» » » Найдены новые доказательства существования древнего океана на Марсе

Найдены новые доказательства существования древнего океана на Марсе

1-02-2012, 04:33 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 954)

Найдены новые доказательства существования древнего океана на Марсе

Дмитрий Целиков

Продолжает расти ком свидетельств в пользу того, что Марс когда-то (около 3 млрд лет назад) был наполнен водой — грунтовыми водами, озёрами, реками, горячими источниками — и, поданным некоторых моделей, даже мог похвастаться собственным океаном в северном полушарии.

Последнее вызывает горячие споры. Даже те учёные, которые убеждены в существовании океана, не могут решить, тёплым он был или холодным.Топографическая карта Марса, составленная аппаратом Mars Global Surveyor. Синим цветом отмечены самые низкие области, которые, вероятно, были покрыты океаном.

Новые данные радара MARSIS космического аппарата Mars Express Orbiter, по мнению Жереми Мужино из Калифорнийского университета в Ирвайне (США) и его коллег, свидетельствуют в пользу Oceanus Borealis.

РЛС зафиксировала осадочные отложения в геологическом регионе Vastitas Borealis толщиной около 100 м, которые находятся над вулканическими породами. Важно отметить, что показатель диэлектрической проницаемости отложений имеет значение 4–5, тогда как у вулканических пород — 9–10 и выше. (У чистого льда он равен 3,1.) Учёные полагают, что столь низкое значение можно объяснить только широким осаждением водных отложений или отложений, смешанных с большим количеством льда.

Отвечая утвердительно на вопрос о существовании древнего океана, не уйти от следующей проблемы: куда делась вода? Данные Mars Express говорят о том, что под поверхностью планеты погребены огромные запасы водного льда — в частности на полюсах, а также в районе береговой линии гипотетического океана, причём даже ближе к экватору, чем предполагалось.

Следует упомянуть также о том, что спускаемый аппарат Phoenix, который сел в области Vastitas Borealis в 2008 году, обнаружил месторождения водного льда лишь в нескольких сантиметрах под грунтом.

Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Подготовлено по материалам Universe Today.

1. » #1 написал: virginiya100 (12 февраля 2012 19:54)

Учёные получили лучшее подтверждение существования океана на Марсе

Европейские и американские учёные подтвердили существование океана на Марсе. Специалисты из института планетологии и астрофизики Гренобля (IPAG) и университета Калифорнии в Ирвине (UCI) проанализировали данные, полученные европейским космическим аппаратом Mars Express за два года.

Изучая верхний слой поверхности планеты, учёные установили, что грунт равнин, расположенных в северных широтах, представляет собой низкоплотный материал.

«Мы определили, что это осадочные отложения, возможно, содержащие в большом количестве лёд, — говорит ведущий исследователь Жереми Мужино (Jeremie Mouginot http://ess.uci.edu/people/jmougino). — Это доказывает, что ранее на данной территории находился океан».

Аппарат Mars Express оснащён радаром MARSIS, позволяющим зондировать ионосферу и глубинные слои марсианской поверхности. «MARSIS способен изучить слой грунта на глубине до 60–80 метров — рассказывает Влёдек Кофман (Wlodek Kofman) из IPAG. — По всей этой глубине мы наблюдали осадочные породы и лёд».

Верхний слой грунта планеты, который радар обнаружил по слабой отражающей способности, представляет собой донные отложения древнего океана, делают вывод астрономы в статье в Geophysical Research Letters. Такие породы обычно имеют низкую плотность и состоят из мелких гранул, образовавшихся под воздействием воды (жидкость подтачивает грунт, унося отдельные куски).

Как известно, вода необходима для появления жизни. Пытаясь обнаружить её присутствие, учёные занимаются поиском воды на Красной планете на протяжении длительного времени. В ноябре 2008 года американцам удалось доказать существование на Марсе ледников. В 2009 году другая группа установила, что «всего» один миллион двести пятьдесят тысяч лет назад на Красной планете была вода в жидком виде. Наконец, в августе 2011 года специалисты высказали предположение о наличие на Марсе ручьёв, которые появляются весной и исчезают с приближением зимы.

О существовании океанов на поверхности Марса учёные догадывались, но точных доказательств этому не было. Планетологи могли лишь определить предположительные береговые линии гигантских водоёмов по фотографиям, полученным космическими аппаратами.

Считается, что в истории Красной планеты были как минимум два океана. Первый — 4 миллиарда лет назад, когда преобладал тёплый климат. Второй — 3 миллиарда лет назад, когда в результате усилившейся геотермальной активности подповерхностный лёд растаял, и образовавшаяся вода по подземным каналам наполнила низменные участки планеты, образовав единое океаническое пространство.

Новые сведения позволяют не только подтвердить сам факт наличия океана в прошлом, но и определить примерное расположение и время, в течение которого он покрывал поверхность Марса. По подсчётам Мужино, океан просуществовал не более одного миллиона лет. Затем вода либо замёрзла, либо ушла глубоко под поверхность, либо испарилась в атмосферу. Учёный считает, что этого времени было бы недостаточно для образования живых организмов.

В дальнейшем Европейское космическое агентство, которое запустило Mars Express, планирует выяснить, куда исчезла океаническая вода.
    Новость на сайте «Вести.Ру»