Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » В Союзе с Прогрессом. ЕКА впервые запустило многоразовый космический корабль IXV

В Союзе с Прогрессом. ЕКА впервые запустило многоразовый космический корабль IXV


12-02-2015, 07:46 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (3 908)

В Союзе с Прогрессом

ЕКА впервые запустило многоразовый космический корабль IXV

Запуск многоразового корабля IXV, 11 февраля 2015 года
Запуск многоразового корабля IXV, 11 февраля 2015 года
Фото: ESA

Европейское космическое агентство (ЕКА) впервые отправило в космос многоразовый корабль IXV — промежуточное экспериментальное транспортное средство (The Intermediate eXperimental Vehicle). В ходе его полета ученые собираются протестировать ряд высокотехнологичных решений для будущих космических аппаратов.

Thales Alenia Space — французско-итальянская аэрокосмическая компания, одна из четырех крупнейших мире, и основной производитель космических спутников в Европе.

Роберто Провера, руководитель программ космических полетов и транспортных систем Thales Alenia Space, уже назвал полет IXV «большим шагом вперед» для Европы, а генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дорден считает новую миссию «ключевой задачей», особенно в контексте европейских планов по созданию нового семейства ракет-носителей Ariane 6.

IXV запущен с космодрома Куру во Французской Гвиане при помощи итальянской ракеты-носителя легкого класса Vega. Общее время полета оценивается в сто минут. На 18-й минуте полета и высоте примерно 320 километров аппарат отсоединится от третьей ступени ракеты и уже на высоте около 420 километров разовьет скорость в 7,5 километра в секунду. На высоте 120 километров начнется управляемое вхождение в атмосферу Земли. Приводнится корабль на парашюте в трех тысячах километрах западнее Галапагосских островов в Тихом океане, откуда его заберет специальное судно и за 40 дней доставит в Европу (Генуэзский порт) для анализа.

Детали полета корабля IXV
Детали полета корабля IXV
Изображение: ESA

Инженеров интересуют три основных вопроса. Во-первых, при моделировании входа космического корабля в атмосферу Земли используются свойства идеального газа. Между тем с помощью IXV ЕКА сможет наблюдать явления, происходящие в реальной системе. Во-вторых, ученым важны системы дистанционного управления кораблем и возможность маневрирования при помощи навигационных систем. В-третьих, инженеры получат новую информацию об износе теплоизоляционной конструкции корабля и его систем в экстремальных условиях суборбитального полета (корпус корабля нагреется до 1,7 тысячи градусов Цельсия).

Сам корабль по размеру сравним с крупным автомобилем. Длина — 5 метров, высота — 1,5 метра, ширина (размах крыльев) — 2,2 метра. Общая масса — до 1,9 тонны (сухая равна 490 килограммам). Корпус покрыт теплозащитной оболочкой из керамики, внутренние элементы армированы углеродным волокном. Сам аппарат в передней части содержит элементы авионики (датчики и системы телеметрии), в верхней части — закрытые парашюты американской компании Zodiac Aerospace (она же изготовила парашюты для марсохода Curiosity), сзади — двигатели и закрылки.

Фото: ESA
1/2

Проект IXV реализуется ЕКА при участии Итальянского и Французского космических агентств, а основным подрядчиком выступает французско-итальянская компания Thales Alenia Space, сотрудничающая с четырьмя десятками европейских предприятий. Концепция корабля сложилась еще в первой половине 2000-х годов, разработка велась с 2009 года, когда агентство заключило с подрядчиком контракт на сумму около 40 миллионов евро на первые полтора года работ. К настоящему времени стоимость миссии IXV оценивается в 150 миллионов евро.

Корабль будет пролетать над околоэкваториальной областью
Корабль будет пролетать над околоэкваториальной областью
Изображение: ESA

К тестированию систем корабля приступили более двух лет назад. Так, 21 июня 2013 года аппарат был сброшен с высоты трех километров в море недалеко от Сардинии. Тогда ученых интересовала система посадки на воду, в частности, развертывание парашютов. По результатам испытаний эксперты сообщили о некоторых отклонениях, но в целом все прошло успешно. Итоговую предполетную проверку провели ровно через год в нидерландском городе Нордвейк. Тогда же эксперты приняли решение не торопиться с запуском, назначенным ранее на ноябрь 2014 года. Предположительно — по причине несоответствия расчетных параметров баллистической траектории полета корабля местоположению пусковой площадки.

Водные испытания IXV 23 июня 2013 года
Водные испытания IXV 23 июня 2013 года
Фото: http://www.esa.int/Our_Activities/Launchers/Highlights/Rehearsing_IXV_recovery

В новом корабле применяются технологии, разработанные ранее для других аналогичных миссий. Так, например, в рамках проекта EXPERT (European eXPErimental Re-entry Test-bed) планировался запуск корабля ARV (Advanced Re-Entry Vehicle), предназначенный для тех же задач, что и IXV. Но европейцы не искали легких путей.

Так, запустить аппарат в рамках проекта EXPERT ЕКА собиралось при помощи российской ракеты-носителя «Волна» с подводной лодки в Тихом океане, а приземление планировалось на Камчатке. Однако из-за изменений в политике использования Россией конверсионных межконтинентальных баллистических ракет Р-29Р и желания ЕКА снизить свою зависимость от российских носителей уже в середине 2012 года агентство начало рассматривать предложения о применении крылатых ракет Pegasus частной американской компании Orbital Sciences (эта компания производит также потерпевшую осенью 2014 года катастрофу ракету Antares).

Работы над кораблем в Thales Alenia Space
Работы над кораблем в Thales Alenia Space
Фото: Thales Alenia Space
1/2

Старт носителя в этом случае осуществлялся бы с помощью доработанного реактивного самолета L-1011 (Stargazer) компании Lockheed Martin. Однако в 2013 году ЕКА решило консолидировать свои усилия по экспериментальным проектам и выбрало новую итальянскую ракету Vega в качестве окончательного варианта носителя. Первый старт легкой четырехступенчатой ракеты Vega состоялся 13 февраля 2012 года с космодрома Куру. В мае 2013 года и апреле 2014-го были произведены первые успешные коммерческие пуски. Нынешний пуск — четвертый. В начале 2000-х годов Vega была интегрирована в программу разработки тяжелых европейских ракет-носителей семейства Ariane.

Ожидается, что IXV после завершения испытаний и анализа полета будет модернизирован в новый транспортный корабль PRIDE (Program for Reusable In-orbit Demonstrator in Europe), старт которого ЕКА запланировало на 2018 год. К проекту PRIDE также намерена присоединиться и Великобритания, напрямую не участвующая в миссии IXV. Ее вклад будет незначительным, поскольку британские ученые решили сконцентрироваться на исследовании Луны и Марса.


В США состоялся испытательный пуск многоразового космического корабля Orion

ЕКА имеет опыт создания и успешной эксплуатации транспортных кораблей. Так, с марта 2008 года по июль 2014-го агентство пять раз отправляло в космос автоматические грузовики ATV (Automated Transfer Vehicle). Стоимость завершенной программы (последний ATV утопят в океане в этом месяце) оценивается в два миллиарда долларов. Почти половина этой финансовой нагрузки легла на Францию, а основным подрядчиком выступала Thales Alenia Space. Модернизированный ATV предполагается использовать в качестве сервисного модуля нового американского многоразового корабля Orion.

В отличие от ATV, аппарат IXV является многоразовым кораблем. С ним ЕКА связывает большие надежды на развитие сложных орбитальных транспортных систем, в частности, пилотируемой космонавтики. Ведь преемника Ariane 5 ЕКА планирует разработать и запустить уже в 2020 году. И тут европейцам очень бы пригодился уже готовый новый транспортный грузовик.



Источник: lenta.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map