Пока либеральная общественность с придыханием наблюдает за
многочисленными сомнительными космическими проектами США, Роскосмос
решил создать собственную многоразовую ракету-носитель, чтобы закрепить своё лидерство перед конкурентами.
У
первой ступени новой ракеты планируют создать сразу несколько
механизмов спасения, включая ракетодинамический, парашютно-реактивный и
крылатый. Первая ступень новой ракеты будет специальной формы, которая
позволит ей снижать скорость при приземлении, дополнительную помощь при
торможении окажут специальные крылья и двигатели обратной тяги.
Сроки
создания, характеристики и предварительная стоимость будут оценены
после подготовки окончательного варианта проекта и испытании прототипа
на лётном демонстраторе.
Напомню, что ещё со времён СССР у России
остались определённые наработки по созданию многоразовых космических
кораблей. Планировалось, что первая ступень советского шаттла «Буран»
будет спускаться при помощи парашютов и специальных твердотопливных
двигателей. К сожалению, технологию так не разу и не испытали из-за
распада Советского Союза и сворачивания проекта.
В 2003 году ЦНИИ
им. Хруничева представил полноразмерный макет многоразового ракетного
блока «Байкал» для первой ступени ракеты «Ангара». По мысли создателей
первая ступень должна была возвращаться на землю по принципу самолёта.
Наконец
в 2013 году в России разрабатывалась многоразовая тяжёлая ракетная
система для выведения на околоземную орбиту «космических грузовиков».
Однако подсчёты показали, что при существующем грузопотоке использование
многоразовой ракеты обходится дороже в 1,7 раза, поэтому было принято
решение отложить строительство прототипа на перспективу.
И вот,
похоже, время для реализации проекта пришло. Российской космической
отрасли необходимо наглядно показать своё лидерство на мировом рынке,
поэтому будет создан проект, который похоронит проекты условно частных
американских компаний. Планы мирового сообщества по освоению Луны и
Марса, а также добыче полезных ископаемых в космосе, наверняка, повысит
спрос на доставку полезных грузов на орбиту, а это в свою очередь
повысит целесообразность использования многоразовых космических
кораблей.
Пока Space X и Blue Origin топчутся на месте, однако,
кто знает, к чему приведут их эксперименты в будущем. России важно
сыграть на опережение. Закрепление в качестве основного космического
грузоперевозчика и основного производителя космических кораблей в эпоху
активного освоения Солнечной системы дополнительно подстегнёт развитие
технологий в России, а также наполнит казну дополнительными миллиардами
рублей. А позже, глядишь, и русские яблони на Марсе расцветут. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Головной научный институт "Роскосмоса" ЦНИИмаш сомневается в экономической эффективности применения многоразовых ракет-носителей, таких как Falcon 9 от SpaceX. Об сообщили в понедельник ТАСС в институте.
"Экономическая целесообразность применения многоразовых ракет-носителей не столь очевидна. В первую очередь, она будет определяться частотой их запуска. В настоящее время трудно прогнозировать изменение рынка пусковых услуг в результате появления многоразовых ракет-носителей. Их разработчикам еще предстоит показать реальные затраты на производство и подготовку к повторному использованию многоразовых ступеней. И как свидетельствует опыт эксплуатации системы Space Shuttle, реальные экономические показатели оказываются далеки от ожидаемых", - сказал представитель ЦНИИмаш.
По расчетам института, ракета-носитель Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью может отобрать часть коммерческих заказов у российской ракеты-носителя среднего класса "Союз" в том случае, если затраты на подготовку к повторному использованию первой ступени у американской ракеты не будут превышать 5-8% от стоимости производства новой первой ступени.
"С учетом ожидаемых затрат на повторное использование спасенных ступеней, оперативной необходимости перехода к широкомасштабному внедрению спасаемых первых ступеней взамен одноразовых в настоящее время нет", - считают в ЦНИИмаш.
Представитель Института напомнил, что вопрос о стоимости многоразовых космических систем поднимается не в первый раз. Так, по его словам, при разработке "шаттлов" предполагалось, что челноки будут совершать до 50 полетов в год, доставляя на низкую околоземную орбиту не менее 800 тонн полезной нагрузки и возвращая на Землю около 400 тонн грузов. Стоимость выведения в ценах конца 1960-х годов должна была составить не более 250 долларов за килограмм груза. Однако с начала эксплуатации "шаттлов" совершалось в среднем шесть-семь полетов в год, и к концу срока службы кораблей затраты на выведение килограмма груза на орбиту достигали 44 тысяч долларов - в десять раз больше, чем если бы при этом использовались ракеты-носители "Протон-М".
При этом недавно гендиректор "Роскосмоса" Игорь Комаров отмечал, что стоимость запуска "Протона-М" снизилась с 90-100 млн долларов до 70 млн, соответственно, уменьшилась и цена выведения на орбиту килограмма груза.
В ЦНИИмаш полагают, что для реализации всех преимуществ многоразовых транспортных космических систем необходима программа, которая потребовала бы в разы увеличить поток грузов на околоземную орбиту. В такой роли могла бы выступить масштабная программа освоения Луны с постоянно действующей лунной базой или пилотируемая экспедиция на Марс. "Широкомасштабные работы по лунной и марсианской программам в текущем проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы не планируются", - напомнили в институте.
При этом в ЦНИИмаш внимательно следят за работами по созданию многоразовых первых ступеней ракет-носителей и высоко оценивают достижения американских компаний Blue Origin и SpaceX, сумевших посадить свои ракеты после старта, отметили в институте.
ЦНИИмаш: Россия разработает собственную многоразовую ракету-носитель
Госкорпорация "Роскосмос" разработает собственную многоразовую ракету-носитель, чтобы обеспечить конкурентоспособность России на космическом рынке. Об этом сообщили ТАСС в ЦНИИмаш - головном научном институте "Роскосмоса".
"Для обеспечения конкурентоспособности России на международной арене в области многоразовых средств выведения в "Федеральной космической программе на 2016-2025 годы" в рамках составной части научно-исследовательской работы "Авангард"/"Флагман" запланирован, с привлечением головных конструкторских бюро отрасли, выпуск системного проекта по космическому ракетному комплексу, включающему ракету-носитель с многоразовой первой ступенью и различными схемами ее спасения: ракетодинамической, парашютно-реактивной и крылатой", - сказал представитель ЦНИИмаш.
По итогам разработки системного проекта, пояснил собеседник агентства, специалисты оценят возможность достижения многоразовой ракетой необходимых характеристик, сроки ее создания и стоимость. После получения этих данных "будет определен порядок дальнейших работ", включая "натурную отработку технологий спасения первой ступени с использованием летного демонстратора - перспективной ракеты-носителя сверхлегкого класса", уточнил представитель института.