На следующей неделе в Москву приезжает группа специалистов и чиновников из NASA для продолжения подготовки совместной программы: американские партнёры предлагают провести серию годовых полётов космонавта и астронавта, выполняющих совместную исследовательскую программу, рассказал «Известиям» Олег Орлов, первый заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН.

По словам Орлова, сейчас российские учёные обсуждают предложение NASA. Но в целом высказанная американскими партнёрами идея учёным понравилась.

«Нам это интересно, но не с точки зрения изучения влияния на организм человека большого количества дней в космосе, а в целях отработки медицинского обеспечения межпланетных экспедиций, - говорит Орлов. - Нашим институтом накоплен значительный опыт по сверхдлительным полётам - год и больше летали на станции «Мир» 6 человек. Сотрудником нашего института был Валерий Поляков, мировой рекордсмен, проведший на орбите беспрерывно 438 дней. Отработка медицинского обеспечения будущих межпланетных миссий позволит нам приобрести больше новых знаний и навыков, чем просто изучение влияния сверхдлинных экспедиций на человека».

Система медицинского обеспечения межпланетных экспедиций существенным образом отличается от той же системы для орбитальных полётов. Межпланетные полёты автономны. Если сегодня все системы медобеспечения на МКС находятся под постоянным контролем с Земли, то экипаж межпланетного корабля в основном будет предоставлен сам себе. Соответственно, должна быть определённая подготовка экипажа (вплоть до возможности оказания хирургической помощи на борту), должны быть созданы специальные средства контроля и поддержки здоровья.

«Нас также интересуют опыты по созданию искусственной гравитации для обеспечения возможности комфортной работы человека в различных гравитационных условиях, - говорит Орлов. - Сейчас к этой теме возвращаются во многих странах мира».

Искусственная гравитация может быть создана двумя путями. Первый - вращение части либо всего корабля. Внутри вращающегося устройства создается гравитация за счёт центробежных сил. При нынешнем уровне технологий сделать это реально, но дорого.

При втором методе создаётся центрифуга короткого радиуса, космонавт помещается в неё на время - для восстановления кровообращения и функции других физиологических систем. Задача состоит в том, чтобы разработать и испытать такую центрифугу.

В московском представительстве NASA ситуацию не прокомментировали. Высокопоставленный источник в Роскосмосе сообщил изданию, что в российском агентстве знают об инициативе NASA.

«Мы считаем, что отработка медицинского обеспечения межпланетных экспедиций соответствует перспективным задачам, стоящим перед российской пилотируемой космонавтикой, - говорит собеседник газеты в Роскосмосе. - В тридцатых годах этого века планируется экспедиция на Луну. И у нас есть уникальная возможность начать подготовку к этому проекту в ближайшие годы».

Первый совместный полёт на МКС продолжительностью в год американского астронавта Скотта Келли и российского космонавта Михаила Корниенко намечен на 2015 год.