Жизнь на Земле будет существовать ещё как минимум 1,75 млрд лет, если, конечно, не вмешаются ядерная война, астероид приличных размеров или ещё какая-либо катастрофа.

Даже без «судного дня» космические силы со временем сделают планету необитаемой. Через 1,75–3,25 млрд лет (когда Солнце станет более ярким и горячим, а потом ещё и увеличится в объёме) благоприятная для жизни зона переместится дальше от Солнца, и Земля перестанет быть «нашим домом».

Главное в этом вопросе — вода. В обитаемой зоне планета находится на таком расстоянии от своей звезды, которое позволяет воде пребывать на её поверхности в жидком виде. В указанные сроки земные океаны окончательно испарятся. Разумеется, условия, необходимые для существования сложных форм жизни (в том числе людей), исчезнут намного раньше.
Система Глизе 581 в сравнении с Солнечной (изображение ESO / Franck Selsis, University of Bordeaux).

Сам факт пребывания планеты в зоне обитаемости ещё не значит, что на ней непременно должны быть сложные формы жизни. Так, на Земле первые простейшие клетки появились почти 4 млрд лет назад, насекомые — 400 млн, динозавры — 300 млн, цветковые растения — 130 млн, а люди современного анатомического типа — всего 200 тыс. лет назад. Природе торопиться некуда: на создание разумной жизни у неё ушло 75% отпущенного Земле времени. Нет смысла искать какую бы то ни было жизнь на планетах, которые пробыли в обитаемой зоне, к примеру, миллион лет.

Конечно, есть и другие факторы: планеты могут быть слишком большими или чересчур маленькими, смесь атмосферных газов может оказаться весьма неудачной, да и сама атмосфера может попросту отсутствовать. На самом деле, если суммировать все факторы, куда выше вероятность того, что на произвольно взятой планете, находящейся в обитаемой зоне, жизни нет (по крайней мере в известных нам формах).

Впрочем, Эндрю Рашби из Университета Восточной Англии (Великобритания) и его коллеги решили не усложнять себе жизнь и остановиться на том, сколько времени та или иная планета проведёт в зоне обитаемости. В основе расчётов — современные представления об эволюции звёзд главной последовательности: чем массивнее светило, тем короче его жизненный цикл, и наоборот. Ближе к своему концу звёзды становятся горячее и увеличиваются в размерах, из-за чего зона обитаемости смещается: на телах, где раньше бушевала жизнь, становится слишком жарко, а там, где до недавнего времени были лишь холодные и сухие пустыни, начинают складываться благоприятные условия. Получившуюся в итоге модель опробовали на Земле, Марсе и семи других планетах. (Подобные модели строились и раньше, но не включали экзопланеты.)

Оказалось, что Земле «даровано» 7,79 млрд лет (4,5 млрд уже прошли), из которых 6,29 млрд она будет обитаемой. Что касается других планет, то разброс очень большой. Одной судьба предложила уложиться в миллиард лет, другой — в 4,3–6,1 млрд (Kepler-22 b), третьей — в 42,4–54,72 млрд (Глизе 581 d). На последней будет тепло и хорошо в десять раз дольше, чем существует Солнечная система!

Если человечеству придётся переселяться, то лучший вариант — это, конечно, Марс. Он, во-первых, близко, а во-вторых, будет оставаться в обитаемой зоне ещё 6 млрд лет, то есть до конца жизни Солнца.

Следующая ближайшая к нам пригодная для жизни планета, по оценкам (она ещё не открыта), должна находиться в пределах десяти световых лет.

Результаты исследования опубликованы в журнале Astrobiology.

Подготовлено по материалам Университета Восточной Англии и др. источников. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.