Сверхтяжелые ракеты
Доставлять космонавтов на Луну планируется на сверхтяжелых ракетах «Энергия-5В», проектирование которых уже начато.
«В планах стоит создание сверхтяжелой ракеты-носителя, которая строится по модульному принципу из тех ключевых узлов, которые уже эксплуатируются в тех или иных ракетах-носителях», – передает ТАСС слова гендиректора корпорации «Энергия» Владимира Солнцева.
Он также сообщил, что при создании ракеты будет взята верхняя водородная ступень ракеты-носителя «Ангара-А5В», а от перспективной ракеты среднего класса «Феникс» используют первую и вторую ступени.
«По сути, создается конструктор, из которого мы начнем моделировать тот или иной тип носителя. Все это делается для того, чтобы сократить сроки и стоимость», – отметил Солнцев.
О времени создания ракеты глава корпорации-разработчика ничего не сказал. Как писал в августе член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш, не исключено, что это удастся сделать за пять–семь лет, то есть примерно к 2021–2023 годам. Если сравнивать с аналогами, у США был опыт эксплуатации ракет класса «Сатурн-5», с помощью которых американские астронавты высаживались на поверхность Луны.
Однако и России есть чем похвастаться. В конце 1980-х годов создана сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» в рамках программы «Энергия – Буран», способная выводить на геостационарную орбиту 18 тонн груза. Это одна из мощнейших ракет в истории России. В 2016 году стало известно, что задел, сформированный в ходе разработки «Энергии», будет использован при создании новой РН.
Пилотируемый полет к спутнику Земли – перспектива все же долгосрочная. Но если несколько месяцев назад речь шла о 2035 годе, сейчас этот срок передвинулся на четыре года раньше.
Лунная обсерватория
Как считает академик, директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый, это не такие уж и нереальные планы. По его словам, речь идет не просто о высадке на Луне, а о проведении на ее поверхности комплекса исследований. Но для начала туда отправятся автоматические межпланетные станции в рамках миссий «Луна-25, -26, -27, -28».
«Эта работа может рассматриваться как подготовка пилотируемого полета к спутнику Земли. Уже сейчас наш институт совместно с НПО им. Лавочкина прорабатывает вопросы, связанные с задачами будущих космонавтов. И если высадка на Луне произойдет, мы планируем закрепиться там всерьез и надолго и не исключаем возможности создания там целой космической обсерватории. Луна – это идеальное место для исследований в области астрофизики и астрономии», – рассказал газете ВЗГЛЯД ученый.
«В любом случае мы уже будем исследовать другую Луну – ее полярные области. Согласно последним исследованиям, там обнаружено некое подобие вечной мерзлоты с водяным льдом», – добавил академик.
Лев Зеленый также предрек возобновление «лунной гонки» наподобие устроенной СССР и США в 1950–1970-х годах. Только в XXI веке количество игроков может быть гораздо больше. В частности, масштабная лунная программа есть у Китая.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин с этим не согласен. Он считает, что конкуренция в космосе, подобная той, что была между СССР и США, в наше время уже неплодотворна, и предпосылок к возвращению к ней пока нет.
«Никто сейчас не будет конкурировать. Во всех странах мира космос не находится в авангарде общественных интересов. Да, Илон Маск (американский изобретатель, глава частной космической корпорации SpaceX – прим. ВЗГЛЯД) вернул его на первые полосы газет, но это должно затянуться на десятилетия. Учитывая, что проекты настолько сложны и инвестиционно емки, здесь оптимально объединить ресурсы», – рассказал специалист газете ВЗГЛЯД.
По его мнению, России в одиночку будет крайне сложно осилить столь масштабные проекты, как полет на Луну. Поэтому к словам о высадке на Луне через 15 лет эксперт пока относится скептически.
Надувные модули
Впрочем, до отправки космонавтов на Луну РКК «Энергия» предложила оснастить Международную космическую станцию трансформируемым (надувным) модулем. Его планируется отправить к МКС в 2021 году.
Это весьма перспективный вид космических модулей. Впервые его опробовала частная американская компания Bigelow Aerospace в 2007 году, выведя на орбиту станции Genesis I и Genesis II. В конце мая этого года аналогичный модуль был развернут на МКС, и первым, кто побывал внутри, оказался российский космонавт Олег Скрипочка. Отличительной особенностью таких устройств является возможность кратного увеличения их размеров. Объем американского модуля составляет 16 кубометров после раскрытия.
Андрей Ионин эту точку зрения поддерживает, поскольку на базе таких капсул американский предприниматель Роберт Бигелоу как раз хотел развивать космический туризм.
«Такие технологии известны и перспективны. Нужно лишь их тщательнее оттестировать. Работы по созданию надувных модулей идут не только в России, но и в других странах», – отметил российский ученый.
По словам гендиректора РКК «Энергия» Владимира Солнцева, отечественный модуль будет почти в шесть раз больше аналога из США, его предназначение – хранение запасов и увеличение рабочих мест для научных исследований. В перспективе планируется использовать такие устройства для построения лунной базы и орбитальных станций.
«Сегодня мы выступили с инициативой построения «боевого» образца», – сказал Владимир Солнцев на конференции «Проблемы и перспективы экономического развития и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. РУДН и космос: 55 лет вместе».
Перспективы МКС и национальной орбитальной станции
Владимир Солнцев не уточнил, связаны ли новые узлы МКС с проектируемой российской национальной орбитальной станцией. Дело том, что в 2024 году МКС может прекратить свою работу, и на орбите останется только ее российский сегмент. Окончательное решение на международном уровне пока не принято. По словам Солнцева, пока в развитие отечественного сегмента МКС до 2024 года закладывается возможность его дальнейшего использования в качестве автономной российской станции после ухода МКС с орбиты.
Андрей Ионин объяснил, что будущее МКС зависит от стран – участниц проекта и он движется, по сути, по инерции.
«Два года назад были разговоры, что станцию надо закрыть, и я их поддерживал. В любом случае у нее есть свой срок жизни и значительное финансирование. Почему Россия и США не выходят из проекта? Потому что нет понимания, куда идти дальше. В Америке должны определиться с приоритетами развития космической отрасли. Они должны понять, отдают ли они космос в руки частного бизнеса с господдержкой или государство само возглавит этот процесс», – объяснил член-корреспондент Российской академии космонавтики.
«У России другая ситуация – ей нужно определиться, с кем кооперироваться в освоении космоса. Наилучшая перспектива, как мне кажется, это страны БРИКС. При реализации масштабных проектов размывается понятие национальной космонавтики – в силу непомерных затрат, которые ни одна страна мира, кроме США, потянуть не может», – добавил специалист.
Как известно из открытых источников, в 2018–2019 годах Россия отправит к МКС многофункциональный лабораторный модуль «Наука», узловой модуль «Причал» и научно-энергетический модуль. Собственно, они должны составить основу отечественной орбитальной станции. В 2025 году, как писала газета ВЗГЛЯД, к ней планируется присоединить трансформируемый и энергетический модули, создавать которые начнут в 2020–2021 годах.
Просторная «Федерация»
Также Владимир Солнцев рассказал о том, каким может быть будущий преемник «Союза» – космический корабль «Федерация», проектируемый РКК «Энергия». По словам топ-менеджера, объем корабля по сравнению с «Союзом» вырос в три раза. Он должен обеспечить возможность доставки людей к Луне, дальним планетам и возвращения на Землю.
Планируется, что первый полет «Федерация» совершит в беспилотном режиме в 2021 году, уже в 2023 году он может доставить космонавтов на МКС.
В создании «Федерации» Андрей Ионин не видит никаких технологических проблем.
«Здесь есть вопросы только организации и должного финансирования. Главное – избежать шараханий из одной сторону в другую. Задача решаема в перспективе пяти–шести лет. Просто не стоит менять концепции каждый год. Главный минус «Союза» – это то, что он небольшой. Здесь зависит от того, какую задачу вы решаете. Если есть большие задачи – такой корабль нужен, если нет – можно обойтись «Союзом». И есть еще один важный момент – мозги конструкторов не должны застаиваться», – считает эксперт.
Отметим, в Соединенных Штатах разрабатывается сразу несколько пилотируемых космических кораблей. После закрытия программы Space Shuttle в 2011 году американские астронавты летают на МКС российскими «Союзами». Скорее всего, продолжаться это будет до 2017–2019 годов. Аппараты одновременно разрабатывают такие компании, как SpaceX, Lockheed Martin, Boeing и Bigelow Aerospace.
«То, что ведется разработка такого количества кораблей, – это не от большого ума. В США идет борьба за ресурсы и, по сути, решаются те же задачи, что и у нас, с той лишь разницей, что там поддерживается конкуренция. Они вполне могут себе это позволить и технологически, и финансово. Лично мне кажется, NASA очень нравится, что Boeing и Lockheed борются с Илоном Маском своими силами. Для них это оптимальная конфигурация», – добавил Ионин.
Слабой стороной российской космонавтики ученый назвал системы микроэлектроники. Он отметил, что отставание в этом направлении идет еще со времен СССР. В то же время сильными сторонами отечественной космической отрасли являются ракетное двигателестроение, электрические ядерные двигательные установки и пилотируемые полеты.
Добавим, кроме России и США в космос на своих аппаратах летали китайские тайконавты. Также разработки пилотируемых кораблей ведутся Европейским космическим агентством и Японией.