» » » Гигантская комета упала на нейтронную звезду

Гигантская комета упала на нейтронную звезду

2-12-2011, 10:58 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 404)
Гигантская комета упала на нейтронную звезду

Астрофизики расследуют «дело рождественской вспышки» [видео]

Светлана КУЗИНА — 01.12.2011Ученые, наконец, разобрались, что за ЧП произошло во Вселенной почти год назад - 25 декабря 2010 года. В самое католическое Рождество. Поэтому вспышку и назвали «рождественской». Напомним, что в тот день была зафиксирована самая странная за всю историю наблюдений гамма-вспышка, которой дали номер GRB 101225A. «Засек» ее орбитальный телескоп Swift

Необычна была длительность ее свечения – почти полчаса. И «угасала» она невероятно долго - почти несколько часов. А оптическое «эхо» вообще наблюдалось больше недели. Кроме того, невозможно было определить  расстояние до места события, сообщает membrana.ru.

В итоге родилось два объяснения этому происшествию, причем, оба весьма необычны.

Одна команда исследователей считает, что взрыв GRB 101225A произошел, когда нейтронная звезда погрузилась в атмосферу своего соседа – красного гиганта. При этом значительная часть оболочки большой звезды была выброшена прочь, а нейтронная звезда всего за 18 месяцев упала на ядро красного гиганта. В момент слияния на месте пары родилась черная дыра. И в ходе ее создания в космос были выброшены струи частиц, движущихся почти со скоростью света.

И согласно этому сценарию, событие произошло в 5,5 миллиарда световых лет от Земли - там, по некоторым предположениям, находится другая галактика.

Вторую версию выдвинула другая группа ученых. По их расчетам выходит, что «рождественский всплеск» произошел всего в 10 тысячах световых лет от нас, то есть в Млечном Пути. Вспышка произошла, когда очень крупная комета упала на нейтронную звезду. Комета, подобравшаяся к нейтронной звезде, была разорвана приливными силами, а её обломки обрушились на звезду. Те или иные сгустки материала могли задержаться на орбите вокруг звезды чуть дольше собратьев. Именно потому всплеск длился столь долго и сопровождался столь продолжительным послесвечением.

Свои выводы две группы исследователей изложили в одном номере журнала Nature. Какая из них верная - еще предстоит узнать, когда одна из команд найдет еще какие-то следы на месте события.

.

СПРАВКА «КП»

Рентгеновские вспышки, или иначе гамма-всплески (gamma-ray bursts -  GRB), отнюдь не самые редкие события во Вселенной. О них известно с 1969 года. Эти вспышки классифицируют и делят на два вида - короткие и долгие. Продолжительность первых - от ничтожных долей секунды до нескольких секунд. Вторые затягиваются на десятки секунд, а то и на десятки минут.

Как полагают ученые, источниками коротких вспышек становятся нейтронные звезды, которые сливаются друг с другом или с черными дырами, образуя новые черные дыры.

Долгие вспышки возникают в результате «схлопывания» массивных звезд - опять же в процессе их превращения в черные дыры. Специальные космические обсерватории Hubble и Swift регистрируют и те, и другие. Подробнее здесь.