» » » Российские учёные проникли в озеро Восток

Российские учёные проникли в озеро Восток

8-02-2012, 14:51 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (8) | просмотров: (4 333)

Российские учёные проникли в озеро Восток

Озеро Восток (показано кружком) — далеко не единственное подлёдное озеро в Антарктиде, их там почти полторы сотни, но оно — крупнейшее. А ещё на этом континенте существуют и скрытые реки (фото NASA GSFC).

После трёх десятилетий бурения учёные из Российской антарктической экспедиции довели скважину до озера Восток, скрытого подо льдом на глубине почти четырёх километров.

Это озеро изолировано от атмосферы и биосферы в течение сотен тысяч лет, а потому может обладать уникальной экосистемой. Исследователи предполагают, что в озере могут найтись бактерии, приспособившиеся к жизни в абсолютной тьме, при низкой температуре и высоком давлении.

Косвенные признаки таких микроорганизмов-экстремофилов учёные нашли ещё несколько лет назад, когда до поверхности озера оставалось пройти более 100 метров.

Схема окружения озера (иллюстрация Nature).

О необходимости сохранения гипотетической экосистемы нетронутой, а озеро запечатанным — учёные говорили давно. Из-за этой проблемы бурение прерывалось в прошлые десятилетия. Нужно было разработать технологию проникновения в озеро без загрязнения его извне.

Такой способ был придуман в Арктическом и Антарктическом НИИ в 2000 году. Вкратце он работает так: растущую скважину заполняют заливочной жидкостью – смесью керосина и фреона, которая изолирует озеро от внешнего мира. При этом вес столба жидкости недостаточен для компенсации давления в озере. Так что в момент проникновения бура в воду она начинает вытеснять керосин вверх по скважине.

Размеры озера Восток составляют 250 х 50 км (фото NASA GSFC).

В нынешнем году бурение было возобновлено 2 января. А 5 февраля, по информации «РИА Новости», отечественные специалисты завершили бурение и достигли поверхности озера на глубине 3768 метров.

Последние десятки метров скважины представляли собой фактически воду из озера. В поднятом с глубины керне было обнаружено немного бактерий (2-3 клетки на миллилитр), но они вполне могут быть результатом поверхностного загрязнения образца при транспортировке или в лаборатории. Потому говорить об обитаемости Востока или его стерильности слишком рано.

Помимо биологических исследований изучение озера и укрывающего его льда должно продвинуть реконструкцию климата древней Земли. AFP передаёт слова пресс-секретаря ААНИИ Сергея Лесенкова: «Нижний слой льда был сформирован 400 тысяч назад, поэтому по составу пузырьков газа в нём можно судить о составе атмосферы 400 тысяч лет назад и за время, прошедшее с момента формирования озера».

Источник: membrana.ru.

1. » #8 написал: RF (9 февраля 2012 14:16)

Цитата: Korobon
    Например, для чего?

Да все для того же , получить доступ к чему то , что очень долгое время там лежит запечатанное  и в хорошей сохранности, со времен когда тот континент был не подо льдом  и вполне мог быть обжитым , а может быть даже центром тогдашней цивилизации.
    И если там что то есть оно там надежно хранилось  и никто по нему не лазил , не сбивал фрески, не разворовывал , не сжигал  свитки ...        как в остальном открытом мире.

2. » #7 написал: god (9 февраля 2012 07:09)

публикация 17301
    Озеро Восток могут населять любящие кислород "инопланетяне"

МОСКВА, 9 фев - РИА Новости. В толще воды антарктического подледного озера Восток могут обитать только абсолютно новые, не известные современной науке живые организмы, которые способны существовать при сверхвысокой концентрации кислорода в воде, сказал РИА Новости Сергей Булат, заведующий группой криоастробиологии Лаборатории генетики эукариот Петербургского Института ядерной физики (ПИЯФ).

"Науке неизвестна группа "кислородолюбивых" бактерий, я бы их назвал "оксигенофилы", так как бактерии появились до кислорода. Если она будет обнаружена, то это фундаментальное открытие в области эволюции жизни. А если жизни там нет, то это не меньшее открытие, значит, это будет единственная безжизненная область на Земле", - сказал он.

Российским ученым в понедельник, 5 февраля, впервые удалось проникнуть в озеро Восток, которое было изолировано от внешнего мира в течение миллионов лет. На глубине 3769,3 метра буровой снаряд достиг озерной воды. Теперь бурение остановлено, а в декабре 2012 года ученые вернуться, чтобы "выбурить" свежезамерзшую" озерную воду. Ученые надеются обнаружить в образцах реликтовые организмы, которые смогли адаптироваться к жизни в уникальным условиях подледного озера.

Так не бывает

Согласно расчетам ученых, вода озера Восток должна быть перенасыщена кислородом - его концентрация настолько высока, что известные сейчас бактерии просто не могут существовать в таких условиях.

"Мы полагаем, что озеро сверхнасыщено кислородом, потому что над ним плавится ледник, который питает его воздухом, содержащимся во льду. А озерный лед, который замерзает медленно, газов в себе не содержит, значит, кислород накопился в озере", - сказал Булат.

По его словам, в воде может быть растворено до 0,7-1,3 грамма кислорода на литр, что губительно для бактерий.

"Если в водной колонке будет найдена микробная жизнь, которая устойчива к такому высокому давлению кислорода, то это будет величайшее открытие, так как такая жизнь на Земле науке вообще не известна. Получится, что мы найдем внеземную жизнь на планете Земля", - сказал ученый.

Кроме того, потенциальные жители Востока должны хорошо переносить давление в 400 атмосфер и постоянный холод - в озере температура составляет около 2-3 градусов выше нуля. Кроме того, в воде почти нет растворенных органических веществ, а значит, это не могут быть гетеротрофы, питающиеся готовой органикой. Поскольку в озеро не проникает свет - невозможен фотосинтез. Поэтому здесь могут жить только хемосинтезирующие бактерии.

"При хемосинтезе бактерии живут за счет химических связей, там нет света для фотосинтеза. Кроме того, они должны быть приспособлены к давлению 400 атмосфер - это не очень много, но тем не менее должны выдерживать и любить. Озеро было закрыто как минимум 14 миллионов лет назад, и в этих условиях бактерии должны были адаптироваться и "полюбить" холод, тьму и высокое давление", - сказал ученый.

У горячих источников

Возможно, что жизнь в озере Восток прячется на дне озера, в осадочных породах, где кислорода, как правило, не бывает: он расходуется благодаря процессам окисления в минеральном субстрате, говорит Булат. Кроме того, на дне озера могут присутствовать горячие источники, рядом с которыми могут существовать даже макроскопические организмы.

По словам ученого, изотопный баланс воды озера по кислороду-18 свидетельствует, что в озере возможно существует вход горячих вод.

"Там может быть не только бактериальная жизнь, там следует ожидать и высшую жизнь - моллюсков, крабов, и даже осьминогов, кальмаров. Не знаю насчет рыб, но, по крайней мере, вокруг этих горячих источников в Тихом океане вокруг Антарктиды полно такой жизни у дна", - сказал Булат.

Он пояснил, что подземные воды, как правило, лишены кислорода, поэтому обитатели озера могут быть пограничными существами, живущими на границе между бескислородной водой источников и перенасыщенной кислородом водой озера.

По мнению ученого, макроскопические животные могли попасть в озеро еще в те времена, когда Восток был обычным озером. "Я придерживаюсь гипотезы, что это бывший рифтовый разлом. Это озеро было обычным озером, с нормальной жизнью, там плавали рыбы. Это была еще Гондвана, она была на экваторе. Затем откололась Австралия, началось миграция к полюсу и оледенение. Четыре миллиона лет назад снег и лед уже не таяли", - сказал ученый.

По его словам, первые образцы озерного льда попадут в руки ученых не раньше мая 2013 года. Ученые будут с помощью флуориметра подсчитывать количество клеток в воде. Кроме того, они будут выделять ДНК методом полимеразной цепной реакции, и искать гены, характерные для микроорганизмов - бактерий, архей и грибов. В случае необходимости специалисты будут расшифровывать геном, чтобы определить видовую принадлежность или родственников.

"Если мы находим что-то по ДНК и можем сказать приблизительно, что это такое, то в Институте микробиологии имени Виноградского в Москве организуют работы по направленному культивированию того, что мы нашли", - сказал Булат.

Другие планеты на Земле

Ученый отметил, что обнаружение жизни в озере будет не меньшей сенсацией, чем ее отсутствие.

"На планете Земля вообще нет мест, где не было бы бактериальной жизни. Жизнь ограничена только температурным фактором - от минус 120 до плюс 120. В этой температурной "рамке" всегда есть жизнь, вне зависимости от "химии" - будь это серная кислота или чистая щелочь", - сказал Булат, отметив, что пока еще не исследовалась среда с таким высоким содержанием кислорода, как в озере.

Находка оксигенофилов может быть крайне значимым открытием в сфере астробиологии - поиска жизни на других планетах. В настоящее время многие ученые полагают, что на одном из спутников Юпитера Европе под толстым слоем льда может быть океан, условия в котором могут быть пригодны для жизни. Не исключено, что "восточная" жизнь может быть сходна с обитателями Европы, считает ученый.

3. » #6 написал: crazyrussianboys (9 февраля 2012 05:58)

Для чего? Смотрели фильм "Нечто"? =))) Я думаю, тоже варинт, забавный, конечно, но вариант.

4. » #5 написал: Korobon (8 февраля 2012 22:03)

Что то скребется  мысля, что парни  туда бурились не ради проб. Пробы  там дело десятое похоже.

Например, для чего?

5. » #4 написал: virginiya100 (8 февраля 2012 21:08)

Цитата: VladKem
    Не зря туда Патрушев летал, ой не зря!
    Дак если проблемой с разными целями и намерениями работали с 70-х, а последние 6 лет вплотну,  то надо думать "всёнепростотак"

6. » #3 написал: VladKem (8 февраля 2012 20:54)

Цитата: RF

Да и как то они на той неделе пропадали, было сообщение что пиндосы с соседней станции с ними не могли связаться, дела...
    Незря туда Патрушев летал, ой не зря!

7. » #2 написал: RF (8 февраля 2012 19:54)