Инженеры известной компании General Electric (GE), демонстрируя возможности имеющихся в их распоряжении технологий промышленной трехмерной печати и аддитивного производства, изготовили миниатюрный реактивный двигатель, который является уменьшенной копией одного из реальных реактивных двигателей. И это не первый в мире
реактивный двигатель, все детали которого изготовлены на трехмерном принтере, это первый подобный двигатель, который удалось вообще запустить и раскрутить до достаточно высокой скорости, составившей 33 тысячи оборотов в минуту.
Миниатюрный двигатель, размер которого составляет порядка 20 на 30 сантиметров, был изготовлен специалистами Центра аддитивных технологий (Additive Development Center) компании GE Aviation, которые уже в течение нескольких лет занимаются разработкой технологий аддитивного промышленного производства. При помощи таких технологий можно изготавливать детали сколь угодно сложной трехмерной структуры, ведь все эти детали создаются, можно сказать буквально выращиваются слой за слоем лучом мощного лазера, расплавляющего металлический порошок в строго заданном месте.
Следует заметить, что на создание всех деталей миниатюрного реактивного двигателя ушло несколько лет. Но это не говорит о медленности такого технологического процесса. Это время было потрачено не на изготовление деталей, а на доведение процесса аддитивного производства до полного совершенства.
После того, как только все детали будущего двигателя были изготовлены, двигатель был собран и помещен на испытательный стенд, подобный большим стендам, на которых испытываются большие реактивные двигатели, предназначенные для больших самолетов, и успешно запущен.
"То, что мы показали, это немного более, нежели рекламный трюк" - рассказывает Терри Уохлерс (Terry Wohlers), специалист в области трехмерной печати, - "Это наглядно демонстрирует возможности технологий аддитивного производства и трехмерной печати, разработанных для производства высокоточных и критичных к качеству деталей, которые после их изготовления не требуют дополнительной механической обработки".
В скором времени компания General Electric планирует начать изготовление топливных инжекторов, которые будут производиться подобным способом, для выпускаемых ей реактивных двигателей нового поколения типа LEAP. А в авиалайнерах A350, выпускаемых компанией Airbus, детали и узлы, произведенные при помощи технологии аддитивного производства, эксплуатируются уже достаточно долго.