Надо сказать, что ракете-носителю "Зенит" в этом плане повезло больше. Да, космическая программа "Энергия-Буран" была закрыта, но мы имеем "Зенит", который являлся боковым блоком первой ступени ракеты-носителя "Энергия". Поэтому программу "Энергия-Буран" можно относительно быстро и недорого реанимировать А восстанавливать все это обязательно нужно потому, что за 30 лет космическая конструкторская мысль в мире не продвинулась ни на шаг. Судите сами: «лунная» ракета фон Брауна, «Сатурн-5», оказалась «тупиковым динозавром» космической эволюции, отсутствие модульного принципа производства сделало ее «негибкой» под диапазон ставившихся задач, добавим к этому бесперспективность наращивания грузоподъемности и, естественно, ее астрономическую дороговизну. Правда, в то время Америка на такие «мелочи» не обращала внимание. Ведь на кон был поставлен престиж «цивилизации свободного мира», ну а долларов еще напечатают.
Тем не менее очевидно, что ракета типа «Сатурн» никогда и нигде производиться не будет, исчезла «лунная эйфория», исчезла и ракета. Еще более страшную шутку «безмодульность» совершила с «Шаттлом»: помимо того, что он оказался сверхдорогим, он еще получился сверхсложным и поэтому небезопасным.
На примере «Энергии-Бурана» это можно объяснить следующим образом. Советские конструкторы изначально «отделили мух от котлет». Ракета и челнок — это две отдельные, самодостаточные конструкции. Если произошла неполадка с «Бураном», то «Энергия» берет другой корабль или груз (необязательно челнок) и летит куда угодно: хочешь — на Луну, а хочешь — на Марс! Ведь все зависит только от конструкции корабля и компоновки модулей на носителе. Напомню, что грузовой потенциал этих носителей практически беспределен. К примеру, компоновка «Вулкан-Геркулес» способна вывезти на околоземную орбиту до 200 т груза! Фон Браун со своими 140 т нервно курит в сторонке. Что касается ракеты-носителя «Энергия», то принцип тот же. Если по какой-либо причине нам такая мощная ракета пока не нужна, то на орбиту летают ее составные части-модули, в данном случае — ракета «Зенит». Удивительно! Просто поражаешься гениальной прозорливости конструкторов советской школы!
Что касается «Шаттла», то американские конструкторы принцип самодостаточной модульности в него не заложили. Они, в прямом смысле этого слова, не знали, что делать с этим «бесценным сокровищем». Если выходит из строя один фрагмент составной части неделимой Системы (я имею в виду гибель 14 астронавтов на «Челленджере» и «Колумбии»), то вся система выбрасывается на свалку. И действительно, топливный бак с твердотопливными ускорителями самостоятельно в космос летать не научился, а челнок на другую ракету «пришурупить» практически невозможно. Даже если (теоретически, конечно) это было бы сделано, то «Шаттл» возил бы на орбиту и обратно мертвым грузом три тяжелых маршевых двигателя, которыми он не смог бы воспользоваться даже при посадке.
Как известно, челнок планировал на Землю, не имея возможности зайти на второй круг, что безопасности судну, естественно, не прибавляло. Если затронуть тему безопасности, достаточно вспомнить один факт: у пилотов «Шаттла», в отличие от «Бурана», не было даже катапультных кресел.
"Ангара": триумф или забвение. Часть 3
Принципы конструирования
Теперь становится понятно, почему на долгие годы абсолютную монополию по доставке астронавтов на МКС получил космический корабль «Союз» — легендарная «королевская семерка». Трудно подобрать эпитеты для этого корабля. «Союз» — это «космический Калашников», «орбитальный Т-34».
Сочетание таких качеств как феноменальная простота (производство, обслуживание, эксплуатация), громадный диапазон функциональности, надежность, безопасность, сотворило из «Семерки» космический корабль №1 за всю историю мировой космонавтики. На примере Р-7 американским визави не мешало бы поучиться тому, как изначально заложенные правильные принципы конструирования этой ракеты смогли обеспечить ей фантастическое (даже не по космическим меркам) долголетие. Р-7 «Союз» радует нас своими полетами вот уже 57 лет! И предела этому «аридову веку» я не вижу.
В последующих главах мы будем разбираться, как ракета «Ангара», словно ее тезка-река своими бурными водами, поглотит большинство семейств ракет-носителей, как в мире, так и в России. Особенно это касается тех ракет, которые будут пытаться «плавать в неспокойных водах рыночной экономики». Причем «в зону затопления» попадают носители сверхлегкого, легкого, среднего и тяжелого класса.
Однако «Ангара» и близко не подойдет к «Союзу». «Семерка» заняла такую нишу, что выкорчевать ее оттуда (в далеком будущем) сможет разве что корабль, сошедший со страниц научной фантастики. В чем же заключается феномен творения Сергея Павловича? Королев, как продолжатель великой русской конструкторской школы, неизменно соблюдал основной постулат созидателя-конструктора, из которого вытекали все последующие принципы конструирования. Этот постулат приписывается отцу легендарной «тридцатьчетверки» Михаилу Ильичу Кошкину. Он звучит примерно так: и дурак может создать сложную конструкцию, гениальный же ученый обязан создать максимально ПРОСТУЮ конструкцию, которая в итоге станет максимально ЭФФЕКТИВНОЙ.
Все элементарно. Простая конструкция дает возможность упростить ее производство, то есть внедрить недорогие, малоэнергозатратные методы производства ее составных частей. Добавим к этому возможность единовременного привлечения большого числа низкоквалифицированной рабочей силы, которая не нуждается в заоблачных зарплатах и необходимости создания учебных заведений. Это, в свою очередь, ведет к резкому увеличению единиц выпускаемой продукции и наоборот, уменьшению временных затрат на ее создание. А время, как вы знаете, это деньги.
Таким образом, выпускаемая единица техники получается с большим конструктивно-технологическим резервом. Этим резервом можно воспользоваться по-разному, например, сделать функциональную модификацию. На примере истребителя Як-9 это отчетливо просматривается. Этот истребитель претерпел 15 модификаций (причем они выпускались серийно).
Действительно, зачем нужно создавать ближний бомбардировщик, высотный перехватчик, истребитель танков (с 45-мм пушкой), когда можно функционально модифицировать имеющийся истребитель с имеющимся конструктивным резервом? Вследствие этого самолет и комплектующие выпускаются еще большей серией и, естественно, за еще меньшую цену.
Теоретически этот процесс бесконечен, а на практике это выглядело примерно так: зажиточный колхозник-пчеловод продает 70 кг меда и бежит на завод покупать сыну-летчику Як-9, потому что имеющийся, по его мнению, «прохудился».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: shamala (12 сентября 2014 17:41) Статус: |
КРУТО!!! И не подозревал, что всё так просто и одновременно сложно. Предки говорили: всё сложное ненужно, всё нужное - просто. Благодарность Автору и поклон за информацию!
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 816
комментарий 1771
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 41
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 296
Рейтинг поста:
И не подозревал, что всё так просто и одновременно сложно.
Предки говорили: всё сложное ненужно, всё нужное - просто.
Благодарность Автору и поклон за информацию!