Голландская Mars One and Interplanetary Media Group, которая собирается отправить космонавтов-любителей на Марс в один конец, подружилась с двумя крупными компаниями, и теперь с их помощью займётся созданием автоматической станции. Её хотят запустить в 2018 году, чтобы она испытала технологии, которыми потом смогут воспользоваться волонтёры. Если они доберутся до Красной планеты в хорошей форме, конечно же, и у них хватит сил основать там первую космическую колонию человечества.

Что же это за партнёры? Во-первых, Lockheed Martin — американский аэрокосмический гигант, принимавший участие в десятках проектах НАСА. Он разработает спускаемый аппарат по типу зонда «Феникс», который побывал на Марсе в 2008 году.

Вместе с ним запустят спутник связи, который выйдет на орбиту Марса и обеспечит передачу видео и данных с поверхности планеты на Землю. Контракт на его постройку подписала британская Surrey Satellites (SSTL), и это во-вторых.
Первый жилой модуль садится на Марс. (Фантазия Mars One.)

Если всё пройдёт как задумано, Mars One станет первым проектом по исследованию другой планеты, получившим финансирование из частных источников. «Это действительно, действительно здорово, — говорит Эд Седиви, главный инженер Lockheed Martin и руководитель проекта «Феникс». — Это рассвет новой эры освоения космоса».

Бас Лансдорп, генеральный директор Mars One, сообщил журналистам на пресс-брифинге в Вашингтоне, что роботизированная миссия с самого начала была «первым шагом в общем плане Mars One по созданию населённого пункта на Красной планете».

Г-н Лансдорп считает, что пилотируемый полёт на Марс обойдётся всего в $6 млрд, но Майкл Листнер, эксперт по космическому праву, уверен, что окончательные расходы приблизятся к $1 трлн. Ожидается, что основная часть счёта будет оплачена благотворителями, спонсорами и желающими купить права на телевизионную трансляцию: бизнес-модель проекта Mars One превращает космическое путешествие с реальным риском для жизни в реалити-шоу.

Если первый экипаж не подведёт, следующие партии людей планируется отправлять каждые два года. Никто из них, скорее всего, домой больше не вернётся. Все они останутся на Марсе и создадут первую в истории внеземную колонию. Или не создадут. Г-н Лэнсдорп уверяет, что от желающих нет отбоя: компания получила более 200 тыс. заявок, хотя это дело платное: чтобы стать претендентом, нужно выложить $75. О том, кто прошёл в следующий раунд отбора, объявят чуть позже.

Но вернёмся к спускаемому аппарату. Он проверит видеокамеры и будет снимать круглосуточно. Бортовые эксперименты продемонстрируют возможность получения воды из подручного материала и покажут, насколько хорошо тонкоплёночные солнечные батареи будут собирать энергию светила.

Выступая на пресс-конференции по видеосвязи, сэр Мартин Свитинг, основатель SSTL, заявил, что его компания учтёт опыт создания европейского аналога GPS — навигационных спутников «Галилео». «Мы мечтали о чём-то подобном много лет, — сказал он. — Мы давно заинтересованы в снижении стоимости и наращивании темпов космических исследований».

Mars One собирается провести несколько конкурсов в школах и университетах, цель которых — место на борту посадочного модуля. Желающие могут зарезервировать его для проведения экспериментов или доставки на Красную планету каких-нибудь вещей — например, писем будущим первопроходцам. Краудфандинг приветствуется, что и говорить.

Полёт на Марс и пребывание в пункте назначения чрезвычайно опасны для человека. Если высокий уровень радиации вас не убьёт, готовьтесь к тому, что низкая сила тяжести на Марсе потребует от вашего организма радикальной перестройки. О возвращении на Землю не стоит мечтать даже после того, как обратные полёты станут обычным делом, ибо ваши кости и мышцы будут уже не те. Самое, пожалуй, сложное испытание — психологическое. Даже у специально обученных профессиональных космонавтов наблюдались расстройства, связанные с нарушением сна и стрессом, когда они сидели долгое время взаперти на Земле. Один из таких экспериментов в 1999 году привёл к сексуальной агрессии, драке и забрызганным кровью стенам.

Но г-н Лансдорп полон оптимизма: «Дорога трудна и ухабиста, но с помощью людей во всём мире мы приближаемся к месту назначения, и я уверен, что у нас получится».

Подготовлено по материалам The Guardian.