Менее недели назад через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» был зафиксирован первый экстренный вызов, что позволяет сказать о начале ее эксплуатации.
В
интернете нередко можно наткнуться на либеральные агитки вида «зачем
этот «ГЛОНАСС», когда есть GPS» или «ГЛОНАСС» – наш позор». И вот
наглядное опровержение. Конечно, «ГЛОНАСС» важен в первую очередь в
военном плане: позиционирование объектов при помощи GPS, контролируемых
США, «несколько» ненадежно. Вот сейчас, например, утилизируем в Сирии бомбы ещё советского производства, и понятно, что в этом процессе можем
доверять лишь своей же информации: малейший сбой — и бомбы упадут на
мирное население.
Россия сейчас преодолевает привычку XX века
«делать военное хорошо, а в гражданское пользование не запускать»,
поэтому «ГЛОНАСС» приобретает важное значение и для обычной, гражданской
жизни.
Вообще-то агитки в стиле «ерунда этот ваш «ГЛОНАСС»»
разбиваются о факт: системами глобального геопозиционирования обладают
лишь США и Россия. Системы Китая и Европы пока ещё не работают
полноценно и по всему земному шару.
То есть «ГЛОНАСС» — это более
эксклюзивная разработка, чем ядерное оружие, которое есть много у кого.
И, разумеется, уровень технологий как в плане электронной навигации, так
и для запуска спутников на орбиту должен быть соответствующим.
Вернемся к работе системы «ЭРА-ГЛОНАСС»:
«В
субботу, 23 января 2016 г., система автоматического оповещения служб
экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на
дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС" зарегистрировала первый вызов. ДТП произошло в
Южном Федеральном округе (ЮФО РФ)».
«ЭРА-ГЛОНАСС»
– это система автоматического оповещения служб экстренного реагирования
при авариях на дорогах, которая включает в себя
навигационно-информационную платформу, сеть передачи данных и сеть
связи. В конце 2015 года систему монтировали в Севастополе и Крыму, в
остальных 83 субъектах Федерации она уже работала. Так что, по идее,
сейчас должна охватывать всю страну на территориях, где работает сотовая
связь.
Принцип работы системы достаточно прост: датчики,
реагирующие на перегрузки, возникающие при аварии (упрощенно: аналогично
действуют подушки безопасности), срабатывают и посылают сигнал,
содержащий координаты происшествия, время и идентификационный номер
автомобиля. Конечно, вызов можно осуществить и в ручном режиме нажатием
на «красную кнопку» – в этом случае оператор в голосовом режиме
(предусматривается также СМС-сообщения) запросит подтверждение и уточнит
ситуацию.
Сигнал о бедствии передается через сети сотовой связи и
имеет приоритетный статус прохождения. В дальнейшем на территориях, не
охваченных сотовой связью (Россия – она большая и местами слабо
заселенная), будет возможным добавить к устройству блок спутниковой
связи, что позволит работать в любом месте РФ.
Немаловажно наличие
предварительных договоренностей о сертификации и стандартизации системы
с другими странами: в перспективе такая система аварийного оповещения
должна стать мировой.
Хотя об этом не пишется, но очевидна ещё
одна возможность гражданского применения такой системы: ее легко
преобразовать в противоугонную, отслеживающую перемещение автомобиля (но
для этого придется передавать сигнал непрерывно).
В дальнейшем
возможны и другие системы, основанные на «ГЛОНАСС» и полезные для
гражданских целей. Кратко посмотрим на «ГЛОНАСС» как таковой.
Разрабатываться система «ГЛОНАСС» начала еще в Советском Союзе,
с 1979 года, а первый спутник системы был запущен на орбиту в 1982
году. Далее понятно: перестройка и переход к компрадорскому капитализму
90-х, в результате чего была прекращена работа над многими прорывными
технологиями (достаточно вспомнить «Буран» и экранопланы), включая
«ГЛОНАСС».
Сейчас же развитие системы идет уверенными темпами, более того – в ближайшем будущем, в течение двух лет, планируется перевести «ГЛОНАСС» полностью на электронику российского производства (вероятно, в плане нового оборудования).
Дмитрий Рогозин рассказывает:
«В
новых космических аппаратах также предусмотрено и увеличение
навигационных сигналов, что позволит в результате планового замещения
группировки к 2020 году выйти на точность сигнала до 1 метра, что
является абсолютно конкурентной позицией с GPS. Если говорить про то,
что происходит на Земле, то у нас "ГЛОНАСС" даёт стопроцентное
навигационное покрытие всей территории Земли. … 2,5 миллиарда устройств в
мире уже сейчас получают сигнал "ГЛОНАСС". То есть, уже продвинулись
неплохо, и в целом мы рассчитываем на то, что 40 % мирового рынка мы
можем закрыть своей системой».
Показательно: пока
либералы осмеивали отечественную систему спутниковой навигации – мол,
какие большие у нее приемники по сравнению с айфонами, – китайцы заинтересовались сотрудничеством.
Дело в том, что наши спутники обеспечивают высокую точность
позиционирования в высоких широтах (причем обоих полушарий), а китайская
система «Бейдоу» – в низких широтах. Таким образом, их объединение
позволяет получить высокую точность по всему миру, при этом не используя
американскую GPS.
Кстати говоря, на этом примере виден разный
подход к мироустройству. Американцы желают монополии, чтобы все
использовали GPS, данные которой при желании Вашингтон может
«подправить». Показательно, что Штаты отказались дать разрешение на установку на своей территории наземных станций
дифференциальной коррекции «ГЛОНАСС», необходимых для более точного
позиционирования.
Россия же продвигает концепцию многополярного
мира, поэтому приветствует объединение спутников разных стран, что
полезно всем, кто направлен на взаимовыгодное сотрудничество: экономия
существенная, а точность определения координат повышается.
Более
того, увеличивается и безопасность: если в каждый момент времени и в
каждом месте можно будет получать данные от пары десятков спутников, то
владельцы одной системы просто не смогут исказить данные «нужным
образом», поскольку расхождение будет очевидным, и это сразу отловится
программным обеспечением.
Так что Россия – за возможность общего
использования спутников, хотя можем справиться и сами. Мы, если очень
надо, можем справиться и вообще без спутников: «отсталая» Россия разработала навигационную систему БИНС-2015, которая способна определять координаты воздушного судна полностью автономно.
Борис Степнов