Россия готовит ядерный двигатель для покорения космоса
В недавнем прошлом покорение космоса было прерогативой
избранных стран, способных создать высокоорганизованные производственные
цепочки на базе развитой промышленности и научных институтов. Однако
сегодня в космосе уже тесновато.
Орбитальная станция теперь, например, есть и у Китая. После 2030 года
китайцы хотят завести собственную лунную базу. К этому же времени на
спутнике Земли хотят обосноваться европейцы. Даже индусы и японцы строят
свои амбициозные планы по покорению космоса.
На орбите не протолкнуться — спутники запускают малазийцы, испанцы, индонезийцы и господа из Пакистана.
Но первопроходцев больше нет. Сегодня в кармане у каждого игрушка с
вычислительными возможностями суперкомпьютера из 80-х годов и цветной
фотокамерой с зумом, как у хорошего полевого бинокля, и создается
впечатление, что не так уж и сложно сконструировать автоматическую
двигающуюся платформу и с помощью технологий прошлого века запустить ее к
Марсу.
«Луноход-1» на спутнике Земли, «Марс-2» и «Викинг-1» на Красной
планете — это были прорывы 70-х годов XX столетия. Марсоход «Кьюриосити»
в 2016 году — это уже, простите, банальность. Уже почти четыре
десятилетия человечество топчется на месте, тщательно пережевывая
результаты смелых открытий прошлого.
Не от того ли, что нация первопроходцев и колонизаторов вынуждена
была на долгое время заняться наведением порядка в своих внутренних
пределах, отвернув свой взор от звездных сфер?
Электрический ракетный двигатель
Что интересно, если в лице России человечество все еще использует
химические ракетные двигатели, то в лице большинства других стран оно
даже не сумело их разработать, а в случае со Штатами даже разучилось их
строить. Технологическое развитие на планете, очевидно, неравномерно.
Меж тем химические ракетные двигатели безнадежно устарели. Если в
качестве способа вывода полезного груза на орбиту они себя хоть еще
как-то оправдывают, то человечество, устремляющееся хотя бы к Луне на
струе топлива, — это смешно.
А ведь давно уже изобретены разнообразные электрические ракетные
двигатели (ЭРД). Они, например, используются для корректировки орбиты
искусственных спутников. Их удельный импульс варьируется в широком
диапазоне от 10 до 210 км/с, в то время как удельный импульс химических
ракетных двигателей едва ли превышает значение в 4500 м/c. Также они
гораздо более экономичны в использовании топлива, чем ЭРД, однако имеют
чрезвычайно низкую тягу, что не позволяет их использовать, например, для
подъема большого количества полезной нагрузки с поверхности Земли. Зато
они отлично себя чувствуют в космосе.
Удовлетвори чудовищную потребность ЭРД в электричестве, и он потащит
тонны груза со скоростью, недоступной любой современной ракете. Однако, к
сожалению, виду того, что на орбиту пока не провели газопровода и там
нет залежей угля, для питания ЭРД используют солнечные батареи, весьма и
весьма ограниченные по мощности выработки электроэнергии.
Ядерный реактор
Для ЭРД отлично бы подошел ядерный реактор в качестве электростанции
по выработке электричества. Подобные устройства способны работать по
десятку лет без перезагрузки топливом и благодаря последним разработкам
получили изрядную автономность длительностью около года.
Никто еще не создавал мощной атомной установки достаточно малых габаритов, чтобы она сгодилась для работы в космосе.
Чтобы обеспечить высокую длительность службы при малых габаритах
рабочей зоны, пришлось бы использовать высокообогащенный уран, из-за
чего вырастет и температура эксплуатации — примерно до 1200 градусов
Цельсия, тогда как сталь плавится при 1500 градусах. Для работы при
таких температурах вода, которая используется в обычных реакторах, уже
не подходит. Тут нужен особый теплоноситель типа гелий-ксеноновой смеси,
а чтобы все это циркулировало, требуется особый материал, из которого
будут изготавливаться трубы, — молибденовый сплав.
Ну и сам реактор, естественно, на быстрых нейтронах.
Кстати, а кто у нас сейчас эксплуатирует реакторы на быстрых
нейтронах? В мире осталось всего четыре научно-исследовательских
реактора такого типа: два у России, один у Индии и еще один недавно мы
помогли построить Китаю. Промышленных реакторов и вовсе только два, и
оба у России. Остальные в США, Германии, Франции, Великобритании были
закрыты, и там к идее их реинкарнации больше не возвращались.
В России тоже шли споры и дискуссии на тему того, зачем нам сложные,
дорогие реакторы на быстрых нейтронах, если можно создавать обычные. Но
тот, кто отказывается от научных изысканий, отказывается от будущего:
главное преимущество быстрых реакторов в том, что топлива для них
человечеству хватит на тысячи и десятки тысяч лет.
Ядерная энергодвигательная установка
Вот так получается, что Россия обладает технологиями, необходимыми
для создания электрических ракетных двигателей — еще в Советском Союзе
конструировались и испытывались самые разнообразные из них. Также мы
умеем создавать компактные атомные установки, и мы лучше всех
разбираемся в ядерных реакторах на быстрых нейтронах. Да и к тому же
являемся одним из мировых лидеров в космической отрасли.
Но самое главное – у нас есть серьезная научная и промышленная база,
для того чтобы все эти технологии воплотить в готовом изделии.
И вы знаете, мы так и сделали: с 2009 года в России разрабатывается
ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ) мегаваттного класса.
Мегаваттный класс — это характеристика ее мощности. Мы помним, что
для развития электрическим ракетным двигателям нормальной тяги требуется
серьезное количество электроэнергии.
В ближайшее время отдельные части установки отправятся на МКС, чтобы
можно было провести испытания в реальных условиях космоса. В целом
работы планируется завершить в 2018 году.
За прошедшее время произошло немало событий. В 2009 году еще не было
событий на Болотной, в Чечне только отменили режим контртеррористической
операции, в Россию еще приезжал Обама, а Хиллари Клинтон была
госсекретарем, а мы начали создавать космический двигатель. Кто-то
бомбил Ливию, кто-то скакал на Майдане, террористы обзаводились
собственным государством, и начинались санкционные войны, а русские
среди всего этого хаоса, в своих институтах, несмотря ни на что, год за
годом конструировали космический двигатель, который еще понесет
человечество к Марсу.
Прорыв
Так ли уж важен этот ЯЭДУ?
Полет до Марса на химических ракетных двигателях теоретически
занимает полтора года в одну сторону. Обратно мы пока не можем вернуться
даже в теории. Но если мы решим проблему с возвращением, такой
трехлетний пилотируемый полет превратится в поход аргонавтов, только без
золотого руна, но зато с превозмоганием и прочим героизмом. Ядерная
энергодвигательная установка мегаваттного класса же в составе
соответствующего космического корабля позволяет обернуться примерно за
три месяца.
Она же может быть использована для создания космического буксира,
который будет способен возить грузы и людей с лунной орбиты на земную,
причем не по трое суток, как на химических ракетных двигателях, а за 7–8
часов, словно из Санкт-Петербурга до Москвы на поезде.
ЯЭДУ найдется место и у Земли — чистить орбиты от космического
мусора. Это, между прочим, прозаичная, но весьма серьезная в деле
покорения космоса проблема.
Вперёд к звездам!
Понятно, что ядерная энергодвигательная установка — это только
двигатель. К нему необходим еще космический корабль, создание которого
требует не только применения разнообразных высоких технологий, но и
очень и очень серьезных капиталовложений.
Хорошая задача для России и стран БРИКС, не правда ли? Источник: agitpro.su.
Рейтинг публикации:
|