» » » Солнце отгрызло комете хвост

Солнце отгрызло комете хвост

18-12-2011, 11:05 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (7) | просмотров: (3 045)

Солнце отгрызло комете хвост

Комета Лавджоя пережила «встречу» с солнечной короной при температуре в миллионы градусов

Комета Лавджоя приближается к Солнцу

ТЕКСТ: София Нескучная

ФОТО: space.com

Небольшая комета сотворила большую сенсацию: она смогла пройти через корону Солнца, где температура составляет миллионы градусов. Правда, она потеряла хвост, но он скоро «отрастет», уверяют ученые.

Комету раз в жизни видел чуть ли не каждый из нас. Эти небольшие небесные тела по виду значительно отличаются от обычного населения нашего небосклона: в отличие от звезд и планет, кометы выглядят размыто, а за головой кометы следует еще более размытый шлейф – хвост. Мы видим кометы при их приближении к Солнцу, где под воздействием солнечного ветра в шлейф преобразуется кома – туманная оболочка вокруг кометы. Кометы, как и планеты, обращаются вокруг Солнца, но их орбиты сильно вытянуты. В результате некоторые кометы видны с Земли лишь раз в несколько тысяч лет.

Кометы семейства Крейца – особый случай. Это группа «царапающих Солнце» комет – их впервые описал в конце XIX века немецкий астроном Генрих Крейц. Согласно современным представлениям, эти объекты – остатки разрушившейся около двух тысяч лет назад гигантской кометы. Каждый день несколько таких комет пролетают около Солнца и распадаются: большинство из них невелики и малозаметны. Однако ученые предполагали, что и более крупные, заметные кометы не могут пережить прохождения через солнечную корону, где температура составляет миллионы градусов: небольшое небесное тело просто испарится. Вот только последние наблюдения поставили под сомнение эту гипотезу.

В пятницу комета Лавджоя из семейства Крейца прошла невредимой сквозь солнечную корону, потеряв, правда, хвост.

Комета Лавджоя после прохождения через солнечную корону - овалами выделены ее голова (справа) и хвост (слева) //NRL/SOHO/LASCO

«У этой кометы две особенности. Первая состоит в том, что обычно околосолнечные кометы семейства Крейца открывают со спутника (SOHO), поскольку они очень мелкие и становятся видны только рядом с Солнцем. А эту открыл с Земли австралийский любитель, – объяснил «Газете.Ru» старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Владимир Сурдин. – Вторая особенность заключается в том, что все думали, что комета погибнет при сближении с Солнцем, а она выжила. Правда, она лишилась хвоста. Насколько я понимаю,

она прошла через внутреннюю корону, хвост остался там. Через пару дней он должен отрасти.

Но это только моё предположение».

Комета прошла в 140 тысячах км от поверхности Солнца около 4.00 мск пятницы. Это очень близкое расстояние: Меркурий более чем в 100 раз дальше от Солнца, даже Луна в 2,5 раза дальше от Земли.

Перед «столкновением» с Солнцем космическая обсерватория SOHO зафиксировала, как комета, яркость которой достигла минус четвертой звездной величины (яркости Венеры), ушла за диск светила. Ученые полагали, что распрощались с кометой навсегда. Вероятность ее «выживания» была крайне малой. Однако затем орбитальный солнечный телескоп SDO зафиксировал, как из-за горизонта светила появляется туманное облачко – сама комета или ее остатки.

«Каким-то образом она пережила пребывание в солнечной короне, нагретой до нескольких миллионов градусов! Ее возвращение уже зафиксировали коронографы LASCO и SECCHI, причем она почти такая же яркая, как и раньше. Правда, она потеряла хвост, который до сих пор виден в той области пространства, где комета скрылась от нас», – поясняет Карл Баттамс, исследователь Солнца из Вашингтона, слова которого приводит space.com.

Астроном-любитель из Австралии Терри Лавджой, который открыл комету 27 ноября этого года, очень счастлив, что смог внести свой вклад в астрономию.

«Внимание к открытой мной комете замечательное. Заинтересованы не только ученые: ссылок очень много по всей сети Facebook, правда я ей не пользуюсь. Мне кажется, людям пришлось по душе имя кометы (Lovejoy на английском: love означает «любовь», а joy =- «радость» =- прим. «Газеты.Ru»)», – отметил он.

Для ученых работа только началась: им предстоит детально наблюдать комету с помощью различных телескопов, чтобы понять, как ей удалось пережить столь близкое свидание с Солнцем.

Источник: gazeta.ru.

1. » #7 написал: VP (21 декабря 2011 14:53)

COMET LOVEJOY IN THE MORNING: Noted astronomer John Bortle urges observers (especially in the southern hemisphere) to "begin searching for Comet Lovejoy's bright tail projecting up out of the morning twilight beginning at dawn. The tails of some of the major sungrazing comets have been extraordinarily bright. Comet Lovejoy's apparition has been so bizarre up to this point that it is difficult to anticipate just what might happen next ... [including] the exact sort of tail it might unfurl in the morning sky."

UPDATE: This morning in New Zealand, Minoru Yoneto photographed the ghostly tail of Comet Lovejoy shining through the twilight:

"I couldn't see the comet with my naked eye, but a 1.3 sec exposure with my Canon Kiss X2 digital camera revealed Lovejoy's long tail."

In the clearer skies of Devonport, Tasmania, amateur astronomer Peter Sayers did see the tail with his unaided eyes--"but just barely," he says. "The tail was just naked-eye and perhaps a degree long in our Tasmanian summer early morning twilight." [image]

The visibility of the tail could improve in the days ahead as the comet moves away from the sun and the background sky darkens accordingly. Early-rising sky watchers should be alert for this rare apparition. [finder chart]

2. » #6 написал: VP (20 декабря 2011 10:38)

This just in! The ghostly tail of Comet Lovejoy was sighted this morning, Dec. 20th, shining through the twilight glow of dawn over Australia. Peter Sayers sends this picture from Devonport, Tasmania:

"I was surprised to be able to see Comet Lovejoy in our Tasmanian summer early morning twilight with the waning Moon," says Sayers. "The comet's tail was just barely naked eye and perhaps a degree long."

The visibility of the tail could improve in the days ahead as the comet moves away from the sun and the background sky darkens accordingly. Early rising sky watchers should be alert for this rare apparition. [finder chart]

3. » #5 написал: VP (19 декабря 2011 13:46)

Цитата: Boreal
    Странно! Вроде бы известно, что "хвосты" комет всегда направлены к Солнцу, а не от него. А картинка показывает другое.

учим матчасть:

КОМЕТЫ

Кометы  — тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов, обычно со светлым сгустком-ядром в центре и  хвостом . Они принадлежат к числу наиболее красивых небесных тел. Светлые туманные оболочки, окружающие небольшое ядро, длинный  хвост , тянущийся иногда на полнеба, быстрое движение среди звезд — все это Делает  комету  непохожей на остальные небесные светила.

Кометы  могут наблюдаться тогда, когда небольшое ледяное тело, называемое ядром  кометы , приближается к Солнцу на расстояние, меньшее 4—5 а. е., прогревается его лучами и из него начинают выделяться газы и пыль, которые видны в результате их освещения Солнцем.

Газы и пыль, выделяющиеся из ядра, создают вокруг него туманные оболочки — атмосферу  кометы , составляющую вместе с ядром голову  кометы .

Атмосфера  кометы  непрерывно рассеивается в межпланетное пространство: под действием светового давления и взаимодействия с солнечным ветром газы и пыль уносятся в направлении от Солнца, образуя  хвосты   комет .

У большинства  комет  в середине головы наблюдается яркое звездообразное «ядро», представляющее собой свечение центральной, наиболее плотной зоны газов вокруг истинного ядра  кометы . Голова  кометы  и ее  хвост  не имеют резких очертаний. Их видимые размеры зависят от интенсивности выделения газов и пыли из ядра, определяемой размерами ядра и его близостью к Солнцу, а с другой стороны, от обстоятельств наблюдений, в первую очередь от яркости фона неба.

Время от времени та или иная  комета  сближается с какой-либо массивной планетой, и это приводит к резкому изменению ее орбиты.

Поперечник головы  кометы  обычно составляет десятки и сотни тысяч километров, но, например, у  кометы  1680 г. и у яркой  кометы  1811 г. он превышал миллион километров, т. е. был почти равен поперечнику Солнца, Вдоль  хвоста   кометы  яркость уменьшается постепенно, и потому длина видимой части  хвоста — до того места, где он сливается с фоном неба,— зависит от черноты неба, от применяемого телескопа и других причин, Обычно длина видимой части  хвоста  составляет миллионы и десятки миллионов километров.

Но у яркой  кометы  1680 г., имевшей гигантскую голову,  хвост  был виден на протяжении 300 млн. км, т. е. его длина была вдвое больше расстояния от Земли до Солнца.

Наблюдения ярких  комет  позволили астрономам накопить ценные данные о кометных  хвостах , послуживших основой для изучения их природы.

Как показали спектроскопические наблюдения, свечение оболочек головы и  хвоста   кометы  создается главным образом газовыми молекулами и пылью. Голова и  хвост   кометы  совершенно прозрачны. Когда  комета  оказывается между Землей и какой-либо звездой, свет звезды доходит до нас без малейшего ослабления. Значит, газы и пыль в  кометах  чрезвычайно разрежены.

Согласно классификации, предложенной в 70-х гг. XIX в. русским астрономом Ф. А. Бредшанъем, все кометные  хвосты  подразделяются на три типа:  хвосты  I типа  направлены  прямо от Солнца;  хвосты  II типа изогнуты и Отклоняются назад по отношению к орбитальному движению  кометы ;  хвосты  III типа почти прямые, но заметно отклоняются назад. При некоторых взаимных положениях Солнца,  кометы  и Земли  хвосты  11 и III типов кажутся земному наблюдателю  направленными  к Солнцу, т. е. образуют так называемые аномальные  хвосты . Современные исследования позволили установить, что  хвосты  I типа— плазменные, имеют струйчатую структуру и состоят из ионизованных молекул, которые с большим ускорением уносятся прочь от ядра вследствие электромагнитного взаимодействия с солнечным ветром.  Хвосты  II типа образованы пылевыми частицами разной величины, непрерывно выделяющимися из ядра.  Хвосты  III типа появляются в том случае, когда из ядра одновременно выделяется целое облако пылинок. Пылинки разной величины получают различное ускорение под действием светового давления, и потому такое облако растягивается в полосу—  хвост   кометы . Изредка наблюдается прямой натриевый  хвост ,  направленный  приблизительно вдоль плазменного  хвоста  ( хвоста  I типа).

Нейтральные молекулы, присутствующие в голове  кометы , приобретают под действием светового давления приблизительно такие же ускорения, как и пылевые частицы, и потому должны двигаться в направлении  хвоста  II типа. Однако время их жизни до ионизации солнечным излучением всего несколько часов, и они не успевают продвинуться далеко в  хвост  II типа. Иногда их удается заметить в небольшом количестве в начальном отрезке  хвоста .

Около 1950 г. удалось установить, что ядра  комет — это сравнительно небольшие ледяные тела, состоящие из замерзших газов, перемешанных с некоторым количеством нелетучих каменистых веществ.

Поперечники ядер бывают обычно от нескольких сотен метров до нескольких километров, и поэтому ядра видны.

Когда  комета  подходит ближе к Солнцу и испарение усиливается, то становятся видны туманные оболочки головы  кометы , а иногда и разреженный поток газов, отгоняемый прочь от ядра отталкивательным действием Солнца. Вместе с газом ядро покидают и пылинки из нелетучих каменистых веществ. Такие потоки газа и пыли образуют один или несколько  хвостов   кометы .

Не только пылинки, но также и более крупные частицы покидают ядро, увлекаемые потоком испаряющихся газов. Кометные ядра столь малы, что сила тяжести на их поверхности в десятки тысяч раз меньше, чем на Земле. Свечение газов в  кометах  — это переизлучение солнечного света, причем переизлучаются лишь лучи определенных длин волн, характерных для данной молекулы.

Как показывает изучение спектров, почти у всех  комет  излучение головы порождается нейтральными молекулами, состоящими из 2 или 3 атомов. Несколько лет назад было установлено присутствие в  кометах  атомарного кислорода, водорода и углерода. В 1974 г. впервые удалось обнаружить радиоизлучение кометных молекул.

Кометы  являются членами Солнечной системы. Они движутся вокруг Солнца по вытянутым эллиптическим орбитам различных размеров, как угодно ориентированным в пространстве. Известно около 100 короткопериодических  комет , которые через несколько лет или десятков лет приближаются к Солнцу, растрачивая при этом некоторую часть своего ядра.

Большинство  комет  имеют орбиты, в тысячи раз большие поперечника планетной системы. Они приближаются к Солнцу через промежутки времени в миллионы лет. Поэтому, в отличие от короткопериодических  комет , предсказать их появление невозможно. У таких  комет , когда они находятся очень далек от от Солнца, орбиты меняются под действием притяжения ближайших звезд. В то же время у всех  комет  при их движении в области, занятой планетами, орбиты изменяются под действием планетных притяжений. Изменения бывают особенно велики при тесных сближениях  комет  с планетами-гигантами.

Изредка должны происходить столкновения  кометы  с планетами. Часть кратеров на Луне, Меркурии и Марсе образовалась в результате ударов ядер  комет .

Большинство  комет  открывается в настоящее время по фотографиям. Бывают случаи, когда их открывают при наблюдении неба невооруженным глазом. Но невооруженным глазом они хорошо видны только тогда, когда подходят сравнительно близко к Солнцу.  Комету  называют по фамилии человека, ее открывшего, реже — по фамилии астронома, много ее изучавшего.

4. » #4 написал: Boreal (19 декабря 2011 11:28)

5. » #3 написал: VP (19 декабря 2011 10:58)

SPIRAL COMET TAIL: As Comet Lovejoy recedes intact from its Dec. 16th close encounter with the sun, researchers are pondering a mystery: What made the comet's tail wiggle so wildly in transit through the sun's atmosphere? The effect is clear in this sequence of extreme UV images recorded by NASA's STEREO-B spacecraft:

"Why the wiggles?" wonders Karl Battams of the Naval Research Lab. "We're not sure. There might be some kind of helical motion going on. Perhaps we're seeing material in the tail magnetically 'clinging' to coronal loops and moving with them. [Coronal loops are huge loops of magnetism that emerge from the sun's surface and thread the sun's atmosphere.] There are other possibilities too, and we will certainly investigate those!"

Battams notes that these images can be combined with similar images from STEREO-A on the other side of the sun to produce a three dimensional picture. "When we pair these together, and throw in the SDO images too, we should be able to get an incredibly unique 3-D picture of how this comet is reacting the the intense coronal heat and magnetic loops. We are going to learn a lot."

AMATEUR ASTRONOMERS TRACK LOVEJOY: Amateur astronomers are finding themselves able to photograph Comet Lovejoy as it emerges from the glare of the sun. A team led by Czech astronomer Jan Ebr captured this image at dawn on Dec. 17th:

Credit: Jakub Cerny, Jan Ebr, Martin Jelinek, Petr Kubanek, Michael Prouza, Michal Ringes

"We used a remotely-controlled 12-inch telescope in Malargue, Argentina," says Ebr. "The sun was below horizon at the time we took the picture, but just barely. There was only a 30 minute window between the rise of the comet and that of the sun "

6. » #2 написал: Dron (18 декабря 2011 16:23)

Может, это другая "комета", которая пряталась за Солнцем, поджидая момент, чтобы вылететь? :))

7. » #1 написал: ny4e (18 декабря 2011 13:03)

Предлагаю предложить предлагать предложения!