» » » На марсианском плато Фарсида обнаружена вереница круглых ям

На марсианском плато Фарсида обнаружена вереница круглых ям

6-04-2012, 20:40 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 566)

На марсианском плато Фарсида обнаружена вереница круглых ям

Дмитрий Целиков

В регионе Фарсида, который размером почти с Европу, марсианская поверхность выгибается на несколько тысяч метров в высоту. Там немало необычных форм ландшафта, об одной из них и будет наш рассказ.

Космический аппарат Mars Express сфотографировал ряд линейных разломов, в которых располагаются цепи кратеров глубиной до 1 500 м. Мнения исследователей о происхождении этой цепи разделились.

Здесь и ниже изображения German Aerospace Center.

Эти геологические образования замечены в нескольких местах марсианского нагорья. Вереницы округлых ям постоянно формируются вдоль разломов и трещин хрупкой марсианской коры, и процессы, приводящие к их образованию, могут быть совершенно разной природы. Такие цепочки часто появляются на склонах мелких щитовых вулканов с подошвами очень большого диаметра. Когда лава остывает и затвердевает, интерьер вулканов остаётся в жидком состоянии и продолжает течь, словно по трубе, создавая подземные полости. Когда вулканическая активность затухает, такая лавовая трубка может оставаться под землей. Со временем отдельные участки её крыши рушатся, оставляя круглую ямку на поверхности. Подобные туннели есть и на Земле — например, на Гавайях.

Кратеры могут образоваться и в результате чисто механических процессов, не связанных с вулканизмом. По мере того как марсианская кора растягивается, появляются широкие и длинные трещины. Со временем поверхность проседает — отсюда и ямки.

Третье объяснение — воздействие подземных вод. Подобное явление можно наблюдать в карстовых регионах на Земле — например, в Швабской Юре на юго-западе Германии. Подземные воды содержат углекислый газ, он растворяет известняк, образуя подземные пещеры, свод которых иногда рушится под собственным весом. Впрочем, на Марсе известняка нет, а насчёт воды есть сомнения.

Существование таких пещер — весьма интригующий момент. Космонавты смогут укрываться в них от радиации. Микроорганизмы тоже могут спастись там от негостеприимных условий, царящих на поверхности планеты.

Все приведённые здесь изображения были получены 22 июня 2011 года с высоты 400 км. Разрешение составляет около 20 м на пиксел. Изображён участок с координатами 23˚ северной широты и 257˚ восточной долготы.

Подготовлено по материалам Германского аэрокосмического центра.

Источник: compulenta.ru.

1. » #1 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (10 апреля 2012 14:00)

А вот как реагирует на сие желтая пресса обратите внимание на классическую провокацию в заголовке:

Ученые нашли на Марсе тоннели-убежища

Астрономы из Европейского космического агентства, просмотрев новые снимки, полученные с помощью искусственных летательных аппаратов ESA, пришли к выводу, что жизнь на Марсе возможна - причем, не только в виде бактерий. На фотографиях, где изображено марсианское плато Тартис, видны разветвленные сети подземных тоннелей, которые, как считают ученые, образовались в процессе активной вулканической деятельности. Марсианские вулканы, которые перестали извергаться миллионы лет назад, образовали уникальные естественные убежища, ставшие в далеком прошлом местом накопления воды.

По мнению некоторых ученых, если вода там сохранилась до сих пор, то там можно искать жизнь. Однако пока астрономы не могут это проверить.

При этом если тоннели окажутся незаселенными, то их можно будет использовать в проектировании первых марсианских городов, сообщает
    MIGnews.com.

Напомним, в англоязычных СМИ в понедельник прокатилась волна сообщений о результатах фотосъемки космического аппарата Mars Reconnaissance Orbiter, которому удалось запечатлеть на поверхности загадочной Красной планеты изображение слона.

Ученые объясняют фотографию эффектным расположением слоев застывшей лавы, которые образовали невероятно похожий на земного слона рисунок. На нем можно увидеть хобот, глаз и округлую форму черепа. Получить изображения удалось при помощи камеры HiRISE, принцип действия которой позволяет получить снимок объекта размером не более 0,5 метра.

Несмотря на радостные восклицания тех, кто верит в жизнь на Марсе, ученые не торопятся признавать связь между узнаваемыми изображениями и реальной вероятностью наличия на Красной планете разумной жизни.