Почему проекты перспективных ракет «Феникс» и «Союз-5.1» должны остаться на бумаге.
Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» начнет разработку ракеты-носителя (РН) «Феникс» в 2018 году. Об этом 24 августа на Евразийском аэрокосмическом конгрессе заявил генеральный директор РКЦ Александр Кирилин.
Кирилин также подтвердил, что РКЦ «Прогресс» представит эскизный проект ракеты «Союз-5.1» в этом году. Работы по созданию этого носителя предприятие ведет в инициативном порядке. «В создании этой ракеты мы идем с опережением, в этом году у нас будет готов эскизный проект», — сказал Кирилин.
Ожидается, что «Союз-5.1» с течением времени заменит носители «Союз-2». Стоимость пуска этой ракеты оценивается в 50 млн. долларов. Он будет способен выводить на околоземную орбиту до девяти тонн полезной нагрузки (ПН) и конкурировать с американским Falcon компании SpaceX.
Отметим, что в апреле 2015 года стало известно, что Роскосмос в течение 2016−2017 годов подготовит техническое задание на разработку РН среднего класса, а с 2018 года планируется приступить к ОКР «Феникс». Как тогда сообщало агентство ТАСС, с 2018 по 2025 год Роскосмос планирует направить на эти работы свыше 30 млрд. рублей. По предварительным данным, носитель должен быть моноблочным и способным выводить на низкую околоземную орбиту не менее 9 тонн полезной нагрузки, то есть занять нишу между существующими ракетами «Союз» и «Зенит». Отмечалось, что ракета сможет в дальнейшем послужить блоком для создания тяжелой или сверхтяжелой ракеты и использоваться как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства «Ангара».
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев полагает, что было бы экономически целесообразнее, если бы проекты ракет-носителей «Феникс» и «Союз-5.1» так и остались на бумаге.
— Проект «Феникс» — это только карандашные рисунки, никаких опытных работ с «железом» не проводилось. Его особенность — метановый двигатель, который по идее должен быть экономичным.
Но делать новую ракету-носитель всегда долго. У меня большие сомнения по поводу ее финансирования, учитывая, что Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016−2025 годы будет сокращена по сравнению с первоначально заявленным вариантом. В то же время аргумент, что «Феникс» будет запасной РН, достаточно слабый, потому что «Союзы» закрывать никто не собирается.
Чтобы было понятно, стоит пояснить: ракеты-носители делятся на три класса. Легкий — это уже не использующиеся РН «Космос» (масса ПН до 1500 кг), «Циклон-3» (масса ПН, выведенного на приполярную круговую орбиту на высоте 200 км составляет 3,6 т; для высоты 1000 км — 2,5 т). Средний класс — это РН «Союз-2» (масса ПН, выводимой на низкую орбиту Земли — от 2 800 кг до 9 200 кг). К нему же относят и ракеты-носители «Зенит-2» (полезная нагрузка на высотке 200 км — 13,7 т), перспективы которых достаточно туманны, в том числе и из-за ситуации на Украине. Ракеты-носители грузоподъемность 20 тонн и более — это тяжелый класс. У нас он представлен ракетой «Протон-М» (23 т).
В этом смысле «Ангара» стоит несколько особняком, потому что это модульная ракета, которая может быть лёгкой, средней и тяжелой. То есть РН находится в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 тонн («Ангара-А7»): в состав «Ангары-1.2» (впервые пуск был осуществлен 9 июля 2014 года) входят два универсальных модуля, «Ангары-А3» (не летала) — четыре, «Ангары-А5» (пуск произведен 23 декабря 2014 года) — шесть, «Ангары-А7» — семь. То есть, на базе этой схемы на одних и тех же блоках можно «набрать» РН любого класса с соответствующей полезной нагрузкой. Кроме того, если раньше для каждого класса ракет нужно было строить довольно дорогостоящую стартовую площадку, то в ситуации с «Ангарой» — «старт» один для всех.
— Но тогда почему эти ракеты хотят продублировать?
— «Ангара» попала в тяжелое положение. В 90-е был затяжной кризис, и хорошо, что космическая отрасль вообще удержалась на плаву. В 2000-е РН объявили ракетой двойного назначения — то есть как для гражданских, так и военных нужд. На практике это означало, что финансирование разделилось пополам, как и ответственность.
В итоге создание «Ангары» растянулось на 20 с лишним лет, что, конечно, недопустимо, ведь новую ракету положено делать пять лет. Сейчас приходится прикладывать много усилий для того, чтобы с учетом всей совокупности факторов вывести ее на окупаемость. То есть, чтобы она была экономически эффективнее «Протона». А для этого надо увеличивать количество запусков, что крайне трудно. В общем, вот в такую ловушку угадила «Ангара». Если бы ее сделали за пять лет, то по своим характеристикам она бы прекрасно вписалась в рынок.
Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков полагает, что с точки зрения нацбезопасности стоит иметь несколько РН одного класса, но разных производителей.
— РКЦ «Прогресс» действительно способен разработать и «Союз-5.1», и «Феникс», если, конечно, будут деньги. Все проекты, озвученные Кирилиным, центру вполне под силу. Сроки их реализации называются реальные, хотя практика показывает, что они корректируются в сторону удлинения, как это было с той же самой «Ангарой».
Но «Союз-5.1» и «Феникс» реальными станут только тогда, когда войдут в Федеральную космическую программу. Пока это лишь предложение, желание центра РКЦ «Прогресс» создать эти ракеты, но насколько такие проекты будут подкреплены финансово — пока не будет утверждена программа на ближайшие десятилетия, сказать сложно. А с этим есть проблемы. ФКП должна быть направлена в правительство в октябре-ноябре нынешнего года. Вероятно, что из-за нынешнего экономического положения — из-за падения цен на нефть и роста курса доллара, программа будет сокращена, потому что денег в бюджете явно не хватает. И что в ней останется — предположить сложно.
Что касается необходимости новых ракет. По большому счету, наличие однотипных РН разных изготовителей отвечает интересам национальной безопасности. Да, «Ангара» строится по модульной схеме, которая имеет возможность наращиваться и выводить различные нагрузки — от 1,5 до 35 тонн. Но случись что с «Ангарой», ее пуски на некоторое время сразу прекратятся, пока не будет выявлена причина ЧП. В этом случае мы фактически останемся без ракет-носителей. И не сможем оперативно вывести на орбиту спутники, в первую очередь военного назначения. Так что с точки зрения национальной безопасности иметь парочку одинаковых носителей разных изготовителей было бы полезно.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: чатланец (26 августа 2015 23:15) Статус: |
Мне кажется, какой смысл в разработке дублирующих ракет если и старые с этим справятся. А вот сделать по настоящему что-то лучше ангары? Тут и денжат на это не должно быть жалко.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 367
Рейтинг поста:
А вот сделать по настоящему что-то лучше ангары?
Тут и денжат на это не должно быть жалко.