Существует множество теорий, объясняющих нынешнее строение Солнечной системы. Одна из них гласит, что в далеко прошлом вокруг Солнца вращалась еще одна планета под названием Тейя, которая впоследствии сошла с орбиты и чередой столкновений с другими небесными телами сформировала ту систему, которую мы можем наблюдать сейчас. Астрономы надеются, что космические зонды помогут им напасть на след Тейи.
Спонтанная прогулка Тейи, без сомнений, является лишь одной версией происходивших процессов становления Солнечной системы. Однако именно это наилучшим образом объясняет все феномены ближнего космоса. Так, например, только столкновение с массивным небесным телом могло заставить Луну навсегда прекратить вращение вокруг собственной оси или же сформироваться из обломков катастрофы.
«Это все гипотетические предположения, - говорит один из участников поисков Тейи Майк Кайзер. - Мы никогда не сможем увидеть это, но многие исследователи уверены в том, что 4,5 миллиарда лет назад подобный инцидент имел место быть. Согласно гипотезам, Тейя была схожа по размерам и массе с Марсом. После соударения с Землей блуждающая планета рассыпалась на множество осколков, часть которых слиплась под воздействием центробежной силы и образовала Луну».
Читайте также " Двуликий Марс хранит свои секреты "
Впервые подобный сценарий происхождения Луны предложили в начале 80-х годов математик Эдвард Бельбруно и астрофизик Ричард Готт, известный своей теорией путешествия по времени. Затем эту идею подхватили многие ученые – она отлично объясняла особенности строения Луны: небольшое массивное ядро и дифференцированную плотность породы. Осталось только определить: какой объект был виновником катаклизма – планета, астероид или метеорит?
Ученые надеются, что двойной космический зонд STEREO, запущенный NASA в 2006 году, поможет им обнаружить следы движения Тейи по Солнечной системе и окончательно установить процесс формирования Луны. Наблюдения при помощи телескопов не позволяют обнаружить признаки существования неуловимой планеты, однако STEREO направляется в точки Лагранжа земной орбиты, где гравитационные поля Земли и Солнца пересекаются. Подобный аспект позволит телескопу зонда посмотреть на Солнечную систему без искажений.
Смотрите фоторепортаж " Сатурн: что скрывает окольцованная планета "
Двух ближайших точек Лагранжа STEREO достигнет последовательно в сентябре и октябре 2009 года. Его телескопы будут изучать солнечную активность, а также гравитационные поля светила и планет. Именно по гравитационному следу астрономы рассчитывают отследить Тейю – такое массивное небесное тело не могло свободно перемещаться по системе, не оставляя за собой каких-либо искажений.
«Компьютерная модель показывает, что осколки Тейи могли скапливаться в 4-й и 5-й точках Лагранжа, где баланс внешних сил позволили ими объединиться в целое, - говорит Кайзер. - Кроме того, блуждающая планета могла повлиять на гравитационные поля других зарождающихся тел, например, Венеры. Это тоже можно будет проверить с помощью исследований ближнего космоса зондом STEREO».
Павел Урушев Источник: «Правда.Ру».
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Проект STEREO, который занимается изучением Солнца с орбиты Земли, вышел на новый уровень работы. С его помощью теперь можно видеть не плоские, а объемные картины грандиозных солнечных вспышек и следующих за ними выбросов массы.
Астрономы, работающие с космическими аппаратами проекта STEREO, сумели впервые в истории изучения Солнца определить трехмерную форму, структуру, массу и динамику грандиозных процессов – так называемых корональных выбросов массы (Coronal Mass Ejection, или CME, как принято их называть в астрономии). И не просто определить ее постфактум – новый метод позволит предсказывать, как быстро эти выбросы достигнут Земли, а также какие области околоземного пространства они «накроют».
Эти исследования – не досужие игры ученых. Дело в том, что CME, достигая Земли, взаимодействуют с магнитным полем нашей планеты, и магнитные бури выводят из строя спутники, создают перебои в работе средств связи, доставляют массу проблем энергетикам.
Нельзя сказать, что вспышки на Солнце и следующие за ними СМЕ не изучались. Изучались и с Земли, и многочисленными космическими аппаратами. Но дело в том, что во всех случаях наблюдатель видел проекцию СМЕ на плоскость, перпендикулярную лучу зрения.
Теперь у астрономов появился проект STEREO. Два космических аппарата, работающие в нем, медленно «разлетаются» от Земли и уже отдалились настолько, что могут смотреть на один и тот же выброс с разных сторон.
Робин Коланинно (Robin C.Colaninno) из университета Джорджа Мэйсона (George Mason University) и Ангелос Вурлидас (Angelos Vourlidas) из исследовательской лаборатории ВМФ США (Naval Research Laboratory) предложили метод, по которому из данных двух аппаратов можно восстанавливать свойства СМЕ в трех измерениях.
«На пробу» американские гелиофизики восстановили структуры и динамику выбросов с декабря 2007 по апрель 2008 года. Оказалось, что их модель достаточно точно согласуется со всеми наблюдательными данными.
До Земли плазма корональных выбросов обычно долетает за шесть-восемь дней, редко – за два-три дня. Новый метод Коланинно—Вурлидаса позволяет предсказать время, за которое выброс достигнет Земли, и «район поражения» с точностью до нескольких часов – за несколько суток. А это означает, что если создать постоянную службу мониторинга Солнца, состоящую из двух аппаратов, подобных STEREO, то станет возможно оповещать о грядущих проблемах всех заинтересованных. К примеру, находящиеся в предполагаемой зоне поражения спутники можно успеть перевести в безопасный режим (случаи гибели спутников от вспышек на Солнце уже известны).
Статья ученых принята к печати в Solar Physics, но уже сейчас ее можно скачать с архива электронных препринтов Arxiv.Org.
Проект STEREO стартовал 26 октября 2006 года. Ракета Delta II вывела в космос сразу два космических аппарата – STEREO A и STEREO B. Перед тем как выйти на свои околосолнечные орбиты, оба зонда совершили гравитационный маневр в поле тяготения Луны. Один движется по орбите, расположенной чуть ближе земной, другой – чуть дальше. Соотвественно, один аппарат немного обгоняет Землю в своем движении, другой – отстает от Земли.
ИнструментарийКаждая «искусственная планета» оснащена одинаковым набором приборов:
SECCHI – Sun Earth Connection Coronal and Heliospheric Investigation (изучение коронального и гелиосферного соединения Солнца и Земли). Этот комплекс состоит из четырех инструментов: экстремальный ультрафиолетовый регистратор (extreme ultraviolet imager), два коронографа, работающих в области видимого света (white-light coronagraph), и гелиосферный регистратор (heliospheric imager).
SWAVES – STEREO/WAVES. Этот прибор регистрирует радиовсплески в межпланетном пространстве.
IMPACT – In-situ Measurements of Particles and CME Transients. Эта установка (а точнее, совместная работа установок на двух спутниках) получает 3D−изображение солнечной радиации и магнитосферы Солнца.
PLASTIC – PLAsma and SupraThermal Ion Composition (плазменный и супратермальный детектор ионов). Этот прибор изучает характеристики протонов, альфа-частиц и тяжелых ионов в солнечном ветре.
Кроме изучения Солнца и его взаимодействия с Землей, аппараты пытаются достичь еще одной, побочной, задачи. Постепенно «расходясь» от Земли со скоростью 20° в год, STEREO А и В скоро достигнут окрестностей так называемых точек Лагранжа L4 и L5, расположенных в 60° от нашей планеты по ее орбите. Некоторые астрономы считают, что в этих точках могут сохраниться фрагменты гипотетической Теи – планетоида размером с Марс, некогда якобы ударившего по молодой Земле и заставившего ее выплеснуть часть своего вещества в космос, породив Луну. Вот поисками этих фрагментов, а, может быть, и других тел, так или иначе оказавшихся в этих точках, и займутся оба аппарата – в свободное от изучения Солнца время.