» » » «Ломоносов»: на пороге открытий

«Ломоносов»: на пороге открытий

26-02-2016, 10:09 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 827)

«Ломоносов»: на пороге открытий

В монтажно-испытательном комплексе «Корпорации «ВНИИЭМ» журналистам представили научный спутник «Ломоносов». Спутник, созданный учёными МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами «ВНИИЭМ» предназначен для исследования экстремальных космических явлений в атмосфере Земли, ближнем космосе и Вселенной.

Реализация научно-образовательного проекта «Ломоносов» будет более крупным космическим проектом МГУ по сравнению с предыдущими спутниками «Татьяна» и «Татьяна-2». В 2011 г. будет отмечался 300-летний юбилей замечательного русского ученого, много сделавшего для развития российской науки и для становления нашего университета. МГУ носит имя М.В.Ломоносова. Поэтому имя М.В.Ломоносова «на борту» спутника – память и дань уважения этому выдающемуся ученому.

Размышляя о целях будущих экспериментов на этом спутнике, ученые пришли к выводу, что исследования экстремальных физических явлений в атмосфере Земли, ближнем космосе и во Вселенной как нельзя лучше подойдет именно для этого проекта. Они актуальны для современной фундаментальной космической физики и астрофизики. Кроме этого, одним из замечательных научных результатов М.В.Ломоносова были работы по атмосферному электричеству и атмосферным свечениям – полярным сияниям. Эти проблемы занимают умы ученых и по сей день.

Рис.1. Зарисовка из книги М.В. Ломоносова.

Запуск спутника «Михайло Ломоносов» безусловно внесет значительный вклад в развитие человеческого знания в область физики, исследования которые начал еще М.В. Ломоносов (исследования природы молний и т.д.).

Спутник "Ломоносов" будет исследовать взрывы сверхновых и молнии, регистрировать метеоры

Первоначально его запуск был запланирован на март 2016 года, однако наиболее вероятным сроком запуска называют апрель, отметил участвовавший в презентации ректор МГУ Виктор Садовничий.

Космический спутник Московского государственного университета "Михайло Ломоносов" оснащен аппаратурой, которая позволит изучать вспышки сверхновых звезд, разряды молний в верхних слоях атмосферы Земли, а также регистрировать метеоры и космический мусор, сообщил сегодня на презентации спутника в Москве начальник отдела НИИЯФ МГУ, главный конструктор по научной аппаратуре Иван Яшин.

"Та часть аппаратуры, которая смотрит от Земли, она направлена на исследования взрывных процессов, которые происходит во Вселенной и связаны с максимальным энерговыделением. Это процессы, связанные со взрывом звезд, буквально, взрывом сверхновых. Уникальность аппаратуры в этом направлении связана с тем, что впервые будет поставлена аппаратура, которая одновременно регистрирует данные процессы в широком диапазоне электромагнитного спектра", - сказал Яшин.

Эксперт уточнил, что на спутнике установлены гамма- детекторы, оптические и ультрафиолетовые детекторы, которые будут регистрировать процессы, связанные со взрывом сверхновых.

"Есть аппаратура, направленная на Землю. Это аппаратура, которая будет исследовать молниевые разряды в верхних слоях атмосферы Земли. И одновременно она же регистрирует оптические свечения в атмосфере Земли, вызываемые прохождением через нее частиц света высоких энергий. Это те частицы, которые порождаются в ходе взрывных процессов во Вселенной", - сообщил Яшин.

Главный конструктор отметил, что исследователи будут следит не за обычными молниями, а стратосферными разрядами, которые происходят между верхними слоями атмосферы и стратосферы.

"Параллельно, так как мы регистрирует оптические процессы, будут еще регистрироваться метеоры и космический мусор", - сказал Яшин.

Спутник был разработан за 36 месяцев. Первоначально его запуск был запланирован на март 2016 года, однако наиболее вероятным сроком запуска называют апрель, отметил участвовавший в презентации ректор МГУ Виктор Садовничий.

ТАСС