» » » В 2022 году рождение сверхновой можно будет увидеть невооружённым глазом

В 2022 году рождение сверхновой можно будет увидеть невооружённым глазом

9-01-2017, 16:03 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 400)

В 2022 году рождение сверхновой можно будет увидеть невооружённым глазом

Двойная система VFTS 352 в туманности Тарантул, обнаруженная астрономами ЕКА. Она состоит из двух очень горячих, ярких и массивных звёзд, которым предсказывают либо слияние, либо взрыв в виде сверхновых.
Иллюстрация ESO/L. Calçada.

Астрономы официально заявили об одном из самых громких событий в научном мире: в 2022 году с Земли невооружённым глазом мы сможем увидеть уникальное явление – один из ярчайших взрывов сверхновой. По прогнозам, он затмит своим светом сияние большинства звёзд в нашей галактике.

Речь идёт о тесной двойной системе KIC 9832227 в созвездии Лебедя, которую отделяет от нас 1800 световых лет. Звёзды в этой системе расположены настолько близко друг к другу, что имеют общую атмосферу, а скорость их вращения постоянно увеличивается (сейчас период обращения составляет 11 часов).

О возможном столкновении, которое ожидается примерно через пять лет (плюс-минус один год) рассказал на ежегодном собрании Американского астрономического общества профессор Ларри Мольнар (Larry Molnar) из Колледжа Кальвина в США. По его словам, предсказать подобные космические катастрофы довольно сложно — на исследование ушло несколько лет (изучать звёздную пару астрономы начали ещё в 2013 году).

Первым такой прогноз сделал Дэниел Ван Нурд (Daniel Van Noord), научный сотрудник Мольнара (на тот момент ещё студент).

"Он изучил, как цвет звезды коррелирует с её яркостью, и предположил, что мы имеем дело с двойным объектом, более того с тесной двойной системой — такой, где у двух звёзд есть общая атмосфера, словно у двух ядер арахиса под одной скорлупой", — поясняет Мольнар в пресс-релизе.

В 2015 году Мольнар, после нескольких лет наблюдений, рассказал коллегам о прогнозе: вероятно, астрономов ожидает взрыв, подобный рождению сверхновой V1309 в созвездии Скорпиона в 2008 году. Не все учёные отнеслись к его заявлению серьёзно, однако теперь, после новых наблюдений, Ларри Мольнар вновь затронул эту тему, представив ещё больше данных. Спектроскопические наблюдения и обработка более 32 тысяч изображений, полученных с разных телескопов, исключили другие сценарии развития событий.

Астрономы полагают, что когда звёзды врежутся друг в друга, то обе погибнут, однако перед этим испустят много света и энергии, образовав красную сверхновую и увеличив яркость двойной звезды в десять тысяч раз. Сверхновая будет видна на небосклоне как часть созвездия Лебедя и Северного Креста. Это станет первым случаем, когда специалисты и даже любители смогут проследить за двойными звёздами непосредственно в момент их смерти.

"Это будет очень резкое изменение в небе, и любой человек сможет увидеть это. Вам не понадобится телескоп, чтобы сказать мне в 2023 году, прав я был или нет. Хотя отсутствие взрыва разочарует меня, любой альтернативный исход будет не менее интересным", — добавляет Молнер.

По мнению астрономов, к прогнозу действительно нельзя отнестись несерьёзно: у экспертов впервые появилась возможность наблюдать последние несколько лет жизни звёзд перед их слиянием.

Будущие исследования помогут многое узнать о подобных двойных системах и их внутренних процессах, а также о последствиях масштабного столкновения. "Взрывы" такого рода, по статистике, происходят примерно раз в десять лет, однако это первый случай, когда столкновение звёзд произойдёт на столь близком от Земли расстоянии. Ранее, например, учёные наблюдали взрыв в 12 миллионах световых лет.

Препринт возможной будущей статьи Мольнара (PDF-документ) можно прочитать на сайте Колледжа.

Кстати, в 2015 году астрономы ЕКА обнаружили уникальную пару звёзд VFTS 352 в туманности Тарантул, чьи орбиты находятся на невероятно малом расстоянии друг от друга. Учёные спрогнозировали, что в какой-то момент такое соседство окончится трагически: небесные тела либо сольются в единую звезду гигантских размеров, либо случится взрыв сверхновой, который породит двойную систему чёрных дыр.

Напомним также, что ранее мы рассказывали о том, как взрывы сверхновых осыпали Землю и Луну радиоактивным пеплом.