» » » Раскрыт секрет, как люди понимают друг друга с полуслова

Раскрыт секрет, как люди понимают друг друга с полуслова

28-07-2010, 08:15 | Наука и техника / Новость дня | разместил: VP | комментариев: (3) | просмотров: (7 388)
Нервные системы говорящего и слушателя «находят общий язык».
Фото: Лорена Сильберта.

Существование разговоров «на одной волне» доказали научно

Как говорилось в одном старом фильме, счастье - это когда тебя понимают. И сегодня ученые установили, как некоторые, особенно близкие люди способны понимать друг друга, находиться, как говорится, «на одной волне». Синхронизацию активности мозга говорящего и слушателя зарегистрировали в эксперименте нейробиологи из Принстонского университета (США).

Долгое время считалось, что речь и восприятие речи - это два совершенно независимых процесса, за которые отвечают разные зоны мозга. Процесс распознавания и понимания речи ассоциировали с областью Вернике, а участок мозга, контролирующий речь, - с областью Брока. Однако последние исследования, показывают, что эти процессы связаны. Это даже видно внешне: собеседники, как правило, бессознательно начинают подражать друг другу. Используют аналогичные грамматические конструкции, подстраивают темп речи и принимают схожие позы.

Сверху - зоны мозга, которые синхронизируются у собеседников. Внизу - перекрывание активных зон.

Британские психологи Мартин Пикеринг и Саймон Гэррод в статье, опубликованной в 2004 году в журнале Trends in Cognitive Sciences, даже называли «язык телодвижений» ключом к успешному обмену информацией и взаимопониманию. Физической основой способности к ведению продуктивного разговора многие специалисты считают зеркальные нейроны, которые возбуждаются как при совершении какого-либо действия, так и при наблюдении за его выполнением, сообщает Compulenta.

А в этом году ученые решили проверить, как именно происходит активация различных зон коры у говорящего и слушающего. Ученые записали 15-минутный рассказ добровольца - аспирантки Лорен Сильберт, одновременно регистрируя изменения активности ее мозга при помощи магнитно-резонансной томографии. Она рассказывала о том, как ей жилось в средней школе, а затем полученную запись прослушивали 11 добровольцев.

Показатели активности мозга аспирантки и испытуемых оказались связаны, заключили ученые. Большинство областей мозга слушателей «запаздывало» на 1–3 секунды, но некоторые проявляли активность заранее. Ученые объясняют это опережение тем, что испытуемые угадывали, что сейчас будет сказано, как будто предугадывали развитие сюжета рассказа. Если добровольцы прослушивали совершенно непонятную для них историю, записанную русскоговорящим рассказчиком, то показатели активности не были связаны между собой.

1. » #3 написал: VP (29 июля 2010 16:47)

Благодарный слушатель предугадывает мысли рассказчика

29.07.2010 12:30

Благодарный слушатель предугадывает мысли рассказчика

Ученые из Принстонского университета, задействовав метод магнитно-резонансной томографии, выяснили: при интересном диалоге мозговые процессы собеседников синхронизируются. При этом слушатель даже способен мысленно опережать рассказчика. О такого рода исследованиях "Правде.Ру" рассказала врач-невролог, кандидат медицинских наук Варвара Халецкая.

Долгое время нейрофизиологи были уверены, что речь и восприятие речи - это два отдельных процесса, за которые отвечают разные области коры головного мозга. Считалось, что речь контролирует участок под названием зона Брока, а в процессе распознавания и понимания речи задействована зона Вернике.

Однако, последние исследования показали, что деятельность этих центров взаимосвязана. Эти предположения решили экспериментальным путем проверить под руководством невролога Грега Стефанса ученые из Принстонского университета.

Основываясь на результатах предшествующих работ, касающихся передачи и восприятия речи, специалисты предположили, что в ходе общения мозг, скорее всего, каким-то образом подстраивается под собеседника.

Чтобы проверить, как именно происходит активация различных зон коры у говорящего и слушающего, ученые записали 15-минутный рассказ девушки, согласившейся принять участие в эксперименте. При этом одновременно регистрировались изменения активности ее мозга при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Затем исследователи предложили 15 добровольцам, мозг которых также сканировался, прослушать записанную историю.

Проанализировав картину изменений кровотока в тех участках мозга, которые ответственны за речь и ее восприятие (зоны Брока и Вернике) исследователи заметили удивительное явление - их активность у слушателя практически полностью "зеркалит" рассказчика, отставая всего на 1-3 секунды, а иногда и опережая его. Предугадывание мыслей собеседника, как оказалось, во многом зависят от взаимопонимания и заинтересованности в восприятии слушателем новой информации.

Причем те слушатели, которые продемонстрировали более полную "синхронизацию" с рассказчиком, впоследствии смогли гораздо лучше пересказать услышанную историю. А вот повествование на незнакомом языке синхронизации нейронной активности не вызывало вовсе.

Последующая серия экспериментов с применением ФМРТ также продемонстрировала наличие "межмозговой синхронизации", то есть тот факт, что деятельность этих областей коры во многом пересекается.

Выходит, теперь можно по праву утверждать, что фраза "мысли сходятся" - не просто образное выражение. Диалог связывает двух собеседников подобно кабелю, посредством которого они "синхронизируются".

Ученые отмечают, что общность мозга прямо пропорционально зависит не только от понимания информации, но и от продолжительности общения. Если собеседники прекращают разговор, то мозг каждого из них снова приобретает индивидуальные черты.

Впрочем, психологи уже давно обратили внимание на проявление нейронной синхронизации: люди в повседневной речи часто опускают общие места, понятные и так. Причем чем больше между людьми подобных недоговорок, не мешающих полному взаимопониманию, тем ближе друг к другу люди себя чувствуют.

Нейрофизиологи уверены, что полученные знания объясняют, почему люди объединяются в социальные группировки и общества по интересам.

Возможно, единомышленники лучше понимают друг друга и легче находят общий язык лишь потому, что их мозг работает в режиме синхронизации.

Правда, пока исследователи не изучили, происходит ли нейронная синхронизация при телефонных разговорах и видеоконференциях, но уже заведомо предполагают, что наиболее выраженный эффект, скорее всего, будет наблюдаться именно при разговоре лицом к лицу. В ближайшее время ученые планируют эксперимент с участием людей, частично или полностью неспособных к речевому общению.

Специалисты в данной области отреагировали на результаты исследования неоднозначно. Некоторые ученые с энтузиазмом восприняли методику, а другие полагают: для того, чтобы подтвердить ее достоверность и сделать окончательные выводы, необходимо провести запись активации мозга говорящего и его слушателей в режиме реального времени.

Результаты проведенного исследования опубликованы в журнале Национальной академии наук США Proceedings of the National Academy of Sciences.

О такого рода исследованиях "Правде.Ру" рассказала врач-невролог, кандидат медицинских наук Варвара Халецкая:

"Уникальные исследования импульсной активности нейронов человека при восприятии различных звуковых стимулов (речевых и неречевых) были проведены и отечественными нейрофизиологами - еще в 1985 году Н.П. Бехтеревой и ее сотрудниками.

При этом были выявлены некоторые общие принципы акустического кодирования слова в структурах мозга, показано, что импульсная активность скоплений нейронов, а также перестройки в различных звеньях системы восприятия закономерно связаны с акустическими характеристиками речевого стимула.

Сейчас наступил новый этап в изучении психофизиологии речевых процессов. Это связано с развитием электрофизиологических, магнитно-резонансных и других инновационных методов исследования. Стало возможным зарегистрировать активность отдельных нейронов, так и целых областей мозга, причем в режиме реального времени".

Вячеслав Локацкий

2. » #2 написал: zimZa (28 июля 2010 12:49)

"  Кому выгодно,чтобы я это знал/а/ и чтобы я в это верил/а/?Если это выгодно кому-то,кроме ВАС,например  какой-либо организации,группе людей,церкви,секте или государству,то стоит подвергнуть информацию сомнению на предмет её истннности ."
       Цитата из книги" Ментальный дихлофос,или как избавить голову от тараканов" Е.Минаева.
       Мое мнение,что все фанаты идут на концерт,футбол и т.д на своей общей волне ,как за волшебной флейтой...Т.Бехтерева,пережив личную трагедию,практически ушла из жизни с верой в  ТАЙНУ БОГА .

3. » #1 написал: VP (28 июля 2010 11:51)

Мозги собеседников становятся похожими друг на друга

Ученые пришли к выводу, что общение настраивает мозги собеседников на общую частоту. Эффективность настройки зависит от взаимопонимания и продолжительности общения. Из открытия следует сразу несколько важных выводов.

Межмозговые связи

Исследователи Принстонского университета (Princeton University) под руководством Грега Стефанса (Greg J. Stephens) изучали работу мозга во время передачи и восприятия речи. Основываясь на результатах предшествующих работ, биологи предположили, что в процессе общения мозг, скорее всего, подстраивается под собеседника. По гипотезе ученых, именно от «межмозгового тюнинга» и зависят взаимопонимание и эффективность восприятия новых знаний.

Фоторобот мозга

В проведенном эксперименте ученые исследовали пространственно-временные корреляции между активными участками мозга рассказчика и 11 слушателей. Перед началом эксперимента, взяв за основу томографические данные рассказчика, ученые создали предполагаемый фоторобот мозга слушателей. Исследователи учли как пространственные, так и временные изменения в работе мозга.

Когда другие участники эксперимента прослушивали аудиозапись рассказчика, экспериментаторы сканировали мозг каждого из слушателей. И сравнивали реальный портрет мозга каждого из участников с гипотетической моделью и оригиналом — мозгом рассказчика. А затем с помощью анкет и опросников определили, насколько эффективно каждый из слушателей воспринял и переварил информацию.

Мозговой тюнинг

После первой серии эксперимента ученые обнаружили наиболее заметную подстройку мозга слушателей под собеседника в слуховой области, теменной дольке, верхней височной извилине, угловой извилине и нижней лобной извилине. Особый интерес у ученых вызвали теменная долька и нижняя лобная извилина. Ведь именно эти зоны связаны с зеркальной системой нейронов, которые играют ключевую роль в имитации и обучении языку. Другие отделы мозга, замеченные в эксперименте, тоже не случайные прохожие, они задействованы в воспроизводстве и восприятии лингвистической информации. Не менее приятным было и то, что у участников эксперимента синхронно включились в работу некоторые участки коры головного мозга, осмысливающие содержание сказанного. То есть мозги рассказчика и слушателей реагировали не только на звуки, но и на смысл транслируемой информации.

Ученые сравнили тюнинговые изменения не только с контролем (мозг рассказчика), но и внутри группы слушателей. Оказалось, что мозг всех 11 участников примерно одинаково подстроился под мозг рассказчика. Различия в межмозговой синхронизации имели достоверные связи с уровнем восприятия: чем хуже участники эксперимента слушали и воспринимали рассказ, тем больше различий наблюдали ученые в портретах мозга.

Чужой язык

В следующей серии эксперимента ученые решили проверить, будет ли мозг слушателей подстраиваться под рассказчика, если тот говорит на незнакомом языке. Самым непонятным исследователям показался русский язык, так как он относится к другой языковой группе. Чтобы исключить возможность угадывания смысла, как это могло бы произойти с участием, например, франкоговорящего человека, ученые решили провести этот эксперимент с русскоязычным участником. Оказалось, что, несмотря на дружественный голос и смысловые интонации, американский мозг, незнакомый со славянской речью, воспринимает русский язык как некие хаотичные шумы. Среди всех участников ученым так и не удалось найти никаких закономерностей и синхронных изменений в работе мозга, кроме слуховой зоны. Это еще раз подтвердило предположение, что осмысление сказанного (услышанного) объединяет мозги собеседников.

Похожие мозги

Ученые пришли к выводу, что эффективное общение синхронизирует мозг. Причем чем лучше собеседники понимают и слушают друг друга, тем больше общих функциональных изменений происходит в их мозгах. Ученые отмечают, что общность мозга прямо пропорционально зависит не только от понимания информации, но и от продолжительности общения. Если собеседники прекращают общаться, то мозг каждого из них снова приобретает индивидуальные черты.

Биологи уверены, что полученные знания объясняют, почему люди объединяются в социальные группировки и общества по интересам. Дело в том, что единомышленники лучше понимают друг друга и легче находят общий язык лишь потому, что их мозги похожи друг на друга. Поэтому семейные пары, увлеченные, например, одним хобби, меньше ссорятся и с большим удовольствием проводят время вместе.

Пока ученые разбираются с механизмами передачи информации, обыватели могут воспользоваться полученными результатами. Если у вас не ладятся отношения с друзьями, попробуйте поговорить с ними и просто настроить мозг на нужную частоту.

Результаты исследования появились в статье Speaker-listener neural coupling underlies successful communication в журнале PNAS.