Российско-украинская ракета «Зенит-3SL» может быть заменена российской ракетой «Ангара-А5» в проекте «Морской старт», который в настоящее время заморожен из-за свертывания военно-технического сотрудничества между Россией и Украиной. Генконструктор «Ангары» и эксперты считают эту задачу выполнимой, но в ее целесообразности сомневаются.
Плавучий космодром «Морской старт», простаивающий с прошлого года, может быть оснащен новой российской ракетой «Ангара-А5», способной заменить российско-украинскую ракету «Зенит-3SL».
«На недавнем совете директоров РКК «Энергия» было объявлено, что тяжелую «Ангару» будут ставить на плавучий космодром «Морского старта». Соответствующие документы уже представлены в ОРКК (Объединенную ракетно-космическую корпорацию)», – сообщил источник ТАСС.
Позднее в ОРКК подтвердили, что такие планы обсуждаются. «Перед ОРКК и Ракетно-космической корпорацией «Энергия» стоит задача дальнейшего эффективного использования проекта «Морской старт», и сейчас специалисты изучают возможность эксплуатации на комплексе российских ракет-носителей, в том числе и ракет семейства «Ангара», – сказали в пресс-службе корпорации.
«Теоретически это возможно, но очень дорого, – сказал
научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – Но основная проблема в том, что и «Зенит» бы нормально летал, если бы на него были нагрузки в достаточном количестве. Оказалось, что нагрузок мало, да и «Зенит» показал себя не очень надежной ракетой-носителем. Сейчас надежность «Ангары-А5» нужно долго доказывать, нужна продемонстрированная надежность, много полетов. Капиталовложения в такой проект требуются значительные. Меньше, конечно, чем с нуля создавать, но все равно значительные. Поэтому в целом окупаемость проекта под вопросом». По его мнению, наиболее вероятным в сложившейся ситуации является закрытие проекта. «Скорее всего, так и произойдет. Хоть это и печально», – сказал он.
В то же время
генконструктор ракеты «Ангара» Владимир Нестеров не считает использование ее для проекта «Морской старт» целесообразным.
«Морской старт» не приспособлен для того, чтобы осуществлять запуск этой ракеты. Он приспособлен только для космической ракеты «Зенит». Конечно, реализовать такой проект можно, но непонятно, зачем и в какую сумму это обойдется», – заявил Нестеров. По его словам, замена «Зенита» «Ангарой» потребует переделки плавучего космодрома и всей обеспечивающей инфраструктуры. При этом Россия не получит новых возможностей при реализации космической программы.
«Все задачи, которые Россия должна выполнять с Плесецка и Восточного, можно решить имеющимся парком ракет-носителей, за исключением задач освоения дальнего космоса – Луны и Марса, но эту проблему «Морской старт» не решит ни при каких обстоятельствах. Запуск с экватора тяжелой «Ангары» не сделает из нее ракету-носитель сверхтяжелого класса», – пояснил он.
Напомним, первая тяжелая «Ангара-А5» была запущена с космодрома Плесецк 23 декабря прошлого года. Тогда в качестве полезной нагрузки использовался грузомакет. Вторую такую ракету передадут в конце этого года Минобороны, сообщил генконструктор.
Отвечая на вопрос, состоится ли второй пуск тяжелой «Ангары» в следующем году, Нестеров уточнил, что «это должно определить Министерство обороны как заказчик – когда она полетит и с какой полезной нагрузкой». По его словам, после определения полезной нагрузки «будет проходить очень длительная адаптация космического аппарата к ракете-носителю».
Перспективы проекта «Морской старт» были поставлены под вопрос в связи с украинским кризисом и свертыванием военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом.
В августе стало известно, что «Морской старт» приостановил деятельность до середины 2015 года. В сентябре обсуждались неофициальные сообщения о том, что проект может приобрести израильская компания.
В декабре вице-премьер Дмитрий Рогозин не исключал, что «Морской старт» может быть перенесен в Бразилию. «После того, что произошло на Украине, говорить о промышленности, тем более о высокотехнологичной, больше невозможно», – отметил Рогозин, добавив, что в этой связи проект «завис».
Рогозин отметил, что проблемой также является нынешнее месторасположение космодрома, который «сейчас находится у американских берегов, недалеко от Лос-Анджелеса». «Мы, конечно, будем его забирать обратно», – добавил вице-премьер.
«Бразильские коллеги, которые имеют свой космодром, находящийся рядом с океаном, могут предложить нам сотрудничество в этом направлении, и сейчас вырисовывается интереснейший диалог на экспертном уровне», – сказал он.
Международная компания «Морской старт» была основана в 1995 году при участии американской компании Boeing, российской «Энергии», норвежской «Кварнер» и украинских предприятий КБ «Южное» и «Южмаш». Это крупнейший коммерческий международный проект создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Компания и одноименный плавучий космодром созданы с целью воплотить в жизнь идею запуска ракет-носителей с экватора.
«Морской старт» – первый в истории коммерческий международный проект ракетно-космического комплекса океанского базирования. Основная цель – оказание услуг по запуску космических аппаратов с плавучей стартовой платформы. Большинство спутников выводится на геостационарную орбиту из экваториальной зоны в Тихом океане. В рамках проекта с 1999 года выполнено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», из них один был частично успешным, два – аварийными. По данным Sea Launch, консорциум готовит на 2014–2015 годы пять пусков «Зенит-3SL». Пуски производятся с плавучей платформы Odyssey.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш считает, что если в итоге проект все-таки законсервируют, то при принятии профессиональных и тщательных шагов ничего страшного не произойдет. «Но если просто тупо загнать платформу в док и она там будет стоять, может начаться процесс разрушения электронных систем и двигательных установок корабля», – сказал Караш.