Будем откровенны. Ни один человек, хоть немного интересующийся космонавтикой, не может отрицать того факта, что наивысшей своей точки в освоении космического пространства человечество достигло в конце 60-х годов прошлого века.
44 года прошло с тех пор, как человек вступил на поверхность Луны, и с тех пор… С тех пор человечество словно потеряло всякий интерес к дальнейшей космической экспансии, так что вся читанная нами в молодости фантастика так фантастикой и осталась.
Обычно слышишь аргумент, что лишь государственная программа может способствовать «вертикальному» прогрессу, в том числе исследованию и освоению космоса, а поскольку у нас ныне везде «нажива и чистоган», то и космос уступил смартфонам, интернету и уютным кафе. Однако в этом тезисе содержится и его опровержение, ведь в свое время две сверхдержавы ту же лунную гонку довольно быстро свернули, как только результат был достигнут, и победитель определен. Получается, что государство может заботиться о космической программе только тогда, когда она нужна для его идеологических целей, то есть целей принципиально не-космических, а вполне приземленных и с исторической точки зрения сиюминутных.
Чем-то похожим, кстати говоря, является и китайская космическая программа. Она настолько отчетливо носит имиджевый характер, за ней столь ясно видно желание стать полноценным признанным членом почетного космического клуба, что, даже если она и подтолкнет человечество на миллиметр дальше в космос, то этот миллиметр останется последним, как только задача окажется выполненной. И займется после этого руководство КНР делами вполне земными.
Государство как институт, в годы холодной войны так много сделавшее для космоса, исчерпало себя в качестве основного мотора космической экспансии. А если бы не холодная война, то я вообще сомневаюсь, что ракетно-космическая программа землян не ограничилась бы спутниками навигации и связи.
Однако в наш так называемый постиндустриальный век вдруг обнаружилось, что идея освоения космоса отнюдь не потеряла своей привлекательности, только теперь дерзкие проекты разрабатываются частными компаниями. И если государства действовали в соответствии с идеологическими установками (которым в космосе, вообще говоря, не место), то частники руководствуются отчасти долгосрочными (весьма долгосрочными) планами на экономическую выгоду, а отчасти духом предприимчивых людей фронтира. Это тот же самый дух, который толкал на Дикий Запад США повозки переселенцев и заставлял идти в Сибирь на новые земли русских крестьян и заводчиков.
И пока НАСА плачется о том, что проекты по пилотируемому полету на Марс будут невозможны без значительного увеличения финансирования, а государственные мужи спорят о деталях предоставления медицинской страховки, и даже менее амбициозный проект по возвращению образцов породы с Марса (MSR — MarsSampleReturn) страдает от бюджетных проблем, частные компании и неправительственные организации готовы к невиданному доселе свершению — организации постоянно действующей колонии на красной планете.
Любопытно, что главным застрельщиком проекта выступает Элон Маск, председатель совета директоров корпорации SpaceX, которая сегодня уже доставляет в частном порядке грузы на МКС. В свое время компании было поручено за 6 лет разработать систему, которая состыкуется с МКС, а за последующие 4 года обеспечит доставку грузов и астронавтов к МКС дешевле «Роскосмоса». Что ж, с первой задачей SpaceX справилась за четыре года, и нет никаких сомнений, что амбициозная корпорация, обогнавшая в этой гонке даже «Боинг», справится и со вторым этапом с опережением графика.
Планируется отправить на первом этапе на Марс 80 тысяч колонистов, подавляющее большинство которых уже никогда не вернется на Землю. Идея была поддержана международной неправительственной организацией MarsOne. И знаете что? В первые же две недели после анонса проекта 78 тысяч человек заявили о своем желании стать такими колонистами. Элон Маск и сам готов вкладывать деньги в проект, однако по всему миру также начался активный фандрайзинг. И деньги пошли, в том числе в виде небольших частных пожертвований.
Другим амбициозным проектом является план по использованию полезных ископаемых близких к Земле астероидов для снабжения межпланетных экспедиций и поддержания внеземных колоний. Этот проект разрабатывается компанией DeepSpaceIndustries. Недавно вблизи Земли пролетел астероид (не путать с Челябинским), который компания, используя спектральный анализ, оценила не много, не мало в 195 миллиардов долларов. Через пять лет DeepSpace обещает, что ее беспилотный аппарат сблизится с очередным астероидом, пролетающим мимо земли. Таким образом, будет подтверждена не только потенциальная ценность космической добычи ископаемых, но и ее физическая возможность.
И такого рода проектов, больших и поменьше, в мире (разумеется, прежде всего в Америке) великое множество. Свою систему запуска в космос с первой пилотируемой ступенью разрабатывает компания Stratolaunch Systems, продолжает работать над развитием космического туризма и суборбитальных межконтинентальных перевозок ScaledCompositesи VirginGalactics, даже в Швейцарии появились свои космочастники — компания Swiss Space Systems (S3). Это, разумеется, далеко не полный перечень.
Неслучайно Пол Аллен, соучредитель Microsoft, один из тех, кто стоит за StratolaunchSystems и поддерживал проект SpaceShipOne[1], детище ScaledComposites, принципиально отвергает монополию государства в космической сфере. Продав свою долю в IT-гиганте, он практически всю ее употребил на скупку мелких и средних инжиниринговых и конструкторских фирм с целью создать собственную космическую транспортную систему.
И Аллен, как мы видели, не один такой капиталист-энтузиаст. За освоение Солнечной системы силами частных корпораций высказывался и кандидат в президенты США на республиканских праймериз Ньют Гингрич.
Если дело так пойдет и дальше, то на земной орбите скоро будут по преимуществу частные спутники и пилотируемые космические корабли, а к другим планетам отправятся — кто знает! — может быть, те же космочастники.
На мой взгляд, все эту отнюдь не случайно. Сегодня уровень технологий в области разработки новых материалов, вычислительной техники, точной механики и двигателестроения уже не требует концентрации всех усилий в одном месте под вертикальным чиновничьим управлением. А, с другой стороны, создаются все условия для того, чтобы частный собственник и в космосе доказал свою бóльшую эффективность по сравнению с государством.
Куда заведет в конечном итоге такая возможная «приватизация» космического пространства, сказать сложно, но похоже, что стоит перечитать нескольких фантастов, которые об этом писали. Да и прочим интеллектуалам пора об этом поразмыслить — фантастикой это быть перестает.
Стоит также взглянуть и на нашу космическую отрасль, которая со времен распада СССР не вводила в строй не только по-настоящему новых технологий, но даже не попробовала никаких других форм управления и кооперации. Все, что приходит в голову нашему депутату и чиновнику — это попытка все еще раз централизовать. Не думаю, что это оптимальный способ оставить рядом в мировой культуре слова «русский» и «космос».
[1] Эта полностью многоразовая система из самолета носителя и космического планера обеспечила выход безвоздушное пространство (но не на орбиту) двух человек. Сегодня испытательные полеты в атмосфере проходитSpaceShipTwo, а проектируется уже две модификации SpaceShipThree — для выхода на орбиту и суборбитальных межконтинентальных перелетов.
Статья крайне спорна по своим выводам, особенно о отсутствии смыслов гос программ развития космоса кроме идеологических. А мониторинг, в получение новых материалов, а процессы экспансии и обороны? Тем не менее статья интересна так как отражает мотивы проникновения частного капитала в космическую сферу, хотя говорить об освоении космоса частными компаниями пока не приходится. Это датируемые мероприятия. Поэтому идеологический окрас носят сейчас именно частные полеты. Уж точно не экономический характер.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
44 года прошло с тех пор, как человек вступил на поверхность Луны, и с тех пор… С тех пор человечество словно потеряло всякий интерес к дальнейшей космической экспансии, так что вся читанная нами в молодости фантастика так фантастикой и осталась.
Ну а что тут удивляться? Переплюнуть американцев в фальсификации с каждым годом сложнее и сложнее. А вот если вычеркнуть высадку на луне, то развитие и не прекращалось, несмотря на пик добычи нефти и развал СССР.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 657
Рейтинг поста:
Ну а что тут удивляться? Переплюнуть американцев в фальсификации с каждым годом сложнее и сложнее.
А вот если вычеркнуть высадку на луне, то развитие и не прекращалось, несмотря на пик добычи нефти и развал СССР.