» » » Солнце разорвало комету C/2011 N3 на куски и "проглотило" их

Солнце разорвало комету C/2011 N3 на куски и "проглотило" их

20-01-2012, 14:09 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 035)
Комета С/2011 N3 пролетает через корону Солнца
© Science/AAAS

Комета С/2011 N3 погибла из-за того, что энергия солнечного света разбила ее на мелкие части и "поглотила" их, на что указывают снимки солнечных обсерваторий SOHO и SDO, заявляют американские и британские астрономы в статье, опубликованной в журнале Science.

Комета C/2011 N3 относится к семейству так называемых комет Крейтца. Эти кометы часто называют "солнцецарапающими" (sungrazers) из-за того, что они обращаются вокруг Солнца по очень вытянутой орбите, самый близкий сегмент которой буквально "облизывает" наше светило. Считается, что Крейтцевские кометы образовались в результате распада огромной "родительской" кометы с диаметром ядра в 50-100 километров.

Группа ученых под руководством Каролуса Шрийвера (Carolus Schrijver) из Центра перспективных технологий компании Lockheed Martin в городе Пало Альто (США) проследила за перипетиями жизни и смерти кометы, изучив снимки Солнца, полученные орбитальными обсерваториями SOHO и SDO в последние минуты существования небесного тела.

Космический телескоп SOHO, совместный проект Европейского космического агентства и НАСА, является единственным внеземным коронографом - прибором, который предназначен для изучения внешней оболочки Солнца, короны. После запуска новой американской солнечной обсерватории SDO в феврале 2010 года часть функций SOHO, наблюдение за ультрафиолетовым излучением светила и мониторинг сейсмической активности на Солнце, была передана в ведение SDO.

По данным этих зондов, комета С/2011 N3 приблизилась к Солнцу и попала в поле зрения орбитальных солнечных обсерваторий в ночь с 5 на 6 июля 2011 года, после чего полностью исчезла примерно через час. В это время обреченная комета двигалась с гигантской скоростью - 600 километров в секунду, из-за чего на снимках SDO в ультрафиолетовом спектре возникло характерное помутнение изображения.

В момент максимального приближения к светилу расстояние между кометой и поверхностью звезды составляло 97 тысяч километров, что составляет всего 6% от радиуса Солнца.

Шрийвер и его коллеги рассчитали темпы потери массы кометой. При испарении льда и твердых частиц материи хвост кометы становится более плотным и большим, из-за чего его яркость начинает возрастать. Руководствуясь этим соображением, астрономы проследили за изменениями в яркости хвоста C/2011 N3 и составили график потери массы.

Оказалось, что в последние десять минут комета раскололась на серию небольших фрагментов и лишилась большей части своего вещества. По расчетам ученых, за это время C/2011 N3 потеряла от 600 до 60 тысяч тонн массы. Средний размер осколка составил 10-50 метров, что и обусловило столь быстрое испарение кометы. В процессе поглощения материи были в равной степени задействованы как излучение Солнца, так и потеря массы в результате "отрыва" хвоста от тела C/2011 N3.

Ученые полагают, что кометы Крейтца можно использовать в качестве своеобразных "пробных шаров" для изучения свойств как самих комет, так и солнечной короны. Основной аргумент в пользу этого предложения - высокая и стабильная частота попадания таких тел в поле зрения SOHO и SDO: в среднем, эти аппараты фиксируют изображения комет Крейтца один раз в три дня.

Источник: ria.ru.

1. » #1 написал: VP (16 марта 2012 09:56)

и еще одна - туда же:

COMET, DELETED: Sungrazing Comet SWAN, which dove into the sun's atmosphere during the late hours of March 14th, apparently did not survive. In the following 10 hour movie, Comet SWAN enters the solar corona but does not exit again:

Comet SWAN was a Kreutz sungrazer, a fragment of the same ancient comet that produced sungrazing Comet Lovejoy in Dec. 2011. Comet Lovejoy famously survived its brush with the sun and put on a flamboyant show after it emerged from the solar fire. While Comet SWAN was cut from the same cloth, it was a smaller fragment that has completely evaporated.

The CME emerging from the sun's northwestern limb near the end of the movie was not caused by this tiny comet's impact. It is just another eruption of active sunspot 1429.

Stay tuned to comet expert Karl Battam's blog for updates.