Терраформирование Марса
Терраформирование – молодая наука, суть которой изменять ландшафт, климат, экологические условия, полностью переделывать саму среду обитания на отдельно выбранной планете. Нет, это не сюжет очередного блокбастера и не медиа-утка – такая наука действительно существует. Вбирая в себя и сводя воедино необходимые знания из физики, химии, экологии и даже экономики, она упорядочивает их с позиции своей прикладной цели: сделать планеты, ранее не пригодные для жизни, новым домом для хомо сапиенса. Терраформирование постепенно переходит из разряда сугубо теоретических, философских учений в область экспериментальную, даже практическую.
Чтобы не спорить до посинения о возможности или, наоборот, невозможности колонизации космического пространства, лучше подробнее ознакомиться с теоретическими предпосылками, историей научных открытий и возможными вариантами перехода от слов к действию.
3,5 миллиардов лет назад, когда солнечная система только сформировалась в некий сбалансированный орбитальный клубок, имелись 3 планеты с водой, атмосферой и возможностью зарождения жизни: Земля, Марс и Венера. На Земле, благодаря успешному стечению обстоятельств, образовалась устойчивая и комфортная атмосфера, которая создавала необходимое давление и температуру, не позволяя элементам улетучиться в космос или вмерзать в почву, но и не раздавливая все в пюре. В то же время, мать-Земля обладала подходящим химическим составом, не стала слишком сгущаться и позволила установиться идеальным условиям для жизни, в тех единственных формах, которые нам известны. Венера, находясь ближе к Солнцу, получала в разы больше энергии, и ее атмосфера превратилась в сверхмощный духовой шкаф. Из-за чего температура(900гр.Цельсия) и атмосферное давление на поверхности планеты значительно выше, чем на Земле. Состав атмосферы также сильно отличается от нашего: вместо кислорода преобладает серная кислота. Фактически, Венера идеально описывает библейскую концепцию Ада, одновременно, демонстрируя самый жуткий вариант развития парникового эффекта.
Марс, наоборот, находясь дальше от Солнца и будучи относительно мелким небесным телом (его масса в 10 раз меньше Земли) быстро остыл, атмосфера его испарилась в косомс, вода замерзла. Сейчас Марс предстает холодной(-63 Цельсия), безжизненной пустыней, покрытой льдом и пылью, где интенсивное ультрафиолетовое излучение Солнца убивает все живое на поверхности. Атмосфера же разрежена до предела, ее практически нет, и лед, случись ему растаять, превратился бы сразу в пар, но не в жидкость.
И на данный момент самой ближайшей, привлекательной и подходящей для переселения планетой является именно Марс. Более того, он не всегда был таким сухим и одиноким. Несколько лет назад ученые при помощи спутников смогли увидеть и сфотографировать высохшие русла рек, бассейны озер и морей разбросанных по всей его поверхности. Доказано, что Марс был более теплым и влажным в неопределенном прошлом, возможно даже, что имел собственную жизнь. И первоначальная надежда человечества на встречу с братьями по разуму на Марсе (именно с такими мыслями американские ученые отправляли космический зонд в 1980г) переросла в стремление создать там новый дом.
Сегодня главным отличием Марса от Земли, которое не позволяет существовать жизни, является низкая температура на поверхности и отсутствие плотной атмосферы. Все, что нужно – это добавить 2 слагаемых на красную планету, и тогда росток пробьет себе дорогу.
Учитывая небольшую разницу температур (в космосе встречаются планеты -1000 до +20000), это совсем не выглядит непосильной задачей, и Марсу требуется нагреться всего на 30 гр. Цельсия. Это, конечно, ерунда, но все же, откуда взять этот мощный источник энергии? Первоначально, ученые предлагали использовать ядерную энергию: бомбардировать планету водородными бомбами. Это позволило бы нагреть ее очень и очень быстро. Однако, это связано с нежелательными и далекоидущими последствиями, и такой вариант был отвергнут. Самый очевидный и удобный вариант, к которому склоняются сегодня, лежит на самой поверхности. За последние 50 лет температура на Земле значительно выросла, что вызвано человеческой деятельностью по сжиганию ископаемого топлива (гафть,нез и т.д.). Мы вырабатываем углекислоту быстрее, чем Земля способна переработать, газы накапливается, повышая способность атмосферы удерживать солнечное тепло. И в результате, сами того не желая, мы получаем на Земле те результаты, которые жизненно необходимы Марсу: ледники тают, температура растет. Что нам мешает повторить фокус на другой планете?
Таким образом,(возвращаясь на Марс) мы не только повышаем температуру, но и, одновременно, формируем вожделенную атмосферу. Все, что требуется: построить фабрики по производству парниковых газов! Более того, тащить нашу многострадальную нефть сквозь космические расстояния не придется, здесь в изобилии присутствуют свои полезные ископаемые, которые в 1000 раз превосходят по концентрации парниковых элементов ту же нефть. А когда температура растет, атмосфера уплотняется, задерживая тем самым еще больше солнечного тепла, нагревая планету, и процесс ускоряется.
Также есть все основания полагать, что углекислота и вода от прежней марсианской атмосферы (на полюсах, под слоем пыли, буквально в нескольких сантиметрах от поверхности скрывается ледник) не испарились в космос, а заперты в почве, как в губке. Известно, что в летний период они частично высвобождаются, делая атмосферу плотнее на 30%, но в зимний период конденсируются и снова запираются в грунте. Таким образом, даже слегка нагрев планету человек может запустить цепную реакцию, которая поможет создать волшебный купол из уже существующих на месте элементов.
При следовании этому плану потребуется около 100 лет для достижения необходимой температуры, появления атмосферы и воды в жидком состоянии. Несмотря на очевидную простоту плана (даже по сравнению с последующими этапами терраформирования планеты), этот период представляется самым сложным, т.к никакой инфраструктуры нет, и строить ее придется с нуля.
Но представим, что нашелся больной меценат и бюджетная проблема решена, завершен первый этап. Вода испаряется и накапливается в атмосфере – начинаются дожди, в холодных районах и на большой высоте идет снег. Это еще не пятизвездочный куррот, и климат похож на лето за полярным кругом. Человек еще не сможет дышать новой атмосферой, правда, необходимость в космическом скафандре исчезнет, можно будет обойтись элегантным приспособления для дыхания (напоминающее акваланг для подводного плавания). Тем не менее, эти некомфортабельные условия вполне удовлетворяют запросам многих земных организмов, которые подготовят экосистему к появлению более сложных существ.
Среди таких биологических пионеров, способных к выживанию в экстремальных условиях, невосприимчивые ни к низким температурам, ни даже к радиации – мхи и лишайники. Они питаются очень скромным количеством воды, ухода не требуют, живут на камнях и радуют глаз. Но самое главное, они поглощают солнечный свет и перерабатывают его в полезные вещества, которые в скором будущем станут элементами плодородной почвы, столь необходимой деревьям.
Другой первостепенный элемент для создания образцовой почвы – озон и специальные микробактерии, осуществляющие обмен веществ в грунте. Они точно были раньше на Марсе, заявляют ученые, и маловероятно, что куда-то исчезли. Скорее всего, озон, в результате мощных климатических катаклизмов, вступив в химическую реакцию с другими веществами, образовал с ними новые устойчивые соединения и находится под землей, а замороженные бактерии спят там же, ждут завершения полярной зимы. И когда этот триумфальный момент наступит, температура подрастет еще на пару градусов, а почва напитается перегноем мхов и лишайников, ничто не помешает уже полноценному озеленению планеты. Произрастающие на Земле, высокогорные сосны вполне готовы выступить первопроходцами от «взрослой» фауны, ведь условия высоко в горах практически идентичными Марсианским (в его промежуточном, уже измененном варианте). Потребуется труд нескольких поколений лесников-тераформаторов, с возможным вмешательство генной инженерии, чтобы дальнейший процесс оживления планеты продолжался самостоятельно. Но постепенно леса начнут разрастаться, и наступит ликующий момент, когда планета жадно вдохнет полной грудью новый, чистый и еще не отравленный индустрией воздух.
Здесь уже не трудно догадаться, прилетает Ноев Ковчег с Зеемли, и процесс эволюции, как таковой, не понадобится. Не придется ждать, пока инфузория станет головастиком, пока пресмыкающиеся вылезут из воды и вырастут в динозавров. Ничего подобного, ведь мы сможем воспользоваться широчайшим изобилием видов на на нашей родной планете (если только к этому знаменательному монету они все окончательно не исчезнут)!
И вот мы уже по-отечески, со слезой умиления, взираем на прекрасный, воссозданный человеком мир, где слон неуверенно, с подозрением топчет марсианскую траву, мартышка скачет по веткам, помечая новую территорию, крокодил у пруда ждет антилопу (которую обещали завести на следующей неделе), а волк воет, не находя Луну. Смотрим, как сложное сообщество: микробы, бактерии, растения, млекопитающие животные и разные другие организмы вступают во взаимодействие, образуя единую, сложную и сбалансированную, самовоспроизводящуюся экосистему. А для этого потребуется не одно тысячелетие! Однако, энтузиасты-ученые говорят, что мы решаем задачу 22 века при помощи возможностей 21 века. К тому моменту технологии, вероятно, достигнут таких вершин, что предложат недоступные сегодняшнему пониманию варианты действий, значительно ускоряющие процесс оживления планет. Более того, они совершенно убеждены, что терраформирование Марса уже вопрос решенный, и прогнозируют начало такого крупномасштабного проекта в ближайшие 50-100 лет. Хочется верить! Но еще больше хочется верить, что мы не угробим нашу собственную Землю до этого момента.
Источник. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|