» » » Ученые выяснили, как на самом деле возникли гигантские каналы на Марсе

Ученые выяснили, как на самом деле возникли гигантские каналы на Марсе

13-09-2015, 08:17 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 406)

Ученые выяснили, как на самом деле возникли гигантские каналы на Марсе

Знаменитые марсианские каналы оказались не продуктом таяния полярных шапок красной планеты, а следами последних останков вод океанов Марса, "вмороженных" в осадочные породы в далеком прошлом и растопленных в ходе извержений вулканов 3,2 миллиарда лет назад.

МОСКВА, 11 сен – РИА Новости. Сети гигантских каньонов на Марсе, которые астрономы 19 века ошибочно считали "каналами марсиан", были порождены гигантскими подземными реками, возникшими 3,2 миллиарда лет назад в результате таяния последних остатков океана Марса в самых глубоких каньонах на его дне, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Мы выяснили, что осадочные породы, накапливавшиеся на дне океанов Марса в самые ранние этапы их существования, могли похоронить под собой огромные запасы воды с поверхности планеты. Это событие само по себе могло послужить причиной того, почему Марс превратился в ледяную пустыню. Возможно, что в этих отложениях, часть из которых сейчас выходит на поверхность, сохранились следы среды, способной поддерживать жизнь", — заявил Алексис Родригез (Alexis Rodriguez) из Планетологического института в Тусоне (США).

Как объясняет Родригез, последние несколько десятилетий ученые считали, опираясь на данные, собранные космическими аппаратами из серии "Викинг", что знаменитые каналы на поверхности Марса возникли в результате таяния южной полярной шапки красной планеты и появления временных рек, чьи русла прочертили сеть из множества глубоких и широких каньонов на ее поверхности.

Авторы статьи усомнились в этом, так как многие каналы расположены далеко от южного полюса, и их узор в некоторых местах совершенно не соответствует тому, как должна была течь вода после таяния полярной шапки. Кроме того, большое количество каналов присутствует в северном полушарии Марса, на очень большом расстоянии от южного полюса.

Родригез и его коллеги попытались найти ответ на эту загадку, изучая снимки каналов на северной равнине Хриса, в долинах Маринера и некоторых других регионах Марса, которые были изучены при помощи зонда MRO.

Изучив структуру каналов, их расположение, количество и устройство кратеров рядом с ними, геологи раскрыли две необычных вещи. Во-первых, каналы на разных равнинах происходили из разных источников и не были связаны между собой. Во-вторых, они были расположены в окрестностях тех частей равнин, которые в далеком прошлом представляли собой дно океана.

Это натолкнуло ученых на мысль, что в самых глубоких слоях пород, скопившихся на дне океана, может таиться замерзшая вода, попавшая туда в далеком прошлом, когда на Марсе было тепло и у него была плотная атмосфера.

Ученые проверили эту идею, изучив структуру кратеров в окрестностях подобных впадин. Как оказалось, вокруг них содержится множество подобных выбоин, практически полностью заполненных реголитом и прочими осадочными породами. Это говорит в пользу того, что марсианские равнины действительно содержат в себе огромное количество осадочных океанических пород.

Эти породы, судя по возрасту кратеров, начали скапливаться на дне океанов Марса примерно 3,65 миллиарда лет назад. Вскоре после этого океаны или испарились в космос, или "утекли" в эти заполненные камнем ущелья, и Марс приобрел почти современный вид.

Примерно через 450 миллионов лет часть этих запасов воды, благодаря вспышке геологической активности и серии извержений вулканов в разных уголках Марса, растаяла и образовала подземные реки, которые постепенно поднимались к поверхности, где вода испарялась или превращалась в лет.

Общий объем воды, которая заполняла эти реки за все время их недолгого существования, было очень большим – он в 12 раз превышал то количество влаги, которое сегодня содержится в озере Байкал, самом объемном пресноводном водоеме Земли. Течение этих рек и исчезновение больших запасов льда из этих подземных хранилищ как раз было тем, что породило знаменитые каналы "марсиан", заключают ученые.

РЕДКИЙ СНИМОК МАРСИАНСКОГО ЮЖНОГО ПОЛЮСА

Каких только снимков Марса мы с вами не видели! Но кадр, который был сделан в феврале этого года космическим аппаратом Mars Express, просто не может оставить зрителя равнодушным. Европейское космическое агентство опубликовало фотографию Красной планеты, на которой отчётливо видна снежная шапка её Южного полюса.

Удивительно, насколько масса из замёрзшей воды и диоксида углерода контрастирует с красными марсианскими дюнами. Фото было сделано при помощи стереоскопической камеры высокого разрешения 25 февраля 2015 года, но опубликовали его лишь 10 сентября. Разрешение этого снимка равно 1 километру на пиксель в ближайшей к поверхности точке.

#фото дня | Редкий снимок марсианского Южного полюса

Ледяная шапка Марса изменяет свою форму и размер в зависимости от сезона. Данное фото было сделано в летний период Красной планеты, но во время зимы ледяная область значительно разрастается и покрывает огромную территорию», — объясняют специалисты Европейского космического агентства.