» » » Планетарная гонка

Планетарная гонка

1-09-2012, 10:25 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 334)

Планетарная гонка

6 августа поверхности Марса коснулся исследовательский аппарат Curiosity. Проект MSL (Mars Science Laboratory – Марсианская научная лаборатория) вызвал большой интерес со стороны широких народных масс. Ажиотаж по поводу полета Curiosity можно сравнить разве что с реакцией на полеты советских «Луноходов». По ряду причин, Советский Союз и Россия пока не смогли отправить на Красную планету самоходную исследовательскую станцию, однако до сих пор нашей стране принадлежит немало других достижений, связанных с «планетарной гонкой». Так, наша страна до сих пор лидирует по количеству небесных тел, на которых высаживалась отечественная техника.

Марсоход Curiosity на Марсе

Счет посещенным небесным телам был открыт 14 сентября 1959 года, когда советская автоматическая станция «Луна-2» достигла поверхности естественного спутника Земли и произвела жесткую посадку. Научное оборудование станции было сравнительно простым. Тем не менее, в ходе полета были проведены все запланированные исследования, а на Луну был доставлен памятный вымпел с гербом СССР. Кроме того, советская космическая отрасль в очередной раз показала свой потенциал – до «Луны-2» ни один аппарат не садился на поверхность других планет и спутников. После «Луны-2», до закрытия программы в 1977 году, еще 13 советских автоматических станций достигли поверхности Луны и выполнили исследовательскую программу, полностью или частично. Аппараты «Луна-17» и «Луна-21» также известны тем, что доставили на спутник Земли самоходные исследовательские комплексы «Луноход-1» и «Луноход-2» соответственно. Стоит отметить, что «Луноход-1» был первым в мире планетоходом, успешно высадившимся на поверхность небесного тела.Главный и единственный конкурент Советского Союза в освоении космоса – США – смог отправить свой аппарат к поверхности Луны значительно позже. Так, станция Ranger 4 коснулась поверхности спутника только в апреле 62-го. Кроме того, все аппараты программы «Рейнджер» не предназначались для мягкой посадки. Они производили измерения и вели съемку окружающего пространства только до тех пор, пока не происходило столкновение с твердой поверхностью спутника. Первая американская мягкая посадка на Луну, в ходе которой не пострадала аппаратура, состоялась только в 1966 году. В начале июня-месяца американский аппарат Surveyor 1 успешно прилунился в кратере Флемстид. Стоит отметить, что и тут американский аппарат не смог стать первым – 31 января того же года мягкую посадку на спутнике совершила советская автоматическая станция «Луна-9». Что касается самоходной техники, то в этой сфере американцы тоже отстали на несколько месяцев. Первый их лунный автомобиль LRV, предназначенный для транспортировки астронавтов, вошел в состав оборудования экспедиции Apollo 15 и был опробован в реальных условиях только в конце июля 1971 года, на восемь месяцев позже «Лунохода-1».

Как видим, единственный «выигрыш» США в лунной гонке касается только пилотируемых полетов на Луну. Можно долго спорить о количественном и качественном соотношении достижений, но лучше обратиться к истории изучения других небесных тел, например, Венеры. По ряду причин, США никогда не рассматривали Венеру в качестве приоритетного направления космических исследований. Поэтому первый пролет автоматической станции вблизи этой планеты был осуществлен аппаратом советской разработки. В мае 1961 года станция «Венера-1» прошла примерно в ста тысячах километрах от планеты. Во время этого этапа полета по техническим причинам отсутствовала связь со станцией. Немного более удачным оказался полет американской станции Mariner 2. В декабре 1962 года она прошла на втрое меньшем расстоянии от Венеры и сумела собрать ряд информации. В частности, были получены доказательства ряда гипотез относительно венерианской атмосферы. Начиная со станции «Венера-3», почти все советские аппараты этой программы предназначались для спуска в атмосфере. Однако на момент создания третьей станции серии еще не было известно несколько вещей о газовой оболочке планеты. Поэтому спускаемый аппарат «Венеры-3» довольно быстро был уничтожен агрессивной средой. В дальнейшем такую особенность второй планеты от Солнца учли и стали принимать меры по защите оборудования спускаемых станций настолько, насколько это возможно. Благодаря всем произведенным изменениям, станции «Венера-5» и «Венера-6» в январе 1969 года смогли спуститься на сравнительно небольшую высоту над поверхностью, во время спуска собирая информацию относительно состава, плотности и других параметров венерианской атмосферы. В то же время, обе станции разрушились на высоте около 15-20 километров или ниже. Передача данных прекращалась по достижении высоты порядка 18 километров.

Первый спуск на поверхность Венеры состоялся 15 декабря 70-го. Спускаемый аппарат станции «Венера-7» провел в атмосфере планеты около 53 минут, после чего пропал сигнал. Примерно полчаса из этого времени ушло на спуск при помощи парашюта, после чего в течение 20 минут спускаемый аппарат передавал данные о температуре. Во время входа в венерианскую атмосферу произошел отказ передающего коммутатора телеметрии, вследствие чего на Землю уходила только информация о температуре окружающей среды. Остальные датчики, по-видимому, функционировали, но сигнал не проходил. До 1981 года к Венере было отправлено еще семь автоматических станций, предназначенных для спуска на поверхность. В 1972 году «Венера-8» взяла пробы грунта, а летом 75-го девятая и десятая станции серии прислали на Землю первые черно-белые фотографии поверхности. В 81-м станция «Венера-13» произвела запись звука и цветное панорамную телесъемку с места посадки.

Стоит признать, что американцам все же удалось высадить свой аппарат на поверхность Венеры. В ноябре 1978 года от космического аппарата Pioneer Venus Multiprobe (часто встречается название «Пионер-Венера-2») отстыковалось три спускаемых аппарата, предназначенных для исследования атмосферы. Согласно первоначальным планам, все четыре мини-станции должны были разрушиться в атмосфере, однако один из аппаратов смог добраться до поверхности планеты и около часа передавал информацию оттуда. Такое непредвиденное развитие событий сильно удивило сотрудников NASA, а также помогло получить ряд информации о нижних слоях атмосферы, изучать которые планировалось значительно позже. По ряду причин экономического, технического и политического характера «Пионер-Вега-2» остался последним на данный момент автоматическим космическим аппаратом американского производства, который предназначался для исследований Венеры.

Следующей целью земной космонавтики стала четвертая планета Солнечной системы. Так уж сложилось, что именно с Марсом связано множество легенд, литературных произведений и т.д. Однако изучение Красной планеты оказалось гораздо более трудным, чем представлялось мечтателям и литераторам. В деле начала марсианской программы снова первым был Советский Союз. В октябре 1960 года была запущена автоматическая станция «Марс-1960А». К сожалению, на пятой минуте полета произошел отказ оборудования ракеты и была подана команда на самоуничтожение. Всего через четыре дня с Байконура стартовала новая ракета-носитель, на которой находился аппарат «Марс-1960Б», почти полностью аналогичный предыдущему. На этот раз запуск тоже кончился аварией – из-за проблем с двигателями ракеты-носителя космический аппарат сгорел в атмосфере. Осенью 62-го было произведено еще два запуска станций для изучения Марса, один из которых оказался удачным. Через несколько дней после потери аппарата «Марс-1962А» на орбиту Земли удачно вышел «Марс-1». На подходе к Марсу на станции произошел отказ ряда систем, из-за чего программа полета была выполнена далеко не полностью. На Землю отправилась только та информация, какую можно было получить на сравнительно большом расстоянии от Марса.

США включились в исследования Марса только в 1964 году. В ноябре-месяце к Красной планете было отправлено сразу две станции: Mariner 3 и Mariner 4. Первая при подходе к цели не смогла сбросить кожух-обтекатель и развернуть солнечные батареи. Как следствие, аппарат остался без энергоснабжения. Летом 65-го следующий «Маринер» успешно приблизился к Марсу и сделал несколько фотографий. Передача данных на Землю продолжалась до начала октября того же года, когда станция вышла из «поля зрения» наземной приемо-передающей аппаратуры. Сейчас 3-й и 4-й «Маринеры» вращаются по гелиоцентрической орбите. Следующий облет Марса американскими аппаратами произошел летом 1969 года. Автоматические станции Mariner 6 и Mariner 7 прошли вблизи планеты, измерили ряд важных параметров, а также провели фотосъемку в общей сложности пятой части поверхности. После съемки они так же вышли на гелиоцентрическую орбиту.

Планетарная гонка
Спускаемый аппарат станции "Марс-3"

До определенного времени все изучение Марса сводилось к отправке автоматических станций, которые должны были пролетать вблизи планеты. Осенью и зимой 1971 года исследования Красной планеты наконец приняли форму настоящей гонки. С разницей в несколько недель произошли три важных события. 14 ноября NASA заявило, что их станция Mariner 9 успешно вышла на орбиту Марса. «Маринер-9» оказался первым космическим аппаратом, который стал искусственным спутником другой планеты. 27 ноября того же года от советской автоматической станции «Марс-2» отстыковался спускаемый аппарат. Он должен был произвести посадку на поверхность планеты и провести ряд исследований, которые невозможны при пролете мимо Марса или на его орбите. Основной блок «Марса-2» вышел на орбиту планеты, а спускаемый аппарат начал маневрирование для посадки. Из-за ошибок при программировании спуска произошло крушение: спускаемый аппарат вошел в атмосферу под слишком большим углом, вследствие чего не успел затормозить и разбился. Таким «оригинальным» образом спускаемый аппарат стал первым объектом на Марсе, который имеет земное происхождение. На корпусе станции был закреплен вымпел СССР. 2 декабря с орбитальной станции «Марс-3» был сброшен второй посадочный модуль. Он штатно вышел на посадочную траекторию и осуществил первую в истории мягкую посадку на Марс. Согласно программе, спускаемый аппарат начал передачу изображения панорамы места посадки. По неустановленным причинам, фотография представляла собой нечеткое изображение с едва заметными линиями. Примерно через 15-20 секунд после начала передачи спускаемый аппарат перестал передавать сигнал. Отключение и потеря автоматической станции привели к срыву одного интересного проекта. На борту обоих спускаемых аппаратов находились т.н. приборы оценки проходимости на Марсе (ПрОП-М). Миниатюрные аппараты (масса 4,5 кг и размеры не более 22-25 см) должны были «ходить» по поверхности Красной планеты, используя принцип движения шагающих экскаваторов. Задачей ПрОП-М был сбор сведений о характере марсианской поверхности и допустимых нагрузках на нее. Ввиду крушения одного спускаемого аппарата и отключения другого ПрОП-М не были высажены на марсианский грунт и не произвели измерения. Стоит отметить, что при благоприятном стечении обстоятельств мини-марсоходы стали бы первой самоходной техникой на Марсе.

Дальнейшие исследования Марса учеными обеих сверхдержав шло с переменным успехом. Удачные и неудачные миссии следовали одна за другой, что в значительной мере затрудняло изучение планеты. Одновременно с этим почти все основные достижения в исследовании Марса уже были «разобраны». Оставался только успешный проект марсохода. С конца восьмидесятых NASA развернуло работы по этой тематике. Результатом разработки стал запуск ракеты-носителя Delta II, состоявшийся 4 декабря 1996 года. Полезной нагрузкой ракеты был аппарат Mars Pathfinder, в состав которого входил спускаемый аппарат и марсоход Sojourner. 4 июля следующего года спускаемый аппарат благополучно произвел посадку на поверхность Красной планеты. Результатом миссии стал сбор 17 тысяч фотографий марсианского ландшафта и 15 анализов грунта.

В январе 2004 года на Марс были «десантированы» сразу два самоходных аппарата – Spirit и Opportunity. Программа исследований Mars Exploration Rover, в ходе которой была осуществлена высадка двух марсоходов, подразумевала проведение ряда геологических анализов, а также поиск свидетельств существования на Марсе жидкой воды. К настоящему времени все цели программы выполнены, а кроме того установлен рекорд продолжительности работы планетохода. Вместо первоначально планировавшихся трех месяцев марсоход «Спирит» проработал шесть с лишним лет, а «Оппортьюнити» функционирует до сих пор.

Стоит отметить, что все американские проекты марсоходов были созданы уже после окончания Холодной войны. Этому занимательному факту может быть несколько объяснений. Самое правдоподобное из них касается «накачки» космической отрасли, которая достигла наибольших результатов уже после того, как отпала надобность в постоянном опережении заокеанских конкурентов. Кроме того, отсутствие конкуренции привело к тому, что на борту марсохода Curiosity находятся измерительные приборы и исследовательская аппаратура, произведенная в разных странах, в том числе и в России. Этот факт наглядно иллюстрирует один очевидный тезис: освоение космоса должно вестись сообща всеми развитыми странами. Кроме того, как показывает практика, совместные проекты по какой-то непонятной причине, оказываются немного более успешными, чем «свои».

Такой подход к осуществлению космических программ помогает значительно упростить работы по разработке и сборке аппаратов. С учетом сложности и дороговизны доставки автоматических станций на другие планеты, это будет нелишним. С другой стороны, пропадает стимул к развитию собственных проектов – совместные достижения могут быть не столь приятны и полезны в пропагандистском плане, как собственные. В то же время, постоянно растущая стоимость космических программ не оставляет выбора. Возможно, в самом ближайшем будущем в мире не останется крупных и серьезных космических проектов невоенного назначения, которые будут вестись странами в одиночку. Поэтому былые достижения времен Холодной войны могут стать последними историческими событиями, которые будут принадлежать одной стране, а не научно-техническому содружеству. Хотя, стоит признать, очень приятно осознавать, что именно твоя страна первой отправила человека в космос, совершила облет спутника Земли или планеты, а также первой отправила на нее свою автоматическую станцию.

По материалам сайтов:
Автор Рябов Кирилл