесены изменения – носители первого и второго этапа оснастили твердотопливными бустерами (ускорителями), отчего модель получила имя Block IB. Верхняя ступень EUS получила кислородно-водородный двигатель J-2X, от которого в апреле 2016 года пришлось отказаться по причине большой доли новых элементов, которые были ранее не отработаны. Поэтому вернулись к старому доброму RL-10, который выпускался серийно и уже успел «налетать» более пятидесяти лет.
Надежность в пилотируемых проектах всегда ставится во главу угла, и не только в NASA. В официальных документах NASA упоминается: «Наилучшим образом требованиям соответствует связка из четырех двигателей класса RL-10. Установлено, что она оптимальна с точки зрения надёжности». Пятисекционный ускоритель прошел испытания в конце июня 2016 года и стал самым крупным на данный момент твердотопливным двигателем из когда-либо построенных для реальных ракет-носителей. Если его сравнивать с «Шаттлом», то он имеет стартовую массу в 725 тонн против 590 тонн, а тяга увеличена по сравнению с предком с 1250 тс до 1633 тс. А вот SLS Block II должны получить новые супермощные и сверхэкономичные ускорители. Есть три варианта. Это проект Pyrios от Aerojet Rocketdyne (бывшая Pratt&Whitney Rocketdyne), оснащенный двумя ракетными двигателями на кислороде и керосине тягой по 800 тс каждый. Это также не абсолютная инновация – «движки» сработаны на базе F-1, разработанного для первой ступени все того же Saturn V. Pyrios датируется 2012 годом, а спустя 12 месяцев Aerojet вместе с Teledyne Brown вовсю работает над жидкостным бустером с восемью кислородно-керосиновыми AJ-26-500. Тяга каждого может достигать 225 тс, а вот собраны они на базе российского НК-33.
Испытания кислородно-водородного двигателя RS-25 на стенде Центра имени Стенниса, Бэй Сент-Луис, Миссисипи, август 2015 года
И наконец, третий вариант двигателя для SLS представлен компанией Orbital ATK и выполнен в виде мощнейшего четырехсекционного твердотопливного ускорителя Dark Knight с тягой в 2000 тс. Но нельзя сказать, что в этой истории у американских инженеров все было совершенно гладко: очень многие компетенции и технологии были потеряны с закрытием проектов Apollo и Space Shuttle. Приходилось придумывать новые способы работы. Так, была внедрена сварка трением с перемешиванием для сборки топливных баков будущих ракет. Говорят, на заводе в Мичуде стоит самая большая машина для такой уникальной сварки. Также в 2016 году были проблемы с образованием трещин при изготовлении центрального блока, точнее, в баке жидкого кислорода. Но большинство трудностей удалось преодолеть.
Американцы постепенно возвращают своих астронавтов на околоземные орбиты и дальше. Возникает закономерный вопрос: зачем это делать, если роботы отлично справляются? Попытаемся ответить на это чуть позже.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+