» » » Загадка, мучавшая четверть века

Загадка, мучавшая четверть века

2-05-2009, 21:34 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 851)

ппРоссийские астрономы раскрыли загадку, которая мучила ученых всего мира около четверти века - определили, почему "светится" диск нашей Галактики

Ученые из Института космических исследований (ИКИ) РАН раскрыли загадку, которая мучила астрономов всего мира около четверти века - определили, почему "светится" диск нашей Галактики.

Рентгеновское излучение, исходящее из галактической плоскости и получившее название "хребет" Галактики, складывается из "свечения" миллионов слабых источников - белых карликов и звезд с активными коронами, говорится в сообщении ИКИ, поступившем в "Интерфакс-АВН".

Открытие совершила группа российских астрофизиков ИКИ под руководством Михаила Ревнивцева, которая использовала для работы американские орбитальные обсерватории RXTE и Chandra.

Впервые гипотеза о том, что яркое "свечение" диска Галактики складывается из излучения отдельных звезд, было высказано более 20 лет назад, но технический уровень телескопов в то время не мог подтвердить ее.

Качественный перелом в ситуации произошел благодаря российским ученым. С помощью спутника-телескопа RXTE они определили, что распределение излучения "хребта" Галактики на небе очень близко повторяет распределение обычных звезд.

Источниками рентгеновского излучения, выяснили ученые, были остатки умерших звезд - белые карлики, а также звезды в тысячи раз активнее Солнца - звезды с активными коронами.

В 2008 г. для дальнейших наблюдений группа Ревнивцева арендовала мощности американского спутника Chandra. За 11 дней непрерывных наблюдений они получили точнейшую карту области центра нашей Галактики, которая на небе занимает размер приблизительно в 10 раз меньше размера полной Луны.

В этой области было обнаружено 473 отдельных источников рентгеновского излучения. От самых слабых их них спутник с диаметром телескопа в 1 метр смог за все время наблюдения поймать всего несколько фотонов излучения.

Результаты наблюдений доказали, что рентгеновское излучение, ставившее в тупик астрономов всего мира на протяжении не одного десятка лет, действительно обладает составной природой, отмечается в сообщении ИКИ.

В планах ученых продолжение изучения "свечения" "хребта" Галактики. Они уже провели изучение этой области с помощью российско-турецкого наземного полутораметрового телескопа РТТ-150 и намерены получить изображения центра Галкктики на шестиметровом телескопе "Магеллан" (Чили).

Огромным шагом вперед в деле изучения рентгеновских источников, полагают ученые, станет обзор всего неба астрофизической орбитальной обсерваторией "Спектр-РГ". Она разрабатывается Россией совместно с Германией и запланирована к запуску в 2012 году.

Источник: www.interfax.ru.