Не так давно к одной из моих статье о космосея получил комментарий, в котором выражалось сожаление, дескать, давно не слышно ничего о нашем Роскосмосе.
Действительно, на Луну мы завтра не высаживаемся и отбор колонистов на другие планеты не начался, как и мобилизации в космодесант, к счастью, пожалуй. Но это не значит, что ничего не происходит.
Будущие ослепительные, как восход солнца на орбите, прорывы куются уже сейчас. Но коль эта кропотливая работа остается незамеченной, предлагаю присмотреться к ней внимательнее.
Космодром Восточный
Ну, во-первых, 28 апреля состоялся первый запуск с космодрома «Восточный». С 2012 года мы его строили и вот построили. Работы еще, конечно, много. Судя по тому, что стоимость возведенной инфраструктуры составляет 84 млрд рублей, а всего на космодром планируют потратить 300 млрд рублей, то работы впереди море.
Однако выплеснувшееся из сопел пламя и устремившаяся в зенит ракета-носитель Союз-2.1а положили начало эксплуатации космодрома. Значит, все было не напрасно, не зря.
Об этом все знают. Однако не все помнят что блок выведения «Волга» оставил на орбите — три спутника: «Михайло Ломоносов», «СамСат-218», «Аист-2Д».
СамСат-218 — типичный представитель формата Кубсат (объем в литр, масса около 1 килограмма). Произведен и разработан Самарским Университетом. СамСат-218 кружит на орбите, в его работе были какие-то проблемы, но их вроде решили.
Аист-2Д — уже спутник малого формата (весом до 1 тонны) тоже разработанный и собранный студентами, аспирантами и учеными Самарского университета.
На обоих спутниках установлена научная аппаратура «Контакт». Интересно должно быть работать в университете, который запускает спутники. Но он такой в стране не один.
«Михайло Ломоносов»
МГУ
планирует создать целый флот на орбите.
Там уже находятся «Татьяна-1» и «Татьяна-2».
А спутник «Михайло Ломоносов» станет
флагманом этого формирующегося флота. И
вот, 19 мая спутник передал первые данные
с фотосъемкой. Ну,
спутник и что? Еще одним больше, другим
меньше.
Однако
не все так просто. Кроме прочего, «Михайло
Ломоносов» занимается отслеживанием
и изучением космического мусора на
орбите. Он
положит начало созданию системы
оповещения астероидной опасности. А
это уже несколько интереснее, чем просто
очередной спутник на орбите. Кроме
этого, камеры с аппарата войдут в состав
системы роботизированных телескопов
МГУ «Мастер», дополнив их наземную
группировку глазастым партнером на
орбите.
Феникс
Мы таки будем строить новый ракета-носитель среднего класса. Информация о подготовке технического задания появлялась еще в конце 2015 году, в частности здесь.
Однако,
было непонятно, выживет ли проект после
урезания бюджета Роскосмоса и зайдут
ли вообще работы дальше бумаги.
Но в этом месяце Игорь Комаров поторопил разработчиков ракеты, что однозначноговорит — Феникс нужен стране.
У
нас есть отличное семейство ракет
носителей «Союз-2». Однако, своими корнями
семейство уходит к временам работы
гениального Королева. Старая, хорошая,
надежная серия, которая активно
модернизируется и перестраивается
последний десяток лет.
Но всем приходит время уйти на покой. В будущем именно Феникс придет на смену Союзам. Разрабатывать новое детище будет ракетно-космический центр «Прогресс» — отец легендарных Союзов.
Что из себя будет представлять Феникс?
Это двухступенчатый ракета-носитель тандемной схемы. Топливо — сжиженный газ плюс кислород — интересная, экологически безопасная смесь. Полезная нагрузка при выводе на низкую орбиту около 9 тонн. В проект пойдут наработки по ракете-носителе «Русь-М».
Создать ракету планируется к 2025 году. Итого, что мы получим к тому времени.
Модульную Ангару, мы уже заканчиваем. Она способна поднять на низкую орбиту грузы весом от 1,5 тонны, до 35 тонн, в зависимости от комплектации. То есть у нас здесь окучены классы от легкого до тяжелого.
Феникс (рабочее название, кстати, готовое изделие получит название одной из Сибирских рек) будет страховать Ангару на тот случай, если с ней случится беда и придется откладывать запуск на неопределенный срок до выяснения причин.
Но
не в этом будущее Феникса. Если
Ангара станет универсальной рабочей
лошадкой, то у Фенекса путь дальше — к
ракете сверхтяжелого класса. Именно
он будет использоваться в качестве
первой ступени для полета на луну.
Режим экономии диктует свои правила — мы учимся не разбрасываться наработками и создавать проекты с оглядкой в будущее.
Центр подготовки кадров
А кадры, мы знаем — решают все.
Как известно, Ангара, о которой выше я уже упоминал, переехала в Омск, где налажено ее производство, а позднее будет организованно массовое производство. Выход на запланированные мощности в 100 ракетных модулей в год потребует полторы тысячи высококлассных специалистов для производственного объединения «Полёт».
Об этом, нужно заботиться уже сейчас. Для чего и создается в Омске центр подготовки космических инженеров, кафедры которого будут развернуты прям на заводах. Как ожидается, он позволит готовить специалистов «принципиально нового уровня», что бы это ни значило.
19 числа Роскосмос перевел первый транш в объеме 57 миллионов рублей для организации центра. Именно из Омского центра инженеры спецы будут разъезжаться по всей стране, оседая в комфортабельных квартирах города Циолковский у космодрома Восточный, при разнообразных НИИ страны и заводах.
А чтобы инженерам было интересно остаться работать в Омске на ПО «Полет», будут реализованы различные программы поддержки молодых специалистов — подъемные там, жилье и пр.
Кстати, в Омских школах скоро начнут преподавать английский с техническим уклоном. Хорошие инженеры готовятся со школьной доски.
«Ничего не происходит»
Плохо в России учиться... на юридическом или экономическом факультете какого-нибудь коммерческого ВУЗа среди толпы таких же бездарей, потягивая "пивасик" после пар.
И работать потом менеджером по продажам или продавцом-консультантом тоже плохо. Нет в России перспектив, нет. С жильем вот тоже туго.
А учиться в университете, разрабатывая с профессорами космический спутник — это все, вероятно, не из нашей реальности. И работать потом, собирая ракеты, когда о тебе печется и государство и предприятие — это тоже где-то в другой стране происходит, да?
Нет, всё здесь, всё в России. Только для этого нужны мозги и учится со школьной скамьи, гоняя мяч после уроков, а не вместо. И тогда окажется что есть и перспективы и направления и жилищный вопрос не такой уж и сложный и зарплаты достойные и работа интересная.
Так же и в Роскосмосе, для одних может ничего не происходить — ну запустили космодром, ну и что? Пять лет строят же, давно пора. Ну спутник, ну передает там что-то. Ну будет ракета Феникс, не достроили же еще. А центр подготовки вообще только на бумаге еще — разворуют все ж только и всего. Ничего не происходит — болото.
А для других, все эти больше и маленькие успехи — повод для радости. Из них, складывается наша общая, русская победа.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 862
Рейтинг поста:
Другой русский учёный-изобретатель – Сергей Сергеевич Неждановский – впервые пришёл к мысли создания реактивного летательного аппарата в июне 1880 года, о чём свидетельствует запись в его рабочей тетради." http://www.jsulib.ru/Lib/Articles/004/118/
Станислав Николаевич Славин
"Космическая битва империй. От Пенемюнде до Плесецка"
Тамже: "СЕКРЕТЫ ПОЛИШИНЕЛЯ. Уже потом, когда наша попытка опередить американцев явно провалилась, когда весь мир смотрел прямую трансляцию высадки американцев, советская пропаганда сделала довольно неуклюжую попытку доказать прежде всего гражданами Страны Советов, что мы не полетели на Луну потому, что мёртвый спутник нашей планеты нас особо не интересовал. Поэтому, дескать, советские специалисты ограничились лишь посылкой туда автоматов и пары луноходов.
На самом деле всё это, мягко говоря, не соответствует действительности. На деле события разворачивались совсем по другому сценарию.
После гибели Ю.А. Гагарина командиром отряда космонавтов стал В.Ф. Быковский. А ещё спустя некоторое время его и других космонавтов – А. Леонова, Н. Рукавишникова, В. Кубасова, П. Поповича и В. Севастьянова – рекомендовали для участия в подготовке по программе Л-1. Или, говоря попросту, они начали готовиться к полёту на Луну. И, забегая вперёд, скажу, что космонавты свою часть задачи практически полностью выполнили. Но полёт так и не состоялся. Почему?
О том, как развивались события дальше, впервые я узнал от одного из непосредственных участников этой эпопеи В.Н. Пикуля. В описываемый период он был главным инженером производства, занимавшегося двигателями для лунной ракеты. Ему и слово.
«На проходившей, если мне не изменяет память, в 1975 году в Москве Международной книжной ярмарке произошла тихая сенсация, – рассказывал он. – Дело в том, что среди многих книг в американской экспозиции была выставлена энциклопедия К. Гэтланда «Космическая техника». Этот богато иллюстрированный том и произвёл в некоторых научно-технических кругах нашей страны эффект разорвавшейся бомбы…»
А всё дело в том, что на страницах книги рядом с американским носителем «Сатурн-5», выводившим на лунную орбиту корабли типа «Аполлон», была помещена фотография советской лунной ракеты Н1. Той самой, разработка которой считалась одним из величайших секретов отечественной космической отрасли.
Жизнь, таким образом, в очередной раз доказала, что шила в мешке не утаишь. В 60–70-е годы гигантскую сигару Н1 несколько раз вывозили на стартовые позиции Байконура. Этого оказалось достаточно, чтобы ракету сфотографировали вездесущие спутники, а специалисты НАСА по снимкам определили возможное назначение носителя. Остаётся лишь загадкой, почему про эту ракету столько лет ничего не писали в советской печати. Впрочем, загадка ли? Нет, ещё со времён Сталина живуча у нас привычка к засекреченности, хотя сплошь и рядом всё это секреты Полишинеля.
Ракету Н1 можно назвать «последней любовью» С.П. Королёва. Главный конструктор мечтал не только о завоевании человеком околоземного пространства, но и о полётах к другим планетам."
Геосинхронный космический лифт Юрия Арцутанова
Космическое ожерелье Полякова
Несинхронный лифт Арцутанова
Лунные лифты
«Общепланетное транспортное средство» (ОТС).("Его выдвинул и обосновал инженер Анатолий Юницкий из Гомеля.")
My Webpage
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Перспективная лунная пилотируемая программа России, прорабатываемая в ЦНИИмаш, предусматривает облет и высадку космонавтов на поверхность Луны и их доставку в точку либрации системы Земля - Луна
МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. Россия планирует с 2025 года проводить ежегодно один-два запуска пилотируемого корабля "Федерация" к Луне, сообщили в субботу ТАСС в головном научном институте госкорпорации "Роскосмос" ЦНИИмаш.
"После 2025 года предполагается осуществление запусков пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП) по программе освоения Луны, в рамках которой планируется до 2040 года проведение одного-двух запусков ПТК НП в год", - сказали в Институте.
Перспективная лунная пилотируемая программа России, прорабатываемая в Институте, предусматривает облет и высадку космонавтов на поверхность Луны, а также доставку их в точку либрации системы Земля - Луна (точка равновесия гравитационных сил двух небесных тел - прим. ТАСС).
В ЦНИИмаш напомнили, что испытания нового корабля начнутся в 2021 году беспилотным запуском с космодрома Восточный. В 2023 году предусмотрены два старта корабля - в беспилотном и пилотируемом режимах. Для запуска предполагается использовать ракету-носитель "Ангара-А5В" повышенной грузоподъемности.
"Использование ракеты-носителя "Ангара-А5В" в условиях сокращенного финансирования позволит реализовать начальный этап решения задач Лунной пилотируемой программы, в том числе для облета Луны в беспилотном и пилотируемом режимах ПТК НП с отработкой входа в атмосферу Земли со второй космической скоростью (скорость возвращения после полета на Луну - прим. ТАСС)", - сказали в Институте.
Ранее сообщалось, что для завершения летных испытаний "Федерации" потребуется провести четыре успешных полета корабля, в том числе не менее двух в пилотируемом режиме, включая один с облетом Луны.
Космический корабль разработки РКК "Энергия" предназначен для доставки людей и грузов к Луне и на орбитальные станции, находящиеся на околоземной орбите. Численность экипажа составит от четырех до шести человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции - до 1 года.
Как ранее сообщил генконструктор РКК "Энергия" Евгений Микрин, летом этого года начнется разработка программного обеспечения и изготовление "железа" для корабля.
https://cont.ws/post/280846
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
"Техника-молодежи" 1948 г, №11, с.7-8
Б. ЛЯПУНОВ