AFP AFP
С момента первого полета в космос в 1961г. советского космонавта Юрия Гагарина ведущую роль в непростой судьбе мировой пилотируемой космонавтики играли финансисты и политики. Во многих случаях именно от политической воли и экономических факторов, а вовсе не технических сложностей поставленных задач, зависела судьба грандиозных внеземных проектов.
Вопреки затяжному кризису, сотрясающему мировую экономику, космическая гонка продолжается и сегодня. Исследования на орбите в крайне враждебной и опасной для человека среде, где самая пустяковая ошибка может стоить жизни, не прекращаются. На днях очередная долгосрочная экспедиция вернулась на землю с Международной космической станции, пробыв на орбите 126 дней. Следующими на МКС 19 декабря должны отправиться российский космонавт Роман Романенко, астронавт NASA Томас Машберн и канадец Крис Хэдфилд.
РБК выяснил, сколько сегодня тратят ведущие мировые державы на космические исследования, и сможет ли Россия в обозримом будущем обзавестись собственной базой на Луне.
Крушение "Мира"
Предтечей обитаемой Международной космической станции (МКС) была советская орбитальная станция "Мир". К концу 1970-х гг. у СССР уже был успешный опыт эксплуатации семи станций "Салют", в которых российские, а позднее и иностранные космонавты провели в общей сложности более 1600 суток. В феврале 1979г. советские ученые и инженеры начали разработку базового блока и научного оборудования для будущей станции "Мир".
Однако в судьбу "Мира" вмешались события очередного витка холодной войны между США и Советским Союзом: к 1984г. работы по орбитальной станции фактически заморозили, бросив все силы и средства на создание космолета "Буран". Отечественный орбитальный корабль-космоплан создавался по заказу Минобороны СССР в пику американским системам Space Shuttle (космический челнок). Тогда же президент США Рональд Рейган объявил о начале так называемой программы "Звездных войн" - долгосрочной программы противоракетной обороны с элементами космического базирования.
Американские шаттлы способны были выводить на низкую околоземную орбиту до 24 т груза и до восьми астронавтов. Советское руководство опасалось, что США смогут использовать новые космические корабли в военных целях (в частности, для доставки на орбиту ядерного оружия). Очередное военно-техническое противостояние США и СССР затормозило проект советской орбитальной станции. Он был возобновлен только по личному распоряжению секретаря ЦК КПСС Григория Романова.
В итоге в феврале 1986г. на орбиту отправился базовый блок будущей станции, к которому в течение следующих десяти лет пристыковали еще шесть модулей. Станция "Мир" стала первым универсальным орбитальным научно-исследовательским комплексом.
Фото ИТАР-ТАСС, орбитальная космическая станция "Мир", 1986 г.
За 15 лет эксплуатации на станции "Мир" побывали более 100 космонавтов и астронавтов из 12 стран, в том числе в рамках российско-американской программы "Мир-Шатлл". Здесь было проведено 23 тыс. экспериментов, а в 1994-1995гг. российский космонавт Валерий Поляков установил мировой рекорд непрерывного пребывания в космосе - 437 суток и 18 часов.
К концу 1990-х после столкновения с грузовиком "Прогресс" на станции начали происходить многочисленные поломки, которые стали формальной причиной отказа от ее дальнейшей эксплуатации. Российское правительство посчитало нецелесообразным выделять по 200 млн долл. в год (около 5,5% от нынешнего ежегодного бюджета Роскосмоса) на содержание "дряхлеющей" станции. Не помогли ни многочисленные протесты научных кругов и космонавтов советской закалки, ни проекты по спасению "Мира", включая предложение киношников по съемкам на станции блокбастера. 21 марта 2001г. Россия затопила "Мир" вместе с находившимся на нем уникальным оборудованием в Тихом океане у островова Фиджи, тем самым утратив монополию на постоянно обитаемый космос. На тот момент первая экспедиция уже работала на Международной космической станции, где значительная роль принадлежит американскому аэрокосмическому агентству NASA.
Черная дыра мировой экономики
Освоение космоса всегда было не только опасным, но и весьма дорогим занятием. Так, затраты на строительство и эксплуатацию МКС с начала работ над проектом в 1980-х гг. по 2010г. оцениваются в сумму более 150 млрд долл. Ежегодный вклад США в МКС составляет порядка 2,5 млрд долл. Внушительные суммы каждый год тратят на программу международной орбитальной станции Европейское космическое агентство (порядка 2 млрд евро, включая вклад Еврокомиссии и национальных агентств) и японское аэрокосмическое агентство JAXA (на содержание модуля "Кибо" тратится 350-400 млн долл., сам модуль стоит 2,8 млрд долл.).
По словам руководителя пилотируемых программ Федерального космического агентства РФ (Роскосмоса) Алексея Краснова, на российском сегменте МКС установлено научное оборудование примерно на 15 млрд руб. "Если говорить о стоимости всего российского сегмента станции - это более 100 млрд руб. Затраты России на пилотируемую космонавтику составляют более 30 млрд руб. в год", - отмечает он. Учитывая, что РФ имеет право на нахождение трех космонавтов на МКС (на половину членов экипажа), пребывание на орбите каждого из них обходится российскому бюджету ежегодно в 10 млрд руб.
Существенно сократить расходы на разработку аппаратов, вошедших в состав российского сегмента МКС - модулей "Заря" (принадлежит NASA), "Звезда", "Пирс", "Поиск" и "Рассвет" - помог советский задел, созданный еще при работе над станцией "Мир".
В год Россия осуществляет 4 пилотируемых запуска, еще 4-5 грузовых кораблей отправляются на орбиту с провизией, вещами и оборудованием для космонавтов.
С начала 2000-х гг. бюджет Роскосмоса вырос со считанных миллиардов до десятков миллиардов руб. В 2005г. он составлял уже более 25 млрд руб., а в 2012г. перешагнет отметку в 100 млрд руб. Не меньшую сумму российское космическое агентство рассчитывает получить и в будущем году. Если еще 5-6 лет назад бюджеты Роскосмоса и NASA различались на порядок (в пользу американцев), то сегодня Россия начинает понемногу догонять США. "И это правильно, потому что космос дешевым быть не может, - считает А.Краснов. - Это вопрос безопасности, который стоит во главе угла".
Вместе с тем, судя по порядку цифр, необъятный космос, как огромная черная дыра, способен "переварить" любой, даже самый фантастический бюджет.
Второй "крестовый поход" на Луну может начаться в 2025г.
В свое время по экономическим соображениям была свернута программа национальной американской орбитальной станции Freedom, в прошлом году США закрыли программу "Шаттл", а сами космические челноки отправили в музеи.
Тем не менее администрация США не отказывается от амбициозных планов по возобновлению своей лунной программы и пилотируемому полету на Марс к середине 2030-х гг. Бюджет NASA на следующий год составляет более 17 млрд долл., из которых на научные изыскания направят почти 5 млрд долл., а 4 млрд долл. вложат в разработку новых средств доставки и космических аппаратов (включая сверхтяжелую ракету Space Launch System и универсальный пилотируемый корабль Orion).
AFP, универсальный пилотируемый корабль Orion
Вслед за американцами о "базах на Луне" заговорили и в России. Недавно идея была озвучена вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным, по мнению которого лунная программа "придаст импульс развитию космической отрасли страны", став "локомотивом" отечественной космонавтики. Эскиз ракеты тяжелого класса, способной доставить пилотируемый корабль к Луне, научно-производственный центр им.Хруничева должен представить в Федеральное космическое агентство России уже в следующем году.
В самом Роскосмосе считают, что программа по созданию пилотируемых систем на орбитах Луны может появиться примерно к 2023-2025гг. "Это может быть окололунная орбита, "точка Лагранжа" и исследование из этой точки спутника Земли с использованием робототехники, а также отдельные экспедиции на Луну с пилотируемого комплекса на окололунной орбите", - пояснил РБК глава пилотируемых программ Роскосмоса А.Краснов. Проект создания базы на поверхности Луны, по его мнению, может быть только международным. "Не потянем его экономически не только мы, но никакая другая страна", - считает он.
По словам высокопоставленного сотрудника Роскосмоса, более рационально стоит рассматривать промежуточный вариант – создание пилотируемой базы на орбите спутника Земли. "На Луну никто не будет летать с той же частотой, как на МКС. Присутствие человека в космосе в районе Луны будет измеряться неделями - всего несколько недельных экспедиций в год. Выполнение остальных задач должны обеспечивать робототехнические средства", - отметил А.Краснов.
Согласно официальным данным, по программе "Аполлон" (программа, принятая США в 1961г. для высадки на Луну) были совершены 6 успешных высадок астронавтов NASA на спутник Земли. Как известно, первым на Луну ступил американец Нил Армстронг в 1969г. Последняя экспедиция по программе "Аполлон" была осуществлена в 1972г. Высадка советских космонавтов на Луну так и не состоялась.
Пока неясно, сможет ли Россия в ближайшие десятилетия взять реванш за проигранную США лунную гонку в 1960-е гг. Очевидно одно — крупнейшие мировые державы не намерены сворачивать программы по освоению дальнего космоса. Какое место займет Россия в этой гонке космических технологий, вновь будет зависеть от политической воли и экономических возможностей.
В следующей статье РБК "Звездные войны" читайте о том, как Россия собирается заработать на выращивании белков в космосе, сколько нужно провизии для полета на Марс и как живут сегодня космонавты на МКС.
Александр Волобуев, РБК
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 11
Рейтинг поста: