Альберто Файрен из Корнелльского университета и Дирк Шульце-Макух из Университета штата Вашингтон (оба — США) выступили в журнале Nature Geoscience с требованием ослабить правила, призванные защитить планеты и прочие тела Солнечной системы от биологического загрязнения. Учёные считают, что они препятствуют более активным поискам жизни на Марсе.

Эксперты указывают на то, что самые интересные с астробиологической точки зрения области Марса (те, в которых может существовать марсианская жизнь или сохраниться земная) оказались под запретом из-за требований Комитета по космическим исследованиям (КОСПАР) к стерилизации космических аппаратов.
Альберто Файрен (фото Cornell University).

Если жизнь действительно может быть занесена на Красную планету космическим аппаратом, то такой перенос способен осуществиться и естественным путём, и тогда это уже случилось. «Если земная жизнь не может выжить на Марсе, нам не нужны никакие особые правила стерилизации космических кораблей; если же земная жизнь способна выжить на Марсе, она, скорее всего, это уже сделала — метеоритные перевозки осуществляются уже четыре миллиарда лет, а КА изучают Марс четыре десятилетия, и далеко не всегда при этом соблюдаются предписания насчёт стерилизации», — подчёркивает г-н Файрен в интервью журналу Astrobiology.

Космические аппараты никогда не стерилизуют полностью. Система запуска и те части, которым предстоит сгореть в атмосфере Марса, не обрабатываются так же тщательно, как те, что опускаются на поверхность Красной планеты, однако на протяжении нескольких месяцев «чистые» и «грязные» детали находятся в контакте друг с другом. Если солнечное и космическое излучение, с которым сталкиваются аппараты и в космосе, и на поверхности Марса, не убивает сотни тысяч земных микроорганизмов, отправляющихся в путешествие вместе с кораблём, то они давно уже там. Но даже если ни один живой организм не способен выстоять перед лицом солнечного и космического излучения (а дуэт уверен, что так оно и есть и что излучение — лучший метод стерилизации), все усилия по предотвращению биологического загрязнения будут в одночасье перечёркнуты, как только на Марсе появятся люди.

«Программа исследования Солнечной системы пилотируемыми КА НАСА предусматривает отправку человека на Марс в 2030-х гг., и никого не удивит, если другие страны попытаются сделать это даже раньше, — отмечает г-н Файрен. — Людей стерилизовать невозможно, и как только первый космонавт ступит на Марс, на Красной планете появятся земные бактерии. Все эти сложные процедуры стерилизации будут иметь смысл только в течение следующих двух десятилетий. А что потом?»

На очистку КА уходят огромные средства и тратится много времени. Например, при подготовке проекта «Викинг» более 10% бюджета в миллиард долларов съели меры по защите планеты от биологического загрязнения. Эти $100 млн с лишним можно было бы потратить на научные исследования, считают специалисты. Если же сегодня будут отправлять аппарат в то место, где наиболее высоки шансы обнаружить жизнь, он потребует ещё более тщательной стерилизации, и стоимость миссии превысит все разумные пределы. Возможно, именно поэтому такие области Марса ещё не изучались in situ.

Но дело не в количестве денег. Г-н Файрен не считает необходимым выделять на стерилизацию даже миллион долларов: «Если бы стерилизация была действительно нужна, неважно, каких средств она потребовала бы. Если бы действительно существовал риск биологического загрязнения Марса космическим аппаратом, надо было бы стерилизовать, и точка. Но суть в том, что такого риска нет».

Исключение, по его мнению, следует делать только для тех аппаратов, которые специально предназначены для поиска жизни, но не из опасений перед загрязнением, а чтобы не было ложноположительных срабатываний: «Если найдётся жизнь на Марсе, надо быть уверенным, что она не прилетела туда на борту КА, и это немаленькая проблема».
Автопортрет марсохода Curiosity (составное изображение NASA / JPL-Caltech / MSSS / Andrew Bodrov).

Выпад Файрена и Шульце-Макуха не остался без внимания. Ответ написали Катарина Конли, отвечающая за защиту планет в Дирекции научных миссий НАСА, и Джон Раммель из Университета Восточной Каролины (США), который возглавляет комиссию КОСПАР по защите планет, а до этого занимал в НАСА пост старшего научного сотрудника по астробиологии и тот, который принадлежит теперь г-же Конли.

Они утверждают, что усилия по ограничению возможного загрязнения постоянно пересматриваются в свете последних научных данных и представляют собой консенсус международного научного сообщества, без них невозможна никакая разумная программа поиска вымершей или наличной жизни на Марсе. Лучше перестраховаться.

Более того, авторы уверены: то, что защита планет обходится столь дорого, — прекрасно, ведь это гарантирует, что организаторы полёта будут ставить перед собой только те цели, которые стоят затраченных усилий.

Наконец г-н Раммель заверяет всех, кому это интересно, что рекомендации по изменению правил, предложенные в статье Файрена и Шульце-Макуха, не содержат ничего нового и все они в настоящее время рассматриваются КОСПАР.

Подготовлено по материалам Astrobiology Magazine.