Детонационный двигатель России
Совсем недавно, российским учёным удалось создать
впервые в мире полноразмерный жидкостный реактивный двигатель,
работающий на принципе детонационного сгорания топлива. Наша страна
наконец-то за многие постперестроечные годы установила мировой приоритет
в освоении новейшей техники.
Чем же так хорош новый двигатель? В
реактивном двигателе применяется энергия, выделяемая при сжигании смеси
при постоянном давлении и неизменным пламенном фронте. Газовая смесь из
топлива и окислителя при горении резко повышает температуру и столб
пламени, вырывающийся из сопла, создаёт реактивную тягу.
При детонационном горении продукты реакции не успевают
разрушиться, потому что этот процесс в 100 раз быстрее дефларгации и
давлении при этом стремительно увеличивается, а объём остаётся
неизменным. Выделение такого большого количества энергии действительно
может разрушить двигатель автомобиля, поэтому такой процесс часто
ассоциируется со взрывом.
В действительности вместо постоянного
фронтального пламени в зоне сгорания, образуется детонационная волна,
несущаяся со сверхзвуковой скоростью. В такой волне сжатия детонируют
топливо и окислитель, этот процесс, с точки зрения термодинамики
повышает КПД двигателя на порядок, благодаря компактности зоны сгорания.
Поэтому специалисты так рьяно и приступили к разработке этой идеи.
В
обычном ЖРД, по сути, являющейся большой горелкой, главное не камера
сгорания и сопло, а топливный турбонасосный агрегат (ТНА), создающий
такое давление, чтобы топливо проникло в камеру. К примеру, в российском
ЖРД РД-170 для ракет-носителей «Энергия» давление в камере сгорания 250
атм и насосу, подающему окислитель в зону сгорания приходиться
создавать давление в 600 атм.
В детонационном двигателе давление
создаётся самой детонацией, представляющую бегущую волну сжатия в смеси
топлива, в которой давление без всякого ТНА уже в 20 раз больше и
турбонасосные агрегаты являются лишними. Чтобы было понятно, у
американского «Шаттла» давление в камере сгорания 200 атм, а
детонационному двигателю в таких условиях надо всего лишь 10 атм для
подачи смеси – это как велосипедный насос и Саяно-Шушенская ГЭС.
Двигатель
на основе детонации в таком случае не только более простой и дешёвый на
целый порядок, но гораздо мощнее и экономичнее, чем обычный ЖРД.
На
пути внедрения проекта детонационного двигателя встала проблема
совладения с волной детонации. Это явление непросто взрывная волна,
которая имеет скорость звука, а детонационная, распространяющаяся со
скоростью 2500 м/сек, в ней нет стабилизации фронта пламени, за каждую
пульсацию обновляется смесь и волна вновь запускается.
Ранее
русские и французские инженеры разрабатывали и строили реактивные
пульсирующие двигатели, но не на принципе детонации, а на основе
пульсации обычного горения. Характеристики таких ПуВРД были низкими и
когда двигателестроители разработали насосы, турбины и компрессоры,
наступил век реактивных двигателей и ЖРД, а пульсирующие остались на
обочине прогресса. Светлые головы науки пытались объединить
детонационное горение с ПуВРД, но частота пульсаций обычного фронта
горения составляет не более 250 в секунду, а фронт детонации обладает
скоростью до 2500 м/сек и частота его пульсаций достигает несколько
тысяч в секунду. Казалось невозможным воплотить на практике такую
скорость обновления смеси и при этом инициировать детонацию.
В СЩА
удалось построить такой детонационный пульсирующий двигатель и испытать
его в воздухе, правда, проработал он всего 10 секунд, но приоритет
остался за американскими конструкторами. Но уже в 60-х годах прошлого
века советскому учёному Б.В. Войцеховскому и практически в то же время и
американцу из университета в Мичигане Дж. Николсу пришла идея
закольцевать в камере сгорания волну детонации.
Такой ротационный
двигатель состоял из кольцевой камеры сгорания с форсунками,
размещёнными по её радиусу для подачи топлива. Волна детонации бегает
как белка в колесе по окружности, топливная смесь сжимается и выгорает,
выталкивая продукты сгорания через сопло. В спиновом двигателе получаем
частоту вращения волны в несколько тысяч в секунду, работа его подобна
рабочему процессу в ЖРД, только более эффективно, благодаря детонации
смеси топлива.
В СССР и США, а позже в России ведутся работы по
созданию ротационного детонационного двигателя с незатухающей волной,
пониманию процессов, происходящих внутри, для чего была создана целая
наука физико-химическая кинетика. Для расчёта условий незатухающей волны
нужны были мощные ЭВМ, которые создали лишь в последнее время.
В
России над проектом такого спинового двигателя работают многие НИИ и КБ,
среди которых двигателестроительная компания космической промышленности
НПО «Энергомаш». На помощь в разработке такого двигателя пришёл Фонд
перспективных исследований, ведь финансирование от Министерства обороны
добиться невозможно – им подавай только гарантированный результат.
Тем
не мене на испытаниях в Химках на «Энергомаше» был зафиксирован
установившийся режим непрерывной спиновой детонации – 8 тысяч оборотов в
секунду на смеси «кислород – керосин». При этом детонационные волны
уравновешивали волны вибрации, а теплозащитные покрытия выдержали
высокие температуры.
Но не стоит обольщаться, ведь это лишь
двигатель-демонстратор, проработавший весьма непродолжительное время и о
характеристиках его ещё пока ничего не сказано. Но основное в том, что
доказана возможность создания детонационного горения и создан
полноразмерный двигатель именно в России, что останется в истории
навсегда. Источник: aviarf.ru/.
Рейтинг публикации:
|