Турбовинтовой самолет для местных
авиалиний, модернизация пассажирского дальнемагистрального
широкофюзеляжного лайнера, грузопассажирский топливозаправщик, средняя
военно-транспортная машина, новый тяжелый военно-транспортный самолет,
сопровождение сверхтяжелых военно-транспортных. Это лишь некоторые из
перспективных разработок компании «Ил». Эта знаменитая фирма – лидер
среди дочерних предприятий ОАК по количеству одновременно реализуемых
программ.
Надо отметить, что приведенный перечень далеко не
полный. Наиболее крупные и трудоемкие на данный момент проекты
«Ильюшина» – серийное производство тяжелого военно-транспортного
самолета Ил-76МД-90А, запуск в серию самолета-топливозаправщика
Ил-78М-90А, мелкосерийное производство специальных версий
широкофюзеляжного лайнера Ил-96, а также сборка первых экземпляров
легкого военно-транспортного Ил-112В. Есть еще работы по модернизации
Ил-76 и Ил-78 различных модификаций, авторский надзор за ранее
выпущенными самолетами.
Новые разработки компании «Ил» начинают
свой путь, как правило, в бюро эскизного проектирования. О некоторых
интересных проектах нам рассказала заместитель главного конструктора по
аэродинамике, динамике полета и системе управления – заместитель
начальника бюро эскизного проектирования компании «Ил» Ольга Круглякова.
Ил-114-300
В августе 2016 года на
производственной площадке Нижегородского авиационного завода (НАЗ)
«Сокол» (филиал РСК «МиГ») состоялось совещание по реализации программы
Ил-114 под председательством президента ОАК Юрия Слюсаря. «Мы находимся в
графике, который был представлен Президенту России, – сообщил по итогам
заседания Юрий Слюсарь. – Работа по подготовке серийного производства
Ил-114 развернута, идет процесс оцифровки проектной документации,
просчитываются варианты использования задела, сделанного на Ташкентском
заводе. Это позволит приблизить срок первого вылета самолета. В целом по
проекту, с учетом кооперации, более 40%, по нашим расчетам, может быть
локализовано в Нижнем Новгороде и на предприятиях Приволжского
федерального округа. Это такие предприятия, как "Гидромаш”, "Полет”,
"Теплообменник”. Финальная сборка самолета будет осуществляться на
заводе "Сокол”».
Ил-114 – региональный турбовинтовой самолет.
Универсальная транспортная платформа обеспечивает возможность создания
на базе пассажирского Ил-114 семейства самолетов различного применения –
грузового, комбинированного грузопассажирского, самолетов специальной
авиации (патрульного, медицинского, воздушного командного пункта,
самолета аэрофотосъемки и др.), самолета на лыжно-колесном шасси.
Решение об организации серийного производства самолетов Ил-114 было
принято в мае 2016 года. Эта небольшая машина должна обеспечить
внутренний рынок местных авиаперевозок современными воздушными судами в
классе самолетов с количеством мест до 52-64. Решено, что в качестве
предприятия-финалиста по реализации проекта Ил-114 выступит РСК «МиГ», в
состав которой вошел НАЗ «Сокол». Окончательная сборка самолета будет
осуществляться на нижегородской площадке.
«Минпромторг России
совместно с Минфином России проработал вопрос финансирования проекта
Ил-114, – сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ
Андрей Богинский. – В 2016 году программой предусмотрено выделение 2,3
млрд рублей финансирования. Указанные средства будут использоваться на
финансирование ОКРа, техническое перевооружение производства
завода-изготовителя и заводов производственной кооперации, а также
развертывание и поддержание системы послепродажного обслуживания».
Опытно-конструкторские работы по проекту проводит разработчик самолета –
компания «Ил». В конструкцию машины будут внесены некоторые изменения.
«Относительно базового самолета у нас меняется поперечная V крыла, –
рассказывает Ольга Круглякова. – Мы его увеличиваем для того, чтобы
иметь на посадке больший угол отклонения закрылков и, соответственно,
меньшую посадочную скорость, лучшие посадочные характеристики». Кроме
того, за счет того, что на новом Ил-114 вместо прежнего двигателя
ТВ7-117С решено установить его новую модификацию ТВ7-117СМ с большей
тягой, улучшаться взлетные характеристики машины.
В перспективе
компания «Ил» рассматривает унификацию мотора Ил-114 с двигателем
ТВ7-117СТ, который будет ставиться на легкий военно-транспортный самолет
Ил-112В. В этом случае Ил-114 сможет базироваться с максимальным
взлетным весом на полосе длиной всего 1 300 м (сейчас – порядка 1 900
м). Это даст значительное улучшение взлетно-посадочных характеристик.
Кроме того, на Ил-114 идет замена части бортового оборудования на более
современное, благодаря чему удастся достичь полного импортозамещения.
Для успешного выполнения экипажем своих обязанностей, на Ил-114-300
устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс,
обеспечивающий взлет и посадку в метеоусловиях, соответствующих
категории II ИКАО. Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о
работе самолетных систем отображаются на пяти цветных
жидкокристаллических дисплеях.
«Предполагается сертификация
Ил-114-300 по авиационным правилам АП-25, – говорит Ольга Круглякова. –
Сейчас у него сертификат по нормам летной годности гражданских самолетов
НЛГС-3. Правда, первые машины, которые соберут на базе фюзеляжей,
пришедших из Ташкента, будут сертифицированы еще по НЛГС-3, а те,
которые будут с нуля производиться в России – по АП-25. Имея сертификат
по АП-25, они могут продаваться на внешнем рынке».
Топливозаправщик Ил-96-400ТЗ
В 2015 году управление пресс-службы и информации Министерства обороны
Российской Федерации сообщило, что военное ведомство заключило контракт с
ОАК на постройку самолетов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Эта машина
создается на базе грузовой модификации Ил-96-400Т. Он будет способен
передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км. На
Ил-96-400ТЗ будут установлены универсальные приборы авиационной заправки
УПАЗ-1, прекрасно зарекомендовавшие себя на строевых
самолетах-топливозаправщиках Ил-78.
Самолеты соберут в
Воронеже, где были построены все лайнеры семейства Ил-96. «ВАСО оправдал
наши ожидания, – заявил заместитель председателя Правительства России
Дмитрий Рогозин после посещения в 2016 году Воронежское акционерное
самолетостроительное общества. – Компания способна производить больше
конкурентной продукции. России нужны мощные стратегические
топливозаправщики. Возможно, разворачивать их производство будем именно
здесь».
Компания «Ил» своевременно начала работы по созданию
Ил-96-400ТЗ. Были выполнены и летные испытания, подтвердившие
возможность создания этой версии лайнера. «Те полеты, которые мы провели
в паре с истребителями, показали, что Ил-96-400ТЗ совместим с
маленькими самолетами, а совместимость с большими самолетами мы уже
будем оценивать при проведении госиспытаний, – рассказал генеральный
конструктор компании "Ил" Николай Таликов. – Мы, со своей стороны,
уверены в том, что из Ил-96-400Т можно сделать топливозаправщик для
военной авиации».
Самолет Ил-96-400Т – грузовая модификация
Ил-96-300, разработанная с учетом пожеланий авиакомпаний и
соответствующая всем современным отечественным и мировым требованиям. На
нем установлено отечественное оборудование, включая четыре
турбовентиляторных двигателя ПС-90А1. Максимальная коммерческая нагрузка
Ил-96-400Т составляет 92 т.
«По результатам совещания у
Президента России нам было дано указание продолжить работы по
топливозаправщику на базе Ил-96-400Т, – рассказала Ольга Круглякова. –
Раньше военные только хотели иметь 65 тонн топлива на дальности 3,5 тыс.
км. Теперь проект был скорректирован, они хотят иметь не просто
топливозаправщик, а конвертируемый вариант: возить и грузы, и людей, а
когда хотят – проводить заправку». В связи с новыми пожеланиями
заказчика прошла корректировка техзадания, выполнена перекомпоновка
самолета.
На нижней палубе разместятся баки с топливом для
дозаправки, наверху за кабиной экипажа – кресла для пассажиров, дальше –
место для контейнеров. Прорабатывается вопрос загрузки машины. Самолет
должен базироваться не на гражданских, а на военных аэродромах, где нет
погрузчиков для стандартных контейнеров. Поэтому заказчику рекомендовано
приобрести таковые.
Ил-96-400М
Получает
дальнейшее развитие и пассажирская версия Ил-96-400, получившая
обозначение Ил-96-400М. В сентябре 2016 года Дмитрий Рогозин в ходе
визита в Воронеж сообщил: «В период до создания стратегически нового
пассажирского самолета… у нас появляется Ил-96-400, который может
закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на
Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный
сезон в те страны, куда нужны большие "эйрбасы". Вот в этом – смысл
решения, на которое Президент тоже выделил дополнительные средства». По
словам вице-премьера, у лайнера будет удлиненный фюзеляж, за счет чего
число пассажиров увеличится до 400 человек, а новый двигатель ПД-14,
который планируется устанавливать на этот самолет, позволит тратить
меньше топлива.
Широкофюзеляжный дальнемагистральный
пассажирский самолет Ил-96-400М создается на базе серийного самолета
Ил-96, в целях дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и
расширения их транспортных возможностей. Фюзеляж большого диаметра
обеспечивает пассажирам современный уровень комфорта в длительных
перелетах. По показателям надежности, безопасности и экономичности
Ил-96-400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами.
В
аэродинамической компоновке, конструкции и системах самолета применены
современные конструкторские решения, обеспечивающие высокий уровень
безопасности и экономичность самолета в эксплуатации. Современные
материалы, используемые в конструкции, позволяют уменьшить массу
самолета, обеспечив при этом необходимую прочность и жесткость.
Аэродинамика крыла обеспечивает надежный и безопасный полет во всем
эксплуатационном диапазоне скоростей.
«Это будут пассажирский
самолет с двухчленным экипажем – это главное изменение от базовой
машины, – говорит Ольга Круглякова. – Мы смотрим, что еще можно сделать.
Есть, например, предложение изменить систему управления на более
современную. Кстати, когда мы делали предложения по Ил-96-400М, мы
предлагали провести ремоторизацию и поставить на него вместо четырех
ПС-90 четыре ПД-14М, а в перспективе, когда появится новый 35-тонных
двигателя – два таких. Тогда бы получился двухдвигательный самолет с
лучшей экономикой. Мировая тенденция сейчас – двухдвигательный самолет».
СВТС (Ил-214)
Продолжаются в «Ильюшине» и
работы по другой традиционной тематике предприятия – военно-транспортным
самолетам. Запустив в серию модернизированный тяжелый Ил-76МД-90А,
выйдя на этап сборки первого летного Ил-112В, компания «Ил» вернулась к
проекту среднего военно-транспортного самолета (СВТС) с полезной
нагрузкой в районе 20-25 тонн. Этот проект неоднократно менял свои
названия. Еще в 1990-е годы начинались проработки машины в этой
размерности под индексом Ил-214. Затем в 2000-е годы создавался
совместный российско-индийский проект многоцелевого транспортного
самолета (МТС), названный в Индии Multi-role Transport Aircraft (MTA).
Однако по независящим от «Ильюшина» причинам Индия пока приостановила
участие в этой программе.
«Тогда было очень много специфических
требований – высотные аэродромы в горах до 5 километров, жара, плюс они
на него собирались поставить какое-то необычайное количество
вооружения, включая бомбы и пушки, – рассказывает Ольга Круглякова. –
Хотели, чтобы он был ударным, стрелял, бомбил, заправлял и заправлялся,
да еще и грузы возил. Мы их пытались убедить, что при таком количестве
задач можно сделать только самолет, который будет плохо выполнять все
эти функции».
Теперь российские военно-космические силы
возвращаются к идее создания самолета в этой размерности. «Самолет им
нужен вместо состарившихся Ан-12, – говорит Круглякова. – Решили
запустить полномасштабный ОКР с 2017 года. Техзадание практически
полностью подписано. Для нас этот самолет будет проще, чем с индийцами.
Если брать российское техзадание, то там все гораздо продуманней».
Одной из проблем прежнего проекта МТС/MTA была основная силовая
установка. Для столь особых требований, которые выдвигала индийская
сторона, пришлось ставить на самолет двигатель ПС-90. Однако этот
двигатель с тягой от 16 тонн был явно больше потребностей машины,
рассчитанной на 20-тонную перевозимую нагрузку. Без специфических
индийских требований, для нынешнего СВТС вполне подходит двигатель
ПД-14, создаваемый в настоящее время в Объединенной
двигателестроительной корпорации (входит в состав госкорпорации
«Ростех») для пассажирского самолета МС-21. В качестве же первого этапа
«Ильюшин» предлагает вариант с ПС-90.
«Для начала мы предложили
провести продувки полной модели самолета с двигателями ПС-90 и ПД-14 – у
них гондолы разного диаметра, – рассказывает Ольга Круглякова. – Если в
2017 году будет запущен полноценный ОКР по СВТС, он начнется с
эскизного проекта самолета. Но на него нельзя выйти, не имея продувок
полной модели. Поэтому и была предложена идея начать продувки
опережающими темпами».
Кроме того, «Ил» предлагает установить
на СВТС трехканальную электродистанционную систему управления: один
канал основной, второй – упрощенный, третий – резервный. Благодаря этому
удастся обеспечить шестикратное резервирование системы.
Дальнейшие перспективы
Ведутся в «Ильюшине» также проработки новых машин большой и
сверхбольшой грузоподъемности. В начале 2016 года началась работа по
перспективному тяжелому военно-транспортному самолету (ПТС).
Рассматривались варианты лайнера со 100-тонной полезной нагрузкой, потом
с 80-тонной. Прорабатывались варианты расположения грузов в два ряда, с
проходом между ними. Заказчики при этом высказывали пожелания о
скорости крейсерского полета 850 км/час.
«Но не бывает чудес! –
вздыхает Ольга Круглякова. – При таком фюзеляже к нему должно быть
громадное крыло с огромной массой. Тогда получалось, что мы будем возить
только сами себя. Тогда мы сделали такое предложение: сделать базовый
на 80 тонн. Если добавить вставку в фюзеляж по примеру Ил-76МФ –
получаем 100-тонную версию. Для 60-тонной наоборот вырезаем секцию
фюзеляжа. И никаких двух рядов размещения грузов».
Прорабатываются вопросы и сверхтяжелых самолетов с грузоподъемностью
более 100 тонн. Но для этого потребуется новый мощный отечественный
двигатель. В настоящее время Объединенная двигателестроительная
корпорация готовится к созданию турбовентиляторных двигателей большой
тяги для перспективных самолетов. По словам главного конструктора
семейства двигателей ПД в компании «Авиадвигатель» Игоря Максимова, в
линейке больших моторов базовым предполагается сделать ПД-35 с тягой 35
тонн. Именно такой мотор даст возможность говорить о перспективном
сверхтяжелом транспортном лайнере.