Россия планирует создавать новую сверхтяжелую ракету-носитель. В числе задач, которые она может решить, - освоение Луны и полеты к дальним планетам Солнечной системы. Но есть ли у страны единый план изучения космоса, который невозможен без подобного носителя?
В конце января информагентства цитировали высказывание руководителя Федерального космического агентства Олега Остапенко о планах создания новой ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Ещё раньше, в конце прошлого года, стало известно, что Олег Остапенко не считает ракету-носитель "Ангара", которая создаётся в ГКНПЦ им. Хруничева, подходящим кандидатом для "сверхтяжа".
Как передает его слова газеты "Известия": "…перед нами встает вопрос о создании нового носителя сверхтяжелого класса, в том числе для пилотируемой миссии к Луне. И вот здесь к "Ангаре" возникает много вопросов. Стоит ли строить на ее основе ракету сверхтяжелого класса?"
Создание сверхтяжелого носителя входит в "Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу". Оно должно завершиться к 2030 году.
По словам Олега Остапенко, такая ракета-носитель должна быть способна вывести на низкую опорную орбиту порядка 80 тонн - а в перспективе и более 160 тонн. Для сравнения: "Сатурн-5", ракета-носитель, отправлявшая астронавтов на Луну, могла вывести около 140 тонн, а так и не полетевшая советская Н-1 в различных модификациях - до 100 тонн. Масса полезной нагрузки, которую выводит на ту же орбиту "Протон", - 23 тонны.
История космических полетов показывает, что успех ракет-носителей во многом зависит от задач, под которые они создаются. "Сатурн-5" и Н-1 конструировались, чтобы выиграть "лунную гонку"; известно, что после её окончания американская ракета так и не нашла себе применения. Столь же печально завершилась история сверхтяжелой "Энергии", которая создавалась как универсальная перспективная ракета для многих целей, в том числе строительства новых орбитальных станций и пилотируемых полетов на другие планеты.
В качестве главной задачи для новой сверхтяжелой ракеты глава Роскосмоса упомянул освоение Луны, пилотируемые миссии на наш спутник и строительство на нём базы.
Ещё одну возможную задачу назвал директор Института космических исследований РАН, вице-президент Академии наук Лев Зелёный - это изучение спутников планет-гигантов, например, юпитерианской Европы. Запас массы, который дает такая ракета-носитель, позволит сделать аппарат с более надежной защитой от радиации и, конечно, с более развернутым набором научной аппаратуры.
Известный конфликт ученых и инженеров заключается в том, что интересные научные задачи надо решать в жестких тисках массовых и энергетических ограничений. Однако вряд ли стоит ожидать, что сверхтяжелый носитель будет служить только фундаментальной науке. Полеты автоматов по Солнечной системе, скорее всего, станут лишь приятным дополнением к основной программе такой ракеты.
А вот что войдет в эту гипотетическую основную программу - пока под вопросом. Если говорить строго, у России нет единой именно лунной программы (как, впрочем, нет её и в других государствах, если не считать довольно закрытую программу Китая).
Луна часто упоминается в уже названных "Основах", но и здесь, по факту, нет четкого плана её освоения: она стоит в одном ряду с полетами к спутникам Юпитера и астрофизическими обсерваториями. Пилотируемые полеты на наш спутник и развертывание на нем базы отнесены ко времени после 2030 года; до этого речь идёт об автоматических миссиях по изучению Луны с орбиты и поверхности и возврату грунта.
Если верить тем же "Известиям", сами "Основы" сейчас коренным образом перерабатываются. Возможно, в результате переработки мы получим документ с более четким планом "дальней" космической деятельности, в которой сверхтяжелому носителю будут отведены вполне конкретные задачи, которые принципиально нельзя решить без подобной ракеты. Пока же будущее сверхтяжелого носителя выглядит столь же неопределенно, как и колонии на Луне.