На прошлой неделе во французском аэропорту Ле-Бурже прошел одноименный международный авиасалон. Юбилейная 50-я выставка в очередной раз собрала тысячи специалистов и любителей авиации со всего мира. В ней приняли участие более трех тысяч компаний и организаций из 44 стран мира. В ходе официальной части салона, по предварительным данным, производители авиационной техники и заказчики заключили несколько десятков контрактов общей стоимостью около 180 миллиардов долларов. Более 2,6 миллиарда приходится на заказы, полученные российскими авиастроителями. В соответствии с подписанными на салоне соглашениям, в ближайшие годы будет поставлено более 1500 самолетов, вертолетов и т.п. техники различных типов. Таким образом, выставка Le Bourget в очередной раз подтвердила свой особый статус – немногие подобные мероприятия могут сравниться с ней по объемам контрактов.
Около трети от общей суммы заказов в финансовом отношении пришлось на самолеты компании Airbus. За семь дней салона европейский авиастроительный гигант подписал контракты и меморандумы на 466 самолетов общей стоимостью почти 69 миллиардов долларов. От «Эрбаса» незначительно отстала американская компания Boeing с заказами и договоренностями на 442 самолета – около 66,4 миллиарда долларов. Также стоит отметить успехи авиационного подразделения корпорации General Electric. Оно подписало несколько крупных контрактов на поставку авиационных двигателей и радиоэлектронного оборудования, в соответствии с которыми заработает 26 миллиардов.
Гражданские контракты
К сожалению, российские авиастроители пока не могут похвастаться цифрами такого порядка. Как уже говорилось, предприятия, входящие в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), смогли получить контракты лишь на 2,6 миллиарда долларов, что на порядок меньше соответствующего показателя одной лишь фирмы General Electric. Тем не менее, и такие успехи российского авиапрома на фоне предыдущих лет выглядят неплохо. Особый интерес представляет договор компании «Гражданские самолеты Сухого» и лизинговой организации «Ильюшин Финанс». В соответствии с этим соглашением, в 2015 году начнутся поставки 20 самолетов «Суперджет». 15 бортов самолетов SSJ-100 в базовой модификации и пять RRJ-95LR планируется поставить в лизинг третьим странам. Основными покупателями, как предполагается, станут государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
С лайнерами Superjet также было связано еще несколько новостей. Первая из них коснулась поставок уже построенных самолетов. 18 июня в рамках салона Le Bourget российские авиастроители передали мексиканской авиакомпании Interjet первый борт модели SSJ-100. Эта компания уже сделала твердый заказ на 20 самолетов и опцион на еще 10. Примечательно, что Interjet – первый западный заказчик новых российских пассажирских самолетов.
19 июня «Гражданские самолеты Сухого» и бахрейнская компания AeroLease подписали соглашение о финансировании лизинга «Суперджетов». Согласно этому документу, в будущем AeroLease будет брать на себя экономические аспекты лизинга поставляемых самолетов. В прошлом году российская сторона говорила о начале переговоров с бахрейнскими авиаперевозчиками на предмет поставок самолетов. Вероятно, договоренность достигнута, но авиакомпании Бахрейна вынуждены воспользоваться услугами лизинговых организаций. К концу текущего года ожидается подписание первых твердых контрактов на поставку SSJ-100 бахрейнским компаниям.
Стоит отметить, Sukhoi Superjet оказался не единственным российским пассажирским самолетом, ставшим предметом контрактов и соглашений. Так, корпорация «Иркут» и компания «ВЭБ-лизинг» подписали соглашение о намерениях, касающееся перспективного лайнера МС-21. Лизинговое подразделение Внешэкономбанка желает получить три десятка таких самолетов общей стоимостью 2,5 миллиарда долларов. Несмотря на столь крупные цифры, это соглашение не увеличило общие результаты России на салоне, поскольку пока речь идет только о намерениях сторон. Если все будет идти в соответствии с планами, то твердый контракт на поставку МС-21 может быть подписан на выставке Ле-Бурже-2017.
Военная техника
Как всегда бывает, наибольший интерес со стороны заказчиков вызвала российская авиатехника военного назначения. Так, еще за день до официального открытия выставки Le Bourget, 16 июня, США и «Вертолеты России» подписали очередной контракт на поставку многоцелевых вертолетов Ми-17В-5 для ВВС Афганистана. На этот раз заказчики готовы заплатить более 500 миллионов долларов за три десятка винтокрылых машин. После выполнения этого контракта в военно-воздушных силах Афганистана будет служить более шестидесяти таких вертолетов. По имеющимся данным, нынешний контракт может быть не последним, поскольку вертолеты семейства Ми-17 представляют большой интерес для заказчика ввиду специфических географических условий Афганистана.
Так же до начала выставки стало известно о планах на подписание нескольких других контрактов. В первый же день выставки Ирак заказал у России некоторое количество ударных вертолетов Ми-28НЭ. Согласно некоторым источникам, сумма этого контракта превысила четыре миллиарда долларов. Стоит отметить, по некоторым причинам в прессе произошел небольшой «раскол» относительно предмета договора. В ряде изданий утверждалось о покупке Ираком вертолетов Ка-52, однако впоследствии выяснилось, что ближневосточная страна получит вертолеты марки «Ми».
Стоит отметить, винтокрылая машина Ка-52 тоже удостоилась внимания публики и специалистов, но с ней связана не совсем приятная новость. Вечером 17 июня, когда пилот российского вертолета уже был готов начать показательный полет, ему запретили подниматься в воздух. По неназванным причинам организаторы выставки перенесли полет Ка-52 на более позднее время, а в воздух выпустили пару европейских Eurocopter Tiger. Первый показательный полет российского вертолета Ка-52 на выставке Le Bourget все же состоялся, но причины его переноса на несколько часов остались без объяснения. По информации РИА Новости и «Интерфакса», в назначенное время полета российской машины на выставке присутствовал французский премьер-министр Жан-Марк Эйро. Возможно, именно этот факт стал причиной внезапного изменения расписания летной программы.
Российские новинки
Ка-52 впервые демонстрировался на французском авиасалоне. Другой российской разработкой, ранее не летавшей на Le Bourget, стал истребитель Су-35С. Этот самолет пока не стал предметом новых контрактов, но вызвал большой интерес со стороны специалистов и гостей выставки. Эффектные показательные полеты и демонстрация истребителя на статической стоянке привлекли внимание публики и потенциальных заказчиков. Вероятно, страны, желающие приобрести такой самолет, в скором времени объявят о своих намерениях. Пока же Су-35С поставляется только российским ВВС, а вскоре несколько машин отправятся в Китай.
В воздухе и на стоянке демонстрировался учебно-тренировочный самолет Як-130. В дополнение к уже имеющейся информации об этом проекте представители компании-разработчика рассказали о своих планах. Сейчас Як-130 является в первую очередь учебным самолетом, хотя и способен нести ограниченное количество вооружения. В ближайшем будущем фирма «Яковлев» собирается сделать полноценную учебно-боевую модификацию этого самолета. Для этого планируется усилить планер, установить бронирование и соответствующее радиоэлектронное оборудование. Самолет получит радиолокационную станцию, оптико-электронную аппаратуру для использования управляемого оружия, системы радиоэлектронной борьбы и т.п. После такого обновления Як-130 сможет стать легким ударным самолетом. В настоящее время этот самолет поставляется заказчикам исключительно в учебно-тренировочной конфигурации. Модернизация и расширение возможностей, как ожидается, положительно скажется на его экспортных перспективах.
Новейший многоцелевой вертолет Ка-62 демонстрировался только в виде макета. К настоящему времени основные работы над этой машиной уже завершились и скоро состоится ее первый полет. Согласно нынешним планам «Вертолетов России», первый летный экземпляр может быть подготовлен к грядущему московскому салону МАКС-2013. Несмотря на тот факт, что испытания Ка-62 еще не начались, этот вертолет уже привлекает внимание заказчиков. Бразильская компания Atlas Táxi Aéreo в конце прошлого года подписала предварительное соглашение на поставку семи Ка-62. Еще столько же вертолетов предусматривается имеющимся опционом. Другие авиакомпании пока не выказывали желания приобрести новый российский вертолет, что, однако, может быть обусловлено нынешней стадией проекта. После демонстрации летного образца возможно резкое увеличение интереса к вертолету.
Во второй день выставки пришла новость, касающаяся, пожалуй, самого многообещающего российского авиационного проекта последних лет. Как рассказал президент Объединенной авиастроительной корпорации М. Погосян, Объединенная двигателестроительная корпорация завершила создание двигателя для перспективного истребителя Т-50. Завершено создание и доводка т.н. двигателя первого этапа. Такой силовой установкой будут оснащаться истребители первой серии. В настоящее время начато техническое проектирование более совершенного двигателя второго этапа. Эти моторы, в свою очередь, будут устанавливаться на Т-50 второй серии. Таким образом, на имеющихся сейчас прототипах истребителя эксплуатируются турбореактивные двигатели первого этапа. С ними самолет пройдет государственные испытания, запланированные на следующий 2014 год.
Международное сотрудничество
Сейчас Россия старается всячески продвигать свою продукцию на международном рынке. Так, для повышения перспектив вертолетов семейства Ми-8 в Южной Африке корпорация «Оборонпром» договорилась с компанией Denel Aviation (ЮАР) о расширении полномочий южноафриканского сервисного центра. Открытое в Йоханнесбурге в марте этого года ремонтное предприятие теперь сможет проводить не только техобслуживание гражданских и военных вертолетов российского производства, но и, при необходимости, производить сложный ремонт и модернизацию. Благодаря этому соглашению компания Denel Aviation получит большие преимущества перед другими организациями, осуществляющими ремонт вертолетов, а российские производители техники – дополнительный «козырь» в деле продвижения своей продукции на южноафриканском рынке.
Государственная корпорация «Ростех», в свою очередь, договорилась о сотрудничестве с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries (DAI). Стороны договора намерены создавать и строить новые легкие многоцелевые самолеты, которые должны прийти на смену устаревшим Ан-2 и L-410. Согласно имеющимся планам, в течение первого времени сборка новых самолетов будет идти в Австрии. Позже планируется перевести на российские предприятия часть, а затем и все технологические процессы. В качестве производственной площадки для самолетов совместной разработки рассматривается Уральский завод гражданской авиации (г. Екатеринбург). Такая сделка является выгодной для обеих сторон. Российская получит возможность использовать большой опыт австрийской компании, а та сможет выйти на новый большой рынок. По мнению генерального директора DAI К. Дриза, Россия является перспективным рынком, поскольку ее огромные территории нуждаются в большом количестве легких региональных самолетов.
Международное сотрудничество в области авиации набирает обороты. Как отметил заместитель министра обороны России Ю. Борисов, в последние годы изменился вектор отношения российской и зарубежной промышленностей. Так, ведущие зарубежные компании готовы не просто сотрудничать, но и работать на принципах лицензирования лучших технических решений, в том числе и с последующей локализацией в России. Тот факт, что западные компании готовы сотрудничать с нашей страной без дополнительных обещаний и уговоров Борисов назвал одним из самых ярких впечатлений от международного авиасалона в Ле-Бурже.
На воде и в космосе
В ходе пресс-конференций в рамках Le Bourget-2013 прозвучало несколько любопытных заявлений, касающихся не только авиации, но и других сфер международного сотрудничества, в том числе в военно-технической области. 18 июня Ю. Борисов опроверг появившуюся ранее информацию о непригодности универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» французского производства к службе в составе российского ВМФ. Все сведения о неприспособленности этих кораблей к северным широтам или невозможности использования отечественных горюче-смазочных материалов замминистра обороны объявил н соответствующими действительности. В то же время, Борисов огласил другую информацию, вызвавшую массу вопросов. По его словам, кормовая часть первого «Мистраля» для России будет строиться во Франции, поскольку петербуржское предприятие «Северная верфь» не справилась с этой задачей и сорвало сроки. Вопросы возникли по той причине, что строительством кормовой секции корабля занимается не «Северная верфь», а Балтийский завод. Более того, корма будущего корабля уже почти полностью готова и в ближайшее время будет отправлена во Францию.
В ходе салона Ле-Бурже-2013 Европейское космическое агентство и компания Thales Alenia Space подписали контракт, касающийся исследовательской программы ExoMars. В соответствии с этим документом Thales Alenia Space продолжит работы по созданию космического аппарата, предназначенного для изучения Марса. Европейское космическое агентство и Thales Alenia Space в 2016 году подготовят к запуску орбитальный зонд TGO, задачей которого будет исследование атмосферы Красной планеты. На этом зонде будет присутствовать несколько приборов российской разработки, созданием которых занимается НПО им. Лавочкина. Примерно через два года после этого две европейские и одна российская организации отправят к Марсу посадочную платформу с роботом-планетоходом. Российская сторона также обеспечит запуск космических аппаратов с космодрома Байконур.
Взгляд в будущее
Во время пресс-конференции 18 июня президент ОАК М. Погосян не преминул похвастаться успехами своей организации. Так, за текущий 2013 год планируется построить 40 гражданских самолетов, в том числе 26 «Суперджетов». В следующие годы планируется довести темпы до 60-70 бортов в год. Рост темпов имеет под собой вполне реальные основания в виде многочисленных заказов. По словам Погосяна, на 18 июня портфель заказов Объединенной авиастроительной корпорации превышал 740 самолетов общей стоимостью свыше одного триллиона рублей. Около трети этого количества заказов приходится на гражданскую авиационную технику. Президент ОАК также рассказал о планах относительно роста экономических показателей авиапрома. В прошлом 2012 году выручка корпорации составила 180 миллиардов рублей, а в этом должна вырасти до 220 миллиардов. К 2015 году планируется поднять этот показатель до 330 миллиардов рублей.[media=http://][media=http://]
И все же Погосян был вынужден признать, что Объединенная авиастроительная корпорация пока генерирует убыток. Только через два года она должна выйти на операционную прибыль, после чего станет давать постоянный доход. По мнению президента корпорации, ее приватизацию следует провести не ранее чем в 2018-2020 годах. Ранее сообщалось, что приватизация ОАК может произойти в 2014-2016 годах, но несколько месяцев назад руководство Росимущества стало говорить о возможном смещении сроков. Вероятно, приватизация организации действительно произойдет только в конце десятилетия.
В целом, прошедший на прошлой неделе авиасалон Le Bourget-2013 можно считать успешным для отечественных компаний. Конечно, в этот раз не было многомиллиардных контрактов на поставку десятков или даже сотен единиц техники, но на фоне предыдущих лет и имеющиеся достижения выглядят неплохо. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что успешность салонов определяется не только количеством и объемом подписанных контрактов, но и числом привлеченных покупателей. По вполне понятным причинам, заказы от таких клиентов появляются лишь через несколько месяцев после выставки, после соответствующих переговоров. Будем надеяться, показательные выступления и выставка отечественной продукции заинтересовали потенциальных заказчиков и в самое ближайшее время начнутся переговоры по контрактам.
По материалам сайтов: http://paris-air-show.com/ http://ria.ru/ http://rg.ru/ http://rus.ruvr.ru/ http://vedomosti.ru/ http://vz.ru/ http://lenta.ru/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+